Внеклассное занятие «Пионеры – герои Великой Отечественной войны»

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Класс: 8

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., пионеры-герои


Класс: 8.

Направление: Духовно-нравственное.

Цель: формирование патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные

  • расширить знания детей о войне 1941-1945 гг., углубить знания об этой войне, получить новые знания о пионерах-героях, воевавших в годы войны и их подвигах;
  • пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины;
  • погрузить детей в атмосферу военного времени.

Воспитательные

  • воспитывать у детей благодарную память о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;
  • воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны;
  • содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей Родине.

Развивающие

  • развивать интерес к изучению истории;
  • расширять область знаний, обогащать словарный запас воспитанников.

Актуальность занятия: состоит в том, что тема войны и мира - вечные темы, и в наши дни слово «Война» пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И конечно, понятия «Дети» и «Война» не совместимы. Но дети жили и работали, и воевали рядом со взрослыми. Своим посильным участием старались приблизить Победу. И свое занятие я хочу посвятить детям, которые совершили героические поступки.

Методы: словесно-наглядные.

Форма: беседа.

Технологии: здоровье сберегающая, сотрудничество, личностно-ориентированные.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, паззлы, листочки с ручками, выставка художественной литературы о войне, бумажные голуби, плакат с рисунком.

Предварительная работа: приготовление шаблонов голубей, паззлы со словами пионеры герои

Планируемые результаты:

  • обучающиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.
  • научатся полученные знания передавать друзьям и родителям

Ход воспитательного занятия

Психологический настрой

Здравствуйте, друзья, я приветствую вас на нашем занятии.

«Сядьте по удобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно».

(На фоне музыки)

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего занятия.

- Ребята, у вас на столах лежат паззлы, вам нужно собрать и посмотреть, что там написано.

- Скажите, пожалуйста, что у вас получилось?

  • Первый ряд? (Пионеры)
  • Второй ряд? (Герои)

- О чем мы с вами будем говорить.

- Правильно, тема нашего занятия «Пионеры - герои ВОВ»

- Кто такие пионеры? (ответы детей)

- Во время ВОВ они были такого же возраста, как и вы.

- Давайте вспомним основные моменты, связанные с Великой Отечественной Войной. И первый вопрос, с которого хотелось бы начать, это, когда началась ВОВ?

- Какая страна стала нашим противником?

- И каковы были на это причины?

- Ребята, а какое чувство вызывает у вас слово «Война»? Дети на листочках пишут свои ассоциации и чувства. Таким образом, наглядно видно, что дети чувствуют, когда говорят о войне.

Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. И вот 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились мечты…

Многие дети, подростки уходили на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу. Война искалечила тысячи детских судеб.

«Война - не место для детей»

Война - не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война - не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки,
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!

В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились бойцами хозяйственных команд.

Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам.

Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей. Так как же не принимать активного участия в борьбе против неугомонных врагов?

Валентин Котик

Имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремленности, беззаветной отваги. В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль "Партизану Отечественной войны" II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. О Герое Советского Союза Вале Котике написаны сотни повестей, рассказов, очерков. Памятник юному герою стоит в городе Шепетовке перед школой, где он учился и в столице нашей Родины Москве.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Зина Портнова

Ленинградская школьница, Зина Портнова в июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи, близ станции Оболь (Шумилинский район Витебщины). Ей было пятнадцать...

В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители" (руководитель Е.С.Зенькова) и Зину в 1942 г. избрали членом ее комитета. С августа 1943 она стала разведчицей партизанского отряда им. К.Е.Ворошилова бригады им. В.И.Ленина. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Сначала она устроилась подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров. И вскоре вместе с подругой осуществила дерзкую операцию - отравила более ста гитлеровцев. Ее могли схватить сразу, но стали следить. Чтобы избежать провала, Зину переправили в партизанский отряд.

Как-то ей поручили разведать численность и род войск в районе Оболи. В другой раз - уточнить причины провала в Обольском подполье и установить новые связи... Возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», Зина была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.

Потом ее уже не допрашивали, а методично мучили, издевались. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

Леня Голиков

Леня Голиков родился в 1926 году в деревне Лукино Полавского района Ленинградской области (ныне это Парфинский район Новгородской области). Отец Лени - Голиков Александр Иванович - работал мастером на сплаве леса, а мать - Екатерина Алексеевна - была домохозяйкой.
В 1935 году Леня поступил в школу, находившуюся в соседней деревне Мануйлово. Там он вступил в пионеры. Как и большинство мальчишек, рос подвижным, веселым, хулиганистым. Таким и остался он в воспоминаниях сверстников: организатором ребячьих игр и баталий, инициатором дальних походов на плотах по реке. Любил Ленька побродить по лесу, посидеть с удочкой у реки, любил читать книги и петь.

В 1939 году тяжело заболел отец, и Леня пошел работать на Тулитовский сплавпункт.

Когда началась война, и фашисты заняли Лёнино село, он не захотел трудиться на гитлеровцев и бросил работу. С первых дней оккупации в Старорусском и Полавском районах действовали местные партизаны. Не раз бродил Леня по лесу в поисках партизан, мечтая попасть в отряд. Узнав от своего учителя по мануйловской школе В.Г.Семенова о формировании партизанской бригады, Леня обратился к командованию с просьбой зачислить его в отряд. Ему отказали, однако, он не отступил и А.П.Лучин, покоренный настойчивостью мальчика, сам упрашивает И.И.Глейха (командира вновь сформированного отряда взять Голикова связным). Вместе со сверстниками он подобрал однажды на месте боя несколько винтовок, похитил у фашистов два ящика гранат. Все это они потом передали партизанам.

Леня Голиков был награжден медалью за отвагу. В течение 10 дней партизанский отряд вел ожесточенные бои в районе деревни Сосницы, уничтожив 100 гитлеровцев и освободив несколько населенных пунктов. Немалая заслуга в успехе роты принадлежала Лене Голикову. Именно он указал боевую позицию на чердаке школы, откуда ураганным огнем партизаны преградили путь гитлеровцам, пытавшимся вновь овладеть деревней Сосницы. Леня Голиков - юный партизан-разведчик.

Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственных фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград.

Участвовал в 27 боевых операциях... Истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами... 15 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу. Смелый партизан из автомата убил генерала, в штаб бригады доставил его китель и захваченные документы. В числе документов были: описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие ценные данные разведывательного характера".

24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою у села Острая Лука Дедовичского района Псковской области. Похоронен на родине - в Лукино на деревенском кладбище, где на его могиле установлен величественный памятник.

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Представление на Героя ушло еще при жизни, за добытые в разведке секретные документы. А вот получить его он уже не успел.

Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. И вот 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились мечты…

У наших побед нет срока давности, на них воспитывались и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!

Итог занятия

Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. А их очень много. Я думаю, что вам будет интересно, узнать и других героев, и вы сходите в нашу библиотеку. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти? - Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Дети войны - у этого поколения было трагическое, горькое детство. У многих из них была тяжелая, одинокая старость. Они нуждались в нашем внимании, в добром слове. Поэтому пионеры всегда помогали таким людям.

Я думаю, что это доброе начинание необходимо продолжать, окружая заботой и других ветеранов, детей той самой войны.

Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну - они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными и совершали подвиги не за деньги, не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы. Ведь жить - значит оставаться в благодарной памяти людей!

- Ребята, домашнее задание найти информацию о мальчике Марате Казее.

Рефлексия

- Ребята, в чем вы видите героизм пионеров? Что они такого совершили, что их по праву называют героями (ответы детей)

- Почему этих ребят называют пионерами-героями?

- Можете ли вы представить себя на их месте?

- А теперь постарайтесь, высказать свои чувства к детям войны

Ребята, на столах у вас лежат бумажные голуби, я прошу вас написать на них качество характера, которое хотите, чтобы было у вас, а после прикрепите на плакат, на котором изображено голубое небо и светит яркое солнце.

Большое всем спасибо!