Тип урока |
ОНЗ |
Педагогические задачи |
Создать условия для ознакомления с особенностью склонения имен прилагательных во множественном числе; совершенствовать умение склонять имена прилагательные во множественном числе; способствовать развитию умений составлять из слов предложения, определять падеж имен прилагательных, выделять их окончания; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты |
Познакомятся с особенностью склонения имен прилагательных во множественном числе; научатся склонять имена прилагательные во множественном числе; выполнять морфологический разбор имени прилагательного; составлять
|
Метапредметные УУД |
Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
|
Личностные
|
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России |
Ресурсы урока: |
Учебник по русскому языку В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России», рабочая тетрадь, рабочая программа Оборудование:
|
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Необычный день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
«Видеть вас мы очень рады!»
- Откройте тетради и запишите в них число, классная работа.
Наш язык - русский язык таит в себе много секретов, а для незнаек - немало ловушек.
Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка.
(Стук в дверь)
- Ребята. Оказывается к нам ещё пришли гости.
- Узнайте, о какой части речи мы с вами будем говорить на уроке.
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная,
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
(О.Головко)
- О какой части речи говорится в стихотворении? (о прилагательном)
- Дополните мои предложения именно именами прилагательными.
- Настроение у нас … . (чудесное)
- Ждут задания вас … . (интересные)
- На уроке всегда будь … . (внимательный)
- И урок выйдет … . (замечательный)
- Вот на такой нотке мы и будем работать весь урок.
План урока
- Словарная работа
- Повторение пройденных знаний.
- Совместное «открытие» нового.
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Проверка по образцу.
- Включение в систему повторений.
- Итог урока. Рефлексия.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
1. Словарная работа.
- Узнайте по признакам и подпишите существительное.
- Пустой, общий, плацкартный … (вагон)
- Утренняя, местная, популярная … (газета)
- Свежее, парное, коровье … (молоко)
- Ночные, ликующие, торжественные … (салюты)
- Назовите «лишнее» слово.Почему оно «лишнее»?
- Это новое слово. Авы знаете, откудоо оно к нам пришло?
Само слово "салют" пришло к нам из французского языка ("salut" - "приветствие"), если копнуть еще глубже, то корень слова - латинский ("salus" с тем же значением). Таким образом, основное значение слова "салют" именно такое - приветствие. В Древнем Риме под этим подразумевали абсолютно конкретный жест - вскинутую вверх руку с прямой ладонью и пальцами, плотно прижатыми друг к другу. Это так называемый "римский салют".
2. Повторение знаний об имени прилагательном.
- Мы сегодня на уроке будем продолжать работать над именами прилагательными.
- Вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном.
- часть речи…;
- обозначает…;
- отвечает на вопросы…;
- в предложении является …;
- всегда связано с …;
- прилагательное делает нашу речь….;
- может употребляться …(в краткой форме):
- в краткой форме в предложении является …:
- образуются с помощью суффиксов от имён ….
- Назовите шаги учебной деятельности при «открытии» нового знания.
(Определяю, чего я не знаю и сам найду способ)
- Как вы думаете, а всё ли мы уже знаем об имени прилагательном?
- Посмотрев видеофрагмент, вы должны попробовать сами сформулировать тему урока.
Просмотр видео.
- Поделитесь своими впечатлениями после просмотренного видео.
- Когда смогли победить животные? (Когда их было много)
- Окончания, в каком падеже во множественном числе вы знаете? (В И.п.)
- А известны ли нам окончания имён прилагательных мн.ч. в других падежах? (нет)
- Скажите тогда, как называется изменение ИП по падежам? (склонение)
- Таким образом, мы подошли к названию темы нашего урока.
- Кто может сформулировать её? (Склонение имён прилагательных во множественном числе)
- Раз мы знаем окончания ИП мн.ч. только в И.п.
Какую же цель мы должны перед собой поставить?
Цель: узнать окончания ИП мн.ч. и в других падежах.
- Для того чтобы добиться нашей цели, что мы должны сделать? (задачи)
- Просклонять ИП во мн.ч.
- Устанавливать связь - существительное и прилагательное
- Учиться писать окончания ИП во мн.ч.
III. Совместное «открытие» нового
Работа в группах
- 1 группа склоняет словосочетание ОГРОМНЫЕ КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ,
- 2 гр. - ГРАЦИОЗНЫЕ ДИКИЕ ТУРЫ
- 3 гр.- НИЗКИЕ ПУШИСТЫЕ ОБЛАКА,
- 4 гр. - ХРАБРЫЕ ОСЕТИНСКИЕ МУЖЧИНЫ
- 5 гр.- ГОРДЫЕ ОСЕТИНСКИЕ ДЕВУШКИ
- 6 гр. - ТРАДИЦИОННЫЕ ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ
- Не забудьте выбрать того, кто будет отвечать
Защита проектов у доски. Дети составляют таблицу окончаний имён прилагательных во множественном числе.
- Как мы можем убедиться, что «открыли» новое знание правило?
(Проверить в учебнике на стр.38).
- Чем различаются падежные вопросы ИП во мн. ч. с сущ. м.,ср. и ж. родов? (они не различаются)
- Какой мы можем сделать вывод? (ИП во мн.ч. изменяются только по падежам)
- Исходя из всего этого, скажите, чему мы учились, выполняя задание в группе?
(склонять ИП мн.числа)
-Что нового узнали? (Узнали, какие бывают окончания ИП во мн. ч.)
IV. Физминутка
А теперь немного отдохнём. Встаньте.
- Я буду называть словосочетания с прилагательными во мн.ч. и в ед.ч. Если в словосочетании назову прилагательное в ед.ч., вы делаете наклон вперёд, если во мн.ч. - наклон назад.
Зимние дни, белый снег, горная река, крутые берега, кавказский хребет, снежные вершины, огромные ледники, Цейское ущелье, родниковая вода, шумные водопады, холмистые долины, альпийские луга.
V. Первичное закрепление
1. Фронтальная работа.
- Всю эту красоту воспевали в своих произведениях великие мастера слова
Горы р..дные, тропы л..сные,
Дивн…. песни ущелий и гор.
Взор мой л..скает,
Радует сер..це
Наша Осетия мил..я,
Светл..й её простор.
(К.Л.Хетагуров)
- Вставь пропущенные буквы.
- Найди прилагательные во мн. числе. Что у них общего? (стоят в И.П.)
Дивные (песни) - (какие?) прил., н.ф. дивный, -, И.п., мн.ч., определение.
2. Сценка на осетинском языке
VI. Самостоятельная работа
Стр.38, упр.81.
Склоняют по вариантам словосочетания. Затем проверяют по образцу:
VII. Включение в систему повторений
Работа в парах - стр.22 упр.51 в рабочей тетради.
VIII. Итоги урока
- С какими именами прилагательными работали на уроке? Как?
- Как не могут изменяться имена прилагательные во множественном числе?
- Как определить падеж имён прилагательных во множественном числе?
- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе в косвенных падежах?
Составление синквейна.
(Правила построения синквейна
- Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.)
IX. Рефлексия
- Я научился…
- Я знаю…
- Я смог…
- Для меня было сложным…
- Мне понравилось …
- Оцените свою работу салютами:
- зелёный, если вы были активным участником урока и легко и без ошибок справились с самостоятельной работой и сможете объяснить товарищу;
- жёлтый, если были активны, многое получилось, но остались ещё какие-то трудности и вопросы;
- красный, если вы не работали, допустили много ошибок, осталось много вопросов.
Д/з:
По группам:
- Выполнить упр.50 на стр.22 в рабочей тетради;
- Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.
- Составить текст из деформированных предложений - упр.83, стр.39 учебника.
- Составить тест по теме: «Имя прилагательное» из 5 заданий.
- Придумать сои варианты синквейна по теме сегодняшнего урока.
- Придумать сказку по теме: «Имя прилагательное».