Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь развития детей дошкольного возраста, способ формирования познавательного интереса, любознательности, обеспечения эмоционального отклика. В исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры. Главная задача педагогов заключается в том, как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить у детей жажду к нелёгкому процессу познания.
Вопросами теории и практики развития познавательных способностей через игровую деятельность в разное время занимались многие исследователи: Александра Платоновна Усова - основоположник современной дидактики, рассматривала роль игры в воспитании детей, Елизавета Ивановна Тихеева большое внимание уделяла развитию мышления и речи дошкольников через игровую деятельность. К современным педагогам, работающим над данным вопросом можно отнести Николая Евгеньевича Веракса.
С помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способствуют развитию практической и умственной деятельности. Таким образом, игра является своего рода «школой жизни» для детей.
Дошкольный возраст - период интенсивного физического и психического развития ребёнка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Важной фигурой в развитии маленького ребёнка является взрослый. Современные исследователи установили, что к 3 годам мозг ребёнка достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. В то же время, Александр Владимирович Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом. При интенсивной тренировке ребёнок может достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребёнка!
Игра - основной вид деятельности дошкольников. С её помощью решаются задачи всех образовательных областей. Педагогическая ценность игровой деятельности заключается в том, что она становится сильным мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личными установками и мотивами.
Игры детей очень разнообразны по содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификаций. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Фридрих Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога Карла Гроса. В первую группу он объединяет подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю игры. Во вторую группу игры представляющие упражнения с целью совершенствования инстинктов.
В работах Надежды Константиновны Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Педагогами представлены разнообразные классификации детских игр, описаны их виды. Неоспорим тот факт, что игровая деятельность - важнейший механизм развития ребёнка-дошкольника.
Организация самостоятельной деятельности - это в первую очередь создание развивающей среды. Необходимо обеспечить простор для разнообразной активности дошкольников, максимум безопасности и комфорта для каждого, а также достаточный объём впечатлений.
Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусин, пуговиц, катание между ладонями пластмассовых деталей.
Закрепляя представления о форме предметов, можно провести игру «Чудесный мешочек». Содержание и усложнение игры зависит от способностей и возраста детей. Формировать умение детей мыслить - задача, которую должны решать взрослые. Даже маленьким детям нецелесообразно давать знания в «готовом виде».
Обучения через игру опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести к обобщениям, которые закрепляются в речи.
В ходе дидактической игры у ребёнка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Содержанием игр часто становятся различные сюжеты, которые привычны для ребёнка: игры в повара, в семью, в парикмахерскую.
Большую роль в закреплении знаний о природе играют дидактические игры. Знакомим детей с животными и проводим игры «Чей малыш?», «Чей домик?» и другие. Организуются словесные игры и с опорой на наглядность.
С успехом используются герои литературных произведений. Воспитатель в младшей группе многократно рассказывает и разыгрывает с куклами бибабо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой. Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать - они кормят игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.
В старшем дошкольном возрасте ребята обыгрывают литературные произведения. В гостях у дошкольников появляются Незнайка, Буратино и многие другие герои.
Немаловажную роль играет проведение подвижных игр.
Игры на формирования математических представлений также имеют важное значение в развитии дошкольников. Интерес представляет «Игровой квадрат» Вячеслава Воскобовича. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Игру сопровождает методическая сказка «об удивительных превращениях квадрата». Этот квадрат-головоломка позволяет развить пространственное воображение, является материалом, знакомящим с основами моделирования.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, используем игры на ориентировку в пространстве, времени, закрепление геометрических фигур, величины, множества.
В завершении статьи хотелось бы подвести итог: усвоенный в процессе игровой деятельности материал забывается в меньшей степени и медленнее, так как в игре сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным; и деятельность, в процессе которой знания приобретают более прочный характер. Обучение дошкольников происходит в непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности воспитанников в рамках созданной развивающей среды.