Здоровье ребенка является основой его полноценного развития. В школах на уроках большую часть времени дети проводят в неподвижном положении, сидя за партами. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития, координации движения, выносливости. Таким образом, можно говорить о том, что интенсивность физического развития детей, состояние их здоровья во многом зависит от их двигательной активности. Как же достичь качественного обучения, уделяя при этом максимальное внимание здоровью школьников?
Одной из основных задач школы является качественное обучение, но при этом необходимо сохранить здоровье детей, реализовывать физкультурно-оздоровительные технологии. С состоянием здоровья детей связана успешность обучения. Одна из причин снижения уровня здоровья школьников - это отсутствие в процессе обучения необходимого для нормального развития молодого организма объёма физической активности: "сидячие уроки", как правило, проведение занятий в душном помещении, "замкнутом" - закрытом миру пространстве. Чтобы исключить негативные последствия такой работы существует потребность в своевременных сменах различных видов деятельности на уроках. Использование зрительно - координатных схем универсальных символов «Гимнастики для глаз», снимающих напряжение. Такие систематические занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии у детей.
1. Упражнения и игры для снятия нервно-психического переутомления, которые легко сочетать с умственными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребёнка, так и его двигательную активность
Использование таких игр и упражнений, например, в первом классе на уроках обучения грамоте и русском языке.
- Игра «Буратино» Писать по воздуху рукой, носом, коленом элементы букв, пропущенные буквы, словарные слова, в зависимости от темы урока и поставленных целей.
- Игра «Звуковая дорожка» Использовать цветные следы (синий-зеленый-красный) для определения звуков, использование карты для мотивации. Или наоборот по следам подобрать нужное слово.
- Упражнение «Хлопки». Определять сильную и слабую позицию в слоге и отражать это в хлопках при постановке ударения в словах. Поэтому, хлопая в ладоши с большей или меньшей силой, ученик как бы физически воспринимает и ударение в слове. Упражнение развивает слуховое сосредоточение, оперативную память, закрепляет понятие «ударение» через моторику.
Тактильные игры и упражнения, способствующие запоминанию образов печатных и письменных букв.
Игра проводится в парах. Дети по очереди на спине друг друга пишут рукой буквы и затем отгадывают
- Игра «Чудесный мешочек» Дети на ощупь, определяют какая буква в мешочке и, называя ее, вытаскивают из «Чудесного мешочка» и дают звукобуквенную характеристику. Вообще при изучении букв, слов и правил хорошо использовать и слух, и зрение, и руку, и даже тактильные ощущения (ощущения прикосновения).
- Игра «Разноцветные мячики» Развивает внимание, фонематический слух, быстроту мышления. Игра позволяет внести разнообразие и двигательную активность в традиционное письменное упражнение. Учитель, бросая мяч, называет слово, например, с сомнительной согласной. Ученик, бросая мяч обратно, говорит букву в конце слова. Варианты слов: ЗУБ, САД, МОРОЗ, ЗАВОД, ЭТАЖ, ФЛАГ, ПАРУС, САПОГ, ДУБ, АРБУЗ, ЛЕС.
2. Гимнастика для глаз по схемам, упражнения с сюжетом для глаз
Использование зрительно-координатных схем универсальных символов «Гимнастики для глаз», снимающих напряжение. Такие схемы могут состоять, например, из вертикальных и горизонтальных стрелок коричневого цвета, ярко-голубой восьмёрки, наружного красного овала, внутреннего зеленого овала.
Упражнение с сюжетом «Бабочка». Спал цветок (дети должны закрыть глаза) и вдруг проснулся (ученики выполняют действие моргания глазами), больше спать не захотел (руки у ребят должны подняться вверх и глазами они следят за их действием), встрепенулся, потянулся (выполняется действие потягивания), взвился вверх и улетел (дети выполняют действие имитации полета руками и одновременно поворачивают голову то в левую, то в правую стороны).
Упражнение «Осенний лист/снежинка». Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, после прочтения произведений об осени/зиме, можно к указке прикрепить желтый осенний листок/снежинку, предложить проследить глазами за кружением под порывами ветра объекта по определённой траектории.
Такие систематические занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
3. Использование музыки на уроках начальной школы
Музыкальная минутка для начальной школы является помощником в приобщении детей к искусству. Кроме того, она может выполнять следующие функции: развитие воображения, развитие слуховых навыков, положительный эмоциональный настрой, обеспечение музыкального развития, развитие творческих способностей детей. Музыкальное сопровождение на уроках в начальной школе - это незаменимый помощник, предоставляющий возможность педагогу не только расслабить детей в физическом плане, но и воспитывать чувство прекрасного, а также развивать слуховые навыки ребенка. А также с использованием музыки можно использовать минутки релаксации. Релаксация -комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.
Упражнение «Путешествие на облаке». Детям предлагается сесть удобно и закрыть глаза. Два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть. Вообразим путешествие на облаке. Прыгнем на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет нас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет нас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо нас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными на уроке.
4. Пальчиковая гимнастика
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека. Всем давно известно о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
5. Мимические упражнения
На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.
6. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз.
«Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) - произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольного настроя ребенка.
7. Комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарные взаимодействия
Комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы, повышает эффективность работы мозга. В ходе систематического использования таких упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, можно начинать работу, например, с «Зеркальное рисование»:
- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
8. Проведение части урока на свежем воздухе
Такую форму урока можно, например, использовать на уроках окружающий мир -наблюдение в природе: наблюдать, узнавать и описывать птиц, деревья, цветы на клумбе, определять по солнцу стороны света, слушать шелест листьев и щебетанье птиц, развивая словарь детей , воспитывая нравственные и эстетические качества у ребят; на литературном чтении - читая наизусть стихи , например, о берёзе - любоваться ей на пришкольном участке, испытывать гордость за талант русских поэтов; на русском языке - увидеть вокруг себя предметы и назвать слова с сомнительной согласной в корне; составить предложения об увиденном с местоимениями, (а дети потом угадают какое существительное заменяло это местоимение); на математике - называть геометрические фигуры и объёмные тела , которые окружают учеников в данный момент; ориентировка в пространстве; измерение шагами кв. метра и т.д.
Такой подход в обучении включает в себя интеллектуальное развитие и исключает статичную нагрузку на школьников.
9. Физ. минутки на уроках
Учителю начальных классов не стоит бояться потери учебного времени из-за проведения физ. минуток на уроках в начальной школе. Поскольку если не выделить несколько минут детям для отдыха, то внимание их к изучаемой теме будет потеряно полностью уже на 20 минуте занятия, а, следовательно, материал не будет усвоен. Физ. минутки на уроках могут проводить как учитель, так и сами дети.
Кроме этого, провести упражнение способен виртуальный герой, который является любимым у большинства детей в классе. Проведение данных упражнений происходит при помощи использования интерактивной доски. Целесообразно в конце учебного дня, на последнем занятии, упражнения проводить дважды за урок, чтобы снять переутомление с детского организма. Разработку физ. минуток стоит проводить с учетом особенностей детского организма, не подвергая детей эмоциональному, умственному и физическому перенапряжению или истощению.
Это должны быть легкие упражнения. Чрезмерная физическая активность может негативным образом сказаться на процессе обучения. Если ребёнок отказывается выполнять задания физкультминутки, его не принуждают. К выяснению причины этого отказа учителю рекомендуется вернуться сразу по окончании занятия (плохое настроение, неважное самочувствие, отсутствие мотивации).
10. Физ мин на переменах
Физ. минутки для начальной школы должны быть предусмотрены как на уроках, так и на переменах.
- Сбей конус - из картона или бумаги делается конус. Ребята сбивают его комком бумаги.
- Меткий - ученику завязывают глаза, в пару метрах от него мяч. Он должен толкнуть мяч ногой, остальные могут подсказывать правее или левее нужно подойти.
- Перебежки - участники в кругу с расстоянием трех шагов друг от друга. Один ребенок в центре. По сигналу «Меняйтесь» детям нужно побежать и встать на свободное чужое место, водящий в том числе. Кому места не хватило - выходит в центр.
- Третий лишний - дети в парах, становятся в круг, один из пары сзади другого. Один школьник - ловец, второй - убегает. Убегающий может стать возле пары «третьим лишним», тогда тот, кто стоит последним в паре, должен убегать.
- 3, 15 - дети становятся в круг на расстоянии шага друг от друга и считают «3, 15, 10, 20, 0, 11, 12», после этого совершают прыжки по цепочке. Первый игрок старается прыгнуть, наступив на ногу игроку справа, тот отпрыгивает и пытается прыгнуть на ногу своему соседу справа и т.п. Выбывает тот, кому на ногу наступили.
- Красная шапочка - выбирают волка, ребята разбегаются. У одного в руках красный колпачок, он - Красная шапочка, которую волк должен осалить. Колпачок можно незаметно передавать другим детям, чтобы сбить со следа волка.
- Тропинка - дети делятся на две команды и выполняют указания учителя. Горка - один стоит, подняв руки, второй с руками на поясе, остальные приседают. Копна - дети берутся за руки, поднимают их вверх и становятся в круг. Тропинка - выстраиваются в колонну и приседают.
- «Золотые ворота»- ученики в кругу за руки держатся, подняв их вверх, остальные вбегают в круг и выбегают. Неожиданно дети опускают руки, оставив в западне тех, кто не успел убежать. Потом они меняются местами.
- Стоп - водящий отворачивается к стене, игроки начинают идти к нему. Он поворачивается - те останавливаются. Кто пошевелился или продолжил идти - выбывает. Побеждает первый добравшийся к водящему.
- Выставка - водящий загадывает, какие картины приносят на выставку, например, «Богатыри» или «Утро в лесу». Остальные становятся в соответствующие позы, чтобы изобразить картину.
- Факс - дети сидят за партами, последний участник рисует пальцем на спине ученика перед ним фигуру, тот должен повторить ее на спине соседа впереди и так. Пока не дойдет до первой парты. Сидящий впереди оглашает рисунок.
- Конфета - ученики должны незаметно под партами передавать конфетку, а водящий - отследить ее и угадать, в чьей она руке.
- Что нарисовали? - на бумаге первый рисует голову, загибает лист, чтоб было видно шею и передает далее. Следующий рисует туловище, загибает лист и так, пока не будет дорисован человек или животное.
- Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила. Игра способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению "взять себя в руки" после сильного возбуждения. Безусловно, у каждого ребенка начальной школы в силу своего возрастного развития после урока наступает потребность в двигательной активности. Им нужно выплеснуть всю накопившуюся энергию. Поэтому на переменах должны быть организованы активные игры, в противном случае дети будут бегать по коридорам, сшибая все на своем пути. Веселые физ. минутки для начальной школы будут незаменимым помощником для учителя и старшеклассников педагогического класса.
Подведём итоги
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.
От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной программы. «Здоровые дети - здоровая нация». Будем следовать этому!