Об особенностях памяти и внимания младших школьников

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями

Классы: 1, 2, 3, 4


Цель: познакомить родителей с особенностями памяти, внимания младших школьников.

Участники: классный руководитель, родители обучающихся, педагог-психолог.

Оборудование: выставка литературы о памяти и внимании, методах их развития, о психологии познавательных процессов личности ребенка; листы с описанием развивающих игр; наглядный материал для тренировки памяти, внимания (таблицы, картинки и т.п.); магнитофон.

Подготовительный этап:

  • подбор музыкального сопровождения;
  • приглашение родителей на собрание;
  • проведение экспресс-диагностики особенностей памяти и внимания учащихся;
  • анализ результатов диагностики учащихся совместно с педагогом-психологом;
  • подготовка выставки книг, статей о памяти, внимании и других познавательных процессах.

Ход мероприятия

1. Вступление

Звучит музыка. Родители занимают свои места за тремя столами, в результате чего образуются рабочие группы участников собрания.

Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие его провести. Докладывает о результатах анкетирования родителей и экспресс-диагностики учащихся, предлагает более глубоко и детально разобраться в том, что такое память, внимание и как их развивать.

2. Выступает педагог-психолог

Одним из основных свойств личности является память. Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

В младших классах ученики запоминают большое по объему количество материала, а потом его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие трудности. Необходимо научить их рациональным приемам запоминания. В этом случае нужно, с одной стороны, учить ребенка приемам осмысленного запоминания, разделяя учебный материал на смысловые единицы, группировать по смыслу, сопоставлять его и т.д.; с другой стороны - формировать приемы воспроизведения, распределенного по времени, а также приемы самоконтроля за результатами запоминания.

После овладения приемами, способами запоминания учение школьника становится осмысленным, а его деятельность произвольной, управляемой.

Важный прием запоминания - деление текста на смысловые части, составление плана. Обычно такая работа вызывает у учеников большие затруднения. Они не могут выделить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически разделяя запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают это они лучше, когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда ученики в устной форме передаю содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план литературного произведения или арифметической задачи, сложной по содержанию), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести.

Учить ребенка надо и другим способам запоминания, таким как сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что уже хорошо известно. Научившись запоминать и соотносить запоминаемый материал с использованием внешних средств (картин, предметов), ученик учится этим приемам и во внутреннем плане, находя сходство и различие между старым и новым материалам и т.д.

Воспроизведение заученного учебного материала для младшего школьника - задача трудная: оно требует умения ставить цель, включать процессы мышления и осуществлять самоконтроль.

К третьему классу развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность ученика: учебный материал обрабатывается в процессе мышления (обобщение, систематизация), что позволяет школьнику более связно воспроизводить его содержание. К третьему классу продуктивность памяти интенсивно развивается на основе произвольного запоминания. Но оба вида памяти (непроизвольная и произвольная) развиваются вместе и взаимосвязаны.

Давайте коротко подведем итог: что же делать для совершенствования памяти?

Прежде всего, необходимо учить смысловому запоминанию учебного материала; использовать рациональные способы запоминания - связать мышление с памятью и осуществлять интеллектуальную работу по осмыслению текстов. Этому способствует:

  • активная деятельность;
  • деление текста на смысловые части;
  • придумывание заголовков, составление плана;
  • прослеживание основных смысловых линий;
  • выделение смысловых опорных пунктов или слов, моделирование;
  • возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания;
  • мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух.

В результате учебной материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.

3. Психологический практикум

Рассматриваются индивидуальные особенности внимания учащихся класса, которые необходимо учитывать в учебной деятельности.

  1. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
  2. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
  3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объемом.
  4. Легко отвлекаемое внимание.
  5. Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
    Группам родителей раздаются памятки «Что может помочь вашему ребенку в запоминании учебного материала?»
  6. Заключительный этап

В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям.

  1. Помогите вашим детям стать внимательными, помогите улучшить память.
  2. Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приемами.
  3. Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие из предложенной литературы.
  4. Постарайтесь научить играть детей в шашки и шахматы.
  5. Учите детей быть наблюдательными - умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном.

Памятки

Что может помочь вашему ребенку в запоминании учебного материала?

  1. Повторение. Научите ребенка механически запоминать материал, несколько раз повторив его про себя.
  2. Организация запоминаемого материала. То есть группировка материала по категориям, по общим признакам.
  3. Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события: вместо простого воспроизведения, например, «Дети собирали грибы», задается вопрос: «Были ли лукошки?»
  4. Создание умственных образов. Может быть применено для воспроизведения рассказа.
  5. Поиск информации в памяти. Вспомнить правила, законы, выводы и т.п.
  6. Создание сценариев. Запоминание информации на основе происходящих событий.

Игровые упражнения для развития внимания

  1. Охота на кота. Детям предлагаются тексты (одинаковые по количеству слов и длине), вырезанные из журнала. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: К, О, Т. Кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.
  2. Зеркало. Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторить движения другого.
  3. Летает - не летает. Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол ладони. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.п. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибается, исполняет фант.
  4. Самый внимательный. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем количество слов: со звуком «а», со звуком «в», со звуком «б» и т.п.