«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием,
в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса».
И.С.Тургенев
Речь - это вид деятельности человека, представляющий собой реализацию мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей и является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта. Формирование речи младших школьников - одна из важнейших задач, стоящих перед учителями. Развитая речь помогает ребенку лучше овладевать знаниями, формирует ум, волю, чувства. Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь говорили лучшие педагоги и методисты. Важную роль в создании методики развития речи сыграла деятельность Е.И.Тихеевой, талантливого педагога, последовательницы К.Д.Ушинского, общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е.И.Тихеева была знакома с опытом детских садов России, Италии, с 1913 г. сама руководила детским садом. Вслед за К.Д.Ушинским она считала родной язык фоном, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е.И.Тихеева отводила методике развития речи.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Качество и уровень развития речи ученика зависит от того, насколько богат его словарный запас и как развито умение правильно использовать слова для построения предложения и текста.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения ООП, они носят личностный, предметный и метапредметный характер, их достижение предполагает высокий уровень развития как устной, так и письменной форм речи. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей
Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.
Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Большинство направлений работы по развитию речи можно успешно проводить на самых разных уроках и во внеурочной деятельности тоже. Но главные - это, конечно же, уроки русского языка и литературного чтения.
Эффективные методы и приемы развития речи:
Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известны задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.
Работа со словарем-тетрадкой, в который записывают новые словарные слова определённым образом. Задания направлены не только на запоминание нового слова, но и ведется систематическая работа по развитию речи. Слова разбиты на блоки, у каждого блока свое название. Например: «Россия», «птицы» и т.д. Ребенок записывает слово, делит на слоги, ставит ударение и подбирает картинку или самостоятельно рисует цветными карандашами. Цвет дает возможность лучше запомнить словарное слово наизусть.Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.
Игры со словами развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм. Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам.
Словесное рисование - способность выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
Написание сочинений. Можно выделить разные виды сочинений. Сочинения-описания могут быть основаны на наблюдениях учащихся, на их личных впечатлениях или на анализе справочной и научно-популярной литературы.
Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях. Они основаны на личном опыте учащихся.
Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления. Написание сказок требует глубокого анализа смысла понятий. Ведь по ходу сказки героев нужно описать.
Сочинения-загадки. Цель - описать объект, его свойства, чтобы его можно было узнать. Для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого предмета. Затем дать ему словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. При этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки.
Данные формы работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, на формирование положительных эмоций в обучении.
Ребусы, кроссворды. Подбор синонимов, антонимов, омонимов. При использовании данных приёмов можно не только узнать много интересных вещей из разных областей культуры и науки, обогатить свой словарный запас, но и помочь себе развить свою собственную речь. Данные методы и приемы помогают в тренировке памяти и правописания.
Артикуляционные гимнастики - скороговорки, чистоговорки. Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.
Читательский дневник. На протяжении всего обучения в начальной школе дети ведут читательские дневники, где фиксируют число выполненной работы, автора и название прочитанного произведения, затраченное время работы. В этом дневнике записывают свои рассуждения о прочитанном произведении, показывая свое отношение к главным героям.
Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.
Работа над словосочетанием и предложением предусматривает упражнения на основе образца (чтение предложений, их анализ); конструктивные (нахождение границ предложений в тексте, написанном без точек и заглавных букв, распознавание грамматической основы слова с помощью вопросов, выражение одной мысли в нескольких вариантах предложений); творческие (составление словосочетаний и предложений по иллюстрации, по данным словам и др.);
Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
Список литературы
- Артюхова И. Устойчивость внимания // Нач. шк. (приложение). - 2002.- №8.
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных. - М.: Просвещение, 1995, с.85-87.
- Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки // Вестник. - 2003.- №11.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - Интернет.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. - М.: Просвещение, 1966.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. - М.: Издательство Академии педагогических наук.