Составление ментальной карты на уроках Мировой художественной культуры как прием по формированию и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения учащихся

Разделы: МХК и ИЗО

Ключевые слова: ментальная карта


Этот прием помогает показать связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.

Ключевая идея темы урока порождает несколько основных крупных, каждая из которых развивается и конкретизируется в виде ещё более мелкие. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. И всё это можно визуализировать с помощью ментальной карты.

Ментальная карта - это способ фиксации мыслей, наиболее похожий на то, как они рождаются и развиваются в нашей голове.

Преимущества ментальных-карт в обучении

1. Активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.

2. Помогают собирать все материалы по определённой теме можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее либо сфокусироваться на деталях.

3. Используют на разных ступенях обучения. Они помогают конспектировать сложные темы, анализировать степень усвоения материала учащимися, проводить уроки-обощения, готовить доклады, разрабатывать проекты.

4. Экономят время:

  • простота заполнения информации;
  • наглядность структуры и логики взаимосвязи;
  • визуальная лёгкость восприятия с чёткой структурой по порядкам.

Ментальные карты на уроках МХК помогают учащимся:

  • искать вдохновение;
  • понимать философию стилей, направлений в искусстве;
  • детализировать тему урока по искусству;
  • запоминать особенности стилей, направлений искусства;
  • структурировать информацию по истории развития Мировой художественной культуры на уроках обобщения;
  • прототипировать - схематично изображать информационные блоки темы урока по искусству;
  • презентовать свои мысли;

Этапы составления ментальных карт на уроках МХК

1. Мозговой штурм, то есть поиск базовой темы в зависимости от цели урока. Это то, что обычно располагается в центре карты или сверху.

Если нужно - в центре будет расположена тема «Импрессионизм: поиск ускользающей красоты», время направления, страна, если нужно проанализировать творчество художника - «Фамилия, Имя», если составить конспект урока - заголовок, то есть тема урока.

2. Наполнение. Когда главная мысль сформулирована, можно выделить ключевые темы второго уровня.

От центральной темы ведём ветви второго порядка - живопись и музыка (фамилии представителей видов искусства).

3. Конкретизация. Здесь можно задействовать рисунки и короткие описания. На этом этапе уточняем темы второго уровня.

От каждой ветви второго порядка отводим ветви третьего порядка с изображением и названием картин, музыкальных произведений, особенности творчества.

При этом приеме слова будут запоминаться уже при составлении карты, а благодаря чёткой структуре материал будет легко повторять.

Приложение 1

Приложение 2