Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Тема моего самообразования: «Информационные технологии в преподавании». В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение всей педагогической деятельности. Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, если учится сам.
Самообразование учителя должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанализу и самооценке, а не только на сугубо профессионально значимые знания и умения по теории и методике предмета, хотя они база для всех решений учителя.
Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Стремлюсь создавать условия для личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся. В своей практике применяла и применяю нестандартные виды уроков.
Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.
На этих уроках стараюсь оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. На таких уроках активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, меж предметные и внутри предметные связи.
Сейчас учитель свободен в выборе современных педагогических технологий: технология проектного обучения, технология развития, критического мышления, проблемное обучение, проектное обучение, технологии логико-смыслового моделирования и другие. И все эти инновации через самообразование, повышение квалификации и совершенно новую форму - сетевое сообщество. На уроках царит атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Я применяю на уроках приемы критического мышления.
Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное для меня - работать над собой, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
ИКТ позволяют мне раскрыть свои личностные качества, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах (как с учениками, так и с их родителями), способствуют сплотить детский коллектив, осуществлять принцип взаимосотрудничества ученика и учителя. Информационно-коммуникативные технологии вовлекают школьников в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, развивать свои творческие способности. Сегодня трудно представить себя учителя без использования ИКТ, которые дают педагогу безграничные возможности и в повышении своего учительского мастерства, и в проявлении себя как профессионала, так и как личности, позволяют раскрыть свои гражданские качества, но также и выступить в роли ученика: ведь невозможно заинтересовать детей чем-либо, самому не владея этим в совершенстве!
На уроках применяется мультимедийная поддержка, я считаю, что в соответствии с возрастными особенностями ребёнок лучше воспринимает то, что ему интересно, что привлекает его внимание, а демонстрационный материал на бумажной основе не всегда соответствует требованиям современного урока, а порой просто невозможно найти дополнительный или наглядный материал по теме урока. А также использование ИКТ на уроках, ведёт к повышению активности на уроке тех детей, которые по различным причинам ранее ею не отличались, поэтому приходится осваивать разные программы для более качественного обучения.
Применение ИКТ помогает мне не только в обучении, но и в воспитании своих учеников. Классные часы с использованием компьютерных презентаций позволяют более глубоко донести до сознания детей тот или иной материал, помогают в нравственном воспитании подрастающего поколения, способствуют сплочению родительского коллектива класса. Поэтому я считаю самообразование своей главной задачей
В результате:
- расширился круг моего профессионального общения,
- моя методическая копилка пополнилась материалами учителей, размещенными в данных сообществах.
Эта тема помогла мне повысить свою квалификацию и профессионально самосовершенствоваться.
Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Моя работа над темой самообразования продолжается.
Список используемой литературы
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с.
- Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М., 1993
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш.Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с
- Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. №
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 224 с.