Этот прием помогает показать связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.
Ключевая идея темы урока порождает несколько основных крупных, каждая из которых развивается и конкретизируется в виде ещё более мелкие. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. И всё это можно визуализировать с помощью ментальной карты.
Ментальная карта - это способ фиксации мыслей, наиболее похожий на то, как они рождаются и развиваются в нашей голове.
Преимущества ментальных-карт в обучении
1. Активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.
2. Помогают собирать все материалы по определённой теме можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее либо сфокусироваться на деталях.
3. Используют на разных ступенях обучения. Они помогают конспектировать сложные темы, анализировать степень усвоения материала учащимися, проводить уроки-обощения, готовить доклады, разрабатывать проекты.
4. Экономят время:
- простота заполнения информации;
- наглядность структуры и логики взаимосвязи;
- визуальная лёгкость восприятия с чёткой структурой по порядкам.
Ментальные карты на уроках МХК помогают учащимся:
- искать вдохновение;
- понимать философию стилей, направлений в искусстве;
- детализировать тему урока по искусству;
- запоминать особенности стилей, направлений искусства;
- структурировать информацию по истории развития Мировой художественной культуры на уроках обобщения;
- прототипировать - схематично изображать информационные блоки темы урока по искусству;
- презентовать свои мысли;
Этапы составления ментальных карт на уроках МХК
1. Мозговой штурм, то есть поиск базовой темы в зависимости от цели урока. Это то, что обычно располагается в центре карты или сверху.
Если нужно - в центре будет расположена тема «Импрессионизм: поиск ускользающей красоты», время направления, страна, если нужно проанализировать творчество художника - «Фамилия, Имя», если составить конспект урока - заголовок, то есть тема урока.
2. Наполнение. Когда главная мысль сформулирована, можно выделить ключевые темы второго уровня.
От центральной темы ведём ветви второго порядка - живопись и музыка (фамилии представителей видов искусства).
3. Конкретизация. Здесь можно задействовать рисунки и короткие описания. На этом этапе уточняем темы второго уровня.
От каждой ветви второго порядка отводим ветви третьего порядка с изображением и названием картин, музыкальных произведений, особенности творчества.
При этом приеме слова будут запоминаться уже при составлении карты, а благодаря чёткой структуре материал будет легко повторять.