Цель: познакомить родителей с особенностями памяти, внимания младших школьников.
Участники: классный руководитель, родители обучающихся, педагог-психолог.
Оборудование: выставка литературы о памяти и внимании, методах их развития, о психологии познавательных процессов личности ребенка; листы с описанием развивающих игр; наглядный материал для тренировки памяти, внимания (таблицы, картинки и т.п.); магнитофон.
Подготовительный этап:
- подбор музыкального сопровождения;
- приглашение родителей на собрание;
- проведение экспресс-диагностики особенностей памяти и внимания учащихся;
- анализ результатов диагностики учащихся совместно с педагогом-психологом;
- подготовка выставки книг, статей о памяти, внимании и других познавательных процессах.
Ход мероприятия
1. Вступление
Звучит музыка. Родители занимают свои места за тремя столами, в результате чего образуются рабочие группы участников собрания.
Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие его провести. Докладывает о результатах анкетирования родителей и экспресс-диагностики учащихся, предлагает более глубоко и детально разобраться в том, что такое память, внимание и как их развивать.
2. Выступает педагог-психолог
Одним из основных свойств личности является память. Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
В младших классах ученики запоминают большое по объему количество материала, а потом его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие трудности. Необходимо научить их рациональным приемам запоминания. В этом случае нужно, с одной стороны, учить ребенка приемам осмысленного запоминания, разделяя учебный материал на смысловые единицы, группировать по смыслу, сопоставлять его и т.д.; с другой стороны - формировать приемы воспроизведения, распределенного по времени, а также приемы самоконтроля за результатами запоминания.
После овладения приемами, способами запоминания учение школьника становится осмысленным, а его деятельность произвольной, управляемой.
Важный прием запоминания - деление текста на смысловые части, составление плана. Обычно такая работа вызывает у учеников большие затруднения. Они не могут выделить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически разделяя запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают это они лучше, когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда ученики в устной форме передаю содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план литературного произведения или арифметической задачи, сложной по содержанию), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести.
Учить ребенка надо и другим способам запоминания, таким как сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что уже хорошо известно. Научившись запоминать и соотносить запоминаемый материал с использованием внешних средств (картин, предметов), ученик учится этим приемам и во внутреннем плане, находя сходство и различие между старым и новым материалам и т.д.
Воспроизведение заученного учебного материала для младшего школьника - задача трудная: оно требует умения ставить цель, включать процессы мышления и осуществлять самоконтроль.
К третьему классу развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность ученика: учебный материал обрабатывается в процессе мышления (обобщение, систематизация), что позволяет школьнику более связно воспроизводить его содержание. К третьему классу продуктивность памяти интенсивно развивается на основе произвольного запоминания. Но оба вида памяти (непроизвольная и произвольная) развиваются вместе и взаимосвязаны.
Давайте коротко подведем итог: что же делать для совершенствования памяти?
Прежде всего, необходимо учить смысловому запоминанию учебного материала; использовать рациональные способы запоминания - связать мышление с памятью и осуществлять интеллектуальную работу по осмыслению текстов. Этому способствует:
- активная деятельность;
- деление текста на смысловые части;
- придумывание заголовков, составление плана;
- прослеживание основных смысловых линий;
- выделение смысловых опорных пунктов или слов, моделирование;
- возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания;
- мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух.
В результате учебной материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.
3. Психологический практикум
Рассматриваются индивидуальные особенности внимания учащихся класса, которые необходимо учитывать в учебной деятельности.
- Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
- Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
- Хорошо организованное внимание сочетается с малым объемом.
- Легко отвлекаемое внимание.
- Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Группам родителей раздаются памятки «Что может помочь вашему ребенку в запоминании учебного материала?» - Заключительный этап
В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям.
- Помогите вашим детям стать внимательными, помогите улучшить память.
- Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приемами.
- Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие из предложенной литературы.
- Постарайтесь научить играть детей в шашки и шахматы.
- Учите детей быть наблюдательными - умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном.
Памятки
Что может помочь вашему ребенку в запоминании учебного материала?
- Повторение. Научите ребенка механически запоминать материал, несколько раз повторив его про себя.
- Организация запоминаемого материала. То есть группировка материала по категориям, по общим признакам.
- Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события: вместо простого воспроизведения, например, «Дети собирали грибы», задается вопрос: «Были ли лукошки?»
- Создание умственных образов. Может быть применено для воспроизведения рассказа.
- Поиск информации в памяти. Вспомнить правила, законы, выводы и т.п.
- Создание сценариев. Запоминание информации на основе происходящих событий.
Игровые упражнения для развития внимания
- Охота на кота. Детям предлагаются тексты (одинаковые по количеству слов и длине), вырезанные из журнала. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: К, О, Т. Кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.
- Зеркало. Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторить движения другого.
- Летает - не летает. Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол ладони. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.п. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибается, исполняет фант.
- Самый внимательный. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем количество слов: со звуком «а», со звуком «в», со звуком «б» и т.п.