Все в мире начинается с любви…
Любви к людям, природе, красоте…книге
И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать
- Безусловно, особенности темперамента, качество зрения, в определенной степени влияют на развитие скорости чтения. Однако все же навык чтения - навык приобретенный, подлежащий дальнейшему совершенствованию.
- Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку. Без быстрого чтения, по словам В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.
- Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
Слова русского поэта: А.С.Пушкина «Чтение - вот лучшее умение».
- Ведь многие смотрят только фильмы и мультики, и не любят читать.
- Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.
Зачем нужны книги
Книга развивает фантазию и учит нас мыслить образами.
Высказывания одного ученика
- Книги помогают мне хорошо учиться. Когда я читаю, то узнаю и запоминаю много нового. От чтения я намного быстрее начал думать. Я могу на уроках быстро решить задачку или дать ответ учительнице. Еще мне никогда не бывает скучно. Я всегда ношу с собой книжку, и могу почитать ее в любую свободную минуту.
- Чтение книг тренирует мой мозг. Я хорошо запоминаю прочитанное и поэтому мне не сложно выучить домашнее задание или стихотворение наизусть. Я всем рассказываю какое увлекательное занятие читать. Из книг я узнал, как много великих и знаменитых людей прославились именно потому что очень много читали. Поэтому я полностью согласен со словами великого русского поэта А.С.Пушкина «Чтение - вот лучшее учение!»
- По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Эти факторы ввели в тесты, анкеты, протестировали и проанкетировали более 2000 учеников. Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем остальных. Это - скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту).
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин.
Педагоги и психологи констатируют тот факт, что дети едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется. Ребята медленнее читают условие задачи, упражнения, забывают его суть, прежде чем начнут его выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный читатель.
Медлить нельзя, т.к. технику чтения можно развивать с момента начала умения читать и до 12 лет.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в начальных классах.
Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
- Отличники, должны читать к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту.
- Хорошисты -120 слов в минуту.
- Троечники - 80-90 слов в минуту.
Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет затруднено.
СОВЕТЫ
- Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, ели мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями.
- Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Вспомните, раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказку. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.
- Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: Две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
- Очень полезно читать на ночь, лежа на животе. Единственное условие - хорошее освещение. Позвоночник принимает расслабленную позу, отдыхает, расслабляется.
- «Жужжащее» чтение тоже дает хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1-2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажера резко увеличивается.
И самое главное, ведение читательских дневников с 1 класса. У каждого ученика имеется читательский дневник, где он записывает название произведения, автора и кратко о чем это произведение.
Надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.
Это интересно:
- В.И.Ленин и А.М.Горький читали примерно 600 слов/мин.,
- американского президента Дж.Кеннеди - около 2000 слов/мин.
Диктора телевидения широко варьируют свою скорость чтения - в пределах от 90 до 170 слов/мин, при среднем значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Пример. В Соединенных Штатах на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения просто, утонет в потоке бумаг.
Человек, который читает книги, проживет тысячу жизней: тот кто не читает, проживет одну (ДЖОРДЖ МАРТИН)
В.В.Путин: «Повышение интереса к чтению становится общенациональной задачей».
"Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Надо прямо сказать: есть опасность, что этот статус мы можем утратить. По данным социологов, у нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Ни бумажных, ни электронных. Никаких. И это, конечно, очень тревожный факт", - заявил Путин на съезде Российского книжного союза.
История проекта «100 книг» началась в январе 2012 года, когда на страницах «Независимой газеты» появилось письмо Владимира Путина:
В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы
Зачем ввели итоговое сочинение? Дети и так не успевают подготовиться к ЕГЭ.
Решение о том, что выпускники школ должны писать итоговое сочинение, принято во исполнение подпункта 9 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г.
Оно обусловлено тем, что школа должна воспитывать личность. Введение итогового сочинения как формы допуска к государственной итоговой аттестации подтолкнет школьников к изучению русского языка и литературы, а также к развитию умения правильно формулировать и излагать собственные мысли.
Вместе с тем предусмотрены предельно «мягкие» условия проведения и оценки итогового сочинения:
- участники пишут его в собственной школе;
- участнику в своих рассуждениях достаточно опереться на одно самостоятельно выбранное произведение.
- При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Спасибо за внимание.