Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: сказкотерапия


Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.

Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

В дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой - основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.д.), научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства.

Сказка представляет собой универсальный детский «язык». Когда ребенок играет, он придумывает, верит в реальность придуманного и обижается, если взрослый сомневается в том, что, например, кукле больно и т.д. Фантазия абсолютно реальна для детей не потому, что они не видят настоящей жизни. Просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки в детстве, человек накапливает некий «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может активизироваться в случае необходимости, а не будет ситуации - останется в пассиве. И если ребенок с раннего детства начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему же учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций» и будет более мудрым и созидательным.

Применяя в работе сказки, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • принцип осознанности (показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки).
  • принцип множественности (понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Раскрыть одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон).
  • принцип связи с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).

Работу со сказкой можно использовать как индивидуально, так и в группе.

В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герои (герой), сюжет, конфликт и развязка.

При рассказывании сказки необходимо соблюдать определённую структуру:

  • Ритуал «входа» в сказку (создать настрой на совместную работу);
  • Повторение (вспоминаем то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились);
  • Расширение (рассказывать детям новую сказку, спрашивать, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь кому-либо из героев сказки и пр.);
  • Закрепление (обсуждение и анализ вместе с детьми прочитанного);
  • Интеграция (связывать новый опыт с реальностью, в каких ситуациях жизни можно его использовать);
  • Рефлексия (обобщать приобретённый опыт, связывать его с уже имеющимся);
  • Ритуал «выхода» из сказки.

Сказка позволяет нам связать сказочные события с реальной жизнью. Для этого после прочтения сказки целесообразно вместе с детьми проводить обсуждение («О чем эта сказка?»…) и заострять внимание на том, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и на примере героев сказка хочет нас чему-то важному научить, и мы должны догадаться чему именно.

Самое важное для нас - это создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация через некоторое время может обернуться благом. И теперь очень важно объяснить детям, в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок. Так сказочный урок переходит в реальную жизнь и направляет ребёнка к осознанию происходящих с ним событий.

В дальнейшем, если мы заметим негативные проявления поведения у ребенка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям.

Основная задача - поставить вопрос так, чтобы он подталкивал ребёнка к размышлению, а не просто был материалом для заучивания.

Один из вариантов работы со сказкой: взрослый читает или рассказывает ребёнку сказку, а тот слушает, может быть рисует, а затем проигрывает её, принимая на себя роли тех персонажей, которых он захочет показать; остальные роли играет взрослый. Этот вариант допускает и групповую работу - тогда роли распределяются между детьми.

Другой вариант работы со сказкой предполагает, что её герои включаются в игры и упражнения для детей. Преимущественно он используется при работе с группой.

Что даёт такое использование сказки?

Прежде всего, это возможность получить новый опыт из новой роли - тот, который по разным причинам ребенок не мог получить ранее. Кроме того - придание психологическому упражнению игровой интриги, вызывание интереса у детей. Они будут стараться выполнить его как можно лучше,

Ещё один вариант работы со сказками - сочинение сказок. Сочинение сказок совместно взрослым с ребёнком или ребёнком в присутствии взрослого предполагает в основном индивидуальную работу с ребёнком. Сочиняя сказку, он получает возможность выплеснуть свои чувства, желания, которые он может скрывал не только от взрослых, но и от самого себя. То, что взрослый слушает его внимательно, записывает его сказку, является для ребенка подтверждением ценности его фантазий, внутреннего мира в глазах взрослого. А это, в свою очередь, способствует повышению его самооценки.

Если сказка сочиняется совместно, то взрослый может «вести» её, задавая уточняющие вопросы, добавляя в сюжет необходимые роли. Соответственно ребенок получает возможность освоить роли, незнакомые ему по личному опыту.

Таким образом сказкотерапия:

  • воспитывает доброжелательное отношение к окружающим;
  • учит преодолевать барьеры в общении;
  • улучшает самооценку;
  • придаёт уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • развивает познавательный интерес и творческий потенциал.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М., 2005. - 80 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие. - М., 2004.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии - СПб.:ООО Речь, 2000.