Разработка занятия «Научное наследие». Направление «Читательская грамотность»

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Классы: 8, 9, 10

Ключевые слова: читательская грамотность


Цель направления «Читательская грамотность»: уметь работать с текстовой и графической информацией на примере использования исторических сведений и научных данных.

Дорогие друзья!

В 2024 году исполняется 355 лет со дня рождения выдающегося педагога Леонтия Филипповича Магницкого.

В 1715 году Леонтий Магницкий стал старшим учителем Навигацкой школы в Москве и заведующим ее учебной частью, а позже директором, благодаря тому, что в новой столице России — Петербурге — из старших мореходных классов Навигацкой школы создали Академию морской гвардии. Обучение математике в Академии морской гвардии осуществлялось по учебнику Л.Ф.Магницкого «Арифметика». Это учебник представлял собой конспект лекций Магницкого, программу его учебного курса в Навигацкой школе.

В 1716 году учредили воинское звание «гардемарин» (в переводе с французского — «страж моря», «морской гвардеец»), как переходное от ученика академия к чину мичмана (младший офицерский чин в Российском флоте с 1732 по 1917 гг., с перерывом в 1751–1758 гг.). Позже, когда академия была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус, гардемаринами стали называть учеников старших классов.

Старания Петра I и его последователей, привлекших к преподаванию в этом первом в России светском, учебном заведении лучших отечественных и зарубежных педагогов, очень скоро дали обильные всходы. Воспитанник Навигацкой школы, будущий вице-адмирал С.Лопухин одним из первых русских офицеров стал командиром корабля и отличился на своей шняве «Наталия» в Эзельском бою 1719 г. Его однокашник Н.Головин, экзаменованный лично Петром I, уже в кампании 1743 года командовал Балтфлотом.

В числе первых россиян — командиров кораблей был и выпускник Навигацкой школы 1707 года капитан-командор И.Кошелев, которому в 1725 году доверили вести отряд кораблей в Испанию... А спустя два с лишним столетия воспитанник уже ВВМУ имени М.В.Фрунзе выпуска 1941 года капитан 1 ранга Л.Осипенко в 1958 году вывел в море первую отечественную атомную подлодку «Ленинский комсомол». Традиции любимого детища Петрова продолжаются и в наши дни.

Юношей 14 лет окончил Академию морской гвардии В. Римский-Корсаков. Стажировка во Франции позволила ему получить чин лейтенанта французского флота — редкое по тем временам исключение. Воин Яковлевич положил начало морской династии в роду Римских-Корсаковых, который дал флоту почти два десятка прекрасных моряков. Четверо Римских-Корсаковых возглавляли Морской корпус и Военно-морское училище.

Морские династии — одна из лучших традиций училища (корпуса). Лазаревы, Епанчины, Бутаковы, Сенявины, Веселаго, Развозовы, Шмидты, Мещерские, Мордвиновы, Рыковы, Платоновы, Головко, Касатоновы — все они и многие другие составляют славу Отечества.

В боевую летопись флота золотыми буквами вписаны имена десятков выдающихся флотоводцев, выпускников этих стен. Среди них выделяются адмиралы Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, Ф.А.Клокачев, М.П.Лазарев, П.И.Рикорд, П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Г.И.Бутаков, Н.О.Эссен, А.В.Колчак, Л.М.Галлер, Н.Г.Кузнецов, Л.А.Владимирский, А.Г.Головко, В.П.Дрозд, А.В.Кузьмин и др.

Выпускники Морского корпуса И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский совершили в 1803—1806 гг. первое российское кругосветное плавание. Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев увековечили свои имена как первооткрыватели Антарктиды.

Известны и другие знаменитые мореплаватели из числа воспитанников училища (корпуса): братья Челюскины, Ф.И.Соймонов, А.И.Чириков, Ф.П.Врангель, Г.И.Невельской, В.М.Головнин,

  • ученые: А.С.Шишков, Ю.М.Шокальский, А.И.Берг, Н.Л.Кладо, Ф.Ф.Веселаго, А.Н.Крылов, Б.Б.Жерве, В.А.Унковский,
  • авиаконструкторы: А.Ф.Можайский, И.И.Сикорский,
  • морские министры, управляющие морским министерством, дипломаты, наконец, основатель Путиловского (Кировского) завода Н.И.Путилов,
  • писатели: К.М.Станюкович, С.А.Колбасьев, Л.С.Соболев,
  • художники: В.В.Верещагин и А.П.Боголюбов,
  • составитель «Толкового словаря» В.И.Даль,
  • композитор Н.А.Римский-Корсаков.

Предлагаю тебе, дорогой друг, стать на некоторое время гардамарином - учеником Академии морской гвардии!!!

План работы с модулем.

  1. Изучить историческую справку.
  2. Изучить теорию и формулы к каждой теме.
  3. Решить предлагаемые задачи с полным оформлением решения.
  4. Ознакомиться с творческим заданием.
  5. Снять видеоролик.

Задания>

Тема 1>. >Расчет разности широт, разности долгот и географических координат пунктов отхода и прихода>

Для расчета искомых величин рекомендуются формулы:

φ2 = φ1 + РШ; λ2 = λ1 + РД,

φ - географическая широта
λ - географическая долгота
Δ φ (РШ) - изменение широты (φ), при переходе судна из одного пункта в другой будет называться разностью широт
Δλ (РД)- разность долгот - изменение долготы (λ) при переходе судна из одного пункта в другой

Если разность долгот окажется больше 180°, то следует взять ее дополнение до 360° и изменить наименование (знак) на обратное.

Задача № 1. Судно находится в Тихом океане в точке с координатами: 40°00,2´ южной широты, 120°09,2´ западной долготы и движется в точку с координатами: 10°25,7´ южной широты, 79°47,2´ западной долготы.

Определить изменение координат судна при переходе из начальной точки плавания в конечную.

Задача № 2. Океанский буксир совершает плавание в Атлантическом океане. Координаты начальной точки: 3°05,0´ северной широты, 8°00,0´восточной долготы.

Разность широт буксира составила 17°25,0´ к югу, а разность долгот – 14°00,0´ к западу.

Найти координаты конечной точки плавания.

Тема 2. Расчет дальности видимости ориентиров по высоте глаза наблюдателя и высоте ориентира>

1. Для расчета дальности видимого горизонта в милях рекомендуется использовать формулу

Де = 2,08 √е,

где е – высота глаза наблюдателя в метрах,

2. Расчет дальности видимости ориентиров (предметов) в милях рекомендуется производить по формуле

Дп = 2,08(√h+√e),

где е – высота глаза наблюдателя в метрах, h – высота ориентира в метрах.

При решении задач по формулам полученные результаты целесообразно сравнивать с данными, выбираемыми из табл. 2.1. МТ-2000.

Задача № 1. Высота горы 950 м. Чему равна географическая дальность видимости горы, если высота глаза наблюдателя 3,0 м?

Задача № 2. Высота маяка 19,5 м. Рассчитать, с какого расстояния откроется маяк наблюдателю с высотой глаза 2,5 м.

Тема 3>. >Маяковский о маяке>

На морских и речных дорогах есть свои «светофоры» и «дорожные знаки», а «проезжающие» по этим путям корабли и суда сигналят своими огнями и сиренами... Своей внешней формой и окраской,светом и звуком предупреждают о навигационных опасностях, о возможном столкновении пловучие вехи, баканы, бакены, буи и маяки, береговые маяки, башни и знаки, корабельные огни...

«Осветите» огнем маяка буквы в прямоугольнике и прочитайте и запишите двустишие Владимира Маяковского из его произведения «Эта книжечка моя, про моря и про маяк».

Тема 4>. Якорь поднять!

Якорное устройство современного корабля — это целое хозяйство с якорями, якорными клюзами, якорными цепями, стопорами для них, якорными машинами - шпилями или брашпилями и цепными ящиками. Якоря бывают становые (главные) и вспомогательные. Они делятся на якоря с неподвижными лапами — адмиралтейские и якоря с поворотными лапами патентованные. Из последних наиболее распространены якоря Холла и Матросова. На современном корабле применяются исключительно якоря с вращающимися лапами без штоков. Якоря с неподвижными лапами используются обычно как вспомогательные, а также на парусных судах. Сконструированный советским инженером И.Р.Матросовым якорь обладает высокой держащей силой, большей, чем якоря Холла и др. Хорошо входя в грунт, он не переворачивается и не выходит из грунта при развороте на 3600.

Шпиль - ручная, паровая или электрическая лебедка с вертикальным барабаном для подъема и отдачи якоря; такие якорные машины устанавливаются главным образом на военных кораблях и больших пассажирских судах. На прочих гражданских судах обычно применяется брашпиль - горизонтальный шпиль, могущий быть как ручным, так и механическим - паровым или электрическим.

На рисунке изображен якорь Холла. Впишите по вертикали и по горизонтали названия трех его частей, отмеченных цифрами.

Тема 5. По воде и на льду

Парусным спортом можно заниматься круглый год: летом на парусных яхтах, зимой на буерах. На рисунке показаны 16 направлений ветра относительно парусного судна, а под ней записаны 16 курсов парусного судна относительно ветра.

Прочитайте и запишите высказывание русского флотоводца вице-адмирала С.О.Макарова.

Для выполнения задания можно использовать подсказку:

Тема 6>. >От 13 мм до 406 мм

Морская артиллерия — главное оружие линкоров, крейсеров, мониторов, канонерских лодок и бронекатеров. Артиллерией вооружены также эсминцы, сторожевые корабли, подводные лодки и другие боевые корабли военно-морского флота. Имеется также и мощная береговая артиллерия. Современная морская артиллерия может поразить любую цель на расстояниях до 40 километров на море и на суше и на расстояниях до 20 километров в воздухе. Артиллерийские установки и приборы управления артиллерийским огнем на кораблях и батареях обслуживают комендоры башенные, палубные и зенитные, артиллерийские электрики, визиридики, дальномерщики и другие специалисты.

Разберитесь в прилагаемом линейном масштабе калибров морской артиллерии и определите выраженные в нем величины калибров артиллерийских орудий в миллиметрах.

Тема 7. Изучайте русскую семафорную азбуку!

Сигналопроизводство флажным семафором... Его должен знать не только сигнальщик, но и каждый моряк независимо от специальности.

Прочитайте текст этой шифрограммы. Подумайте, как это сделать.

Творческое задание:

  1. Самостоятельно изучить жизненный путь одного из выпускников Морской академии, заинтересовавшего Вас в исторической справке;
  2. Создать видеоролик, подтверждающий или опровергающий следующую гипотезу: обучение в Морской академии (Морском кадетском корпусе) наложило отпечаток на личность и карьеру выпускников, не связавших свою жизнь с морем.

Всем ярких идей и нестандартных творческих решений!

Успехов!