Цели:
образовательные:
- повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью;
- продолжать развитие умения формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное;
- развитие умения групповой работы.
воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и
- заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой работе:
- развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважительное отношение к языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- пополнение словарного запаса;
- способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
- овладение изучающим видом чтения;
- умение понимать и осмысливать прочитанный текст;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи.
Предметные:
- развитие творческой самостоятельности;
- владение разными видами речевой деятельности;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- мультимедиапроектор;
- таблицы;
- разноуровневые карточки.
Ход урока
1. Актуализация знаний
… Наш урок предлагаю начать со сказки. (сказка на рабочем листе перед детьми, читает выразительно ученик)
Волк и белка.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Отпусти меня.» Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы белки так всегда веселы, все играете и прыгаете, а мне всегда скучно.» «Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я тебя боюсь», - сказала белка. Волк отпустил белку, она вскочила на дерево и говорит: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.» (по Л.Н.Толстому)
- Кто автор сказки? (Л.Н.Толстой)
Теперь эту же сказку прочитаю я, послушайте.
Волк и белка.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить, чтобы волк отпустил ее. Волк же сказал, что отпустит ее, если она скажет ему, почему белки всегда веселы, а ему волку всегда скучно. Но белка попросила волка сначала отпустить ее, а то она его боится. Волк отпустил белку, а она вскочила на дерево и говорит, что волку оттого скучно, что он зол и, что ему злость сердце жжет и, что белки веселы оттого, что они добры и никому зла не делают.
- Что вы заметили?
- Одинаково ли содержание сказки?
- Одинаково ли прозвучал текст сказки?
- Какой вариант интересней было слушать? (первый)
- Почему? …….
Чтобы разобраться в этом предлагаю сравнить два предложения из первого и второго текста. Слайд
Белка стала просить: «Отпусти меня.»
Белка стала просить, чтобы волк отпустил ее.
- Какое предложение точнее передает слова белки?
- Почему? (в нем есть точные слова белки) Т.е есть дословная речь говорящего.
- Посмотрите, в тексте есть еще такие предложения, в которых содержится точные, дословные слова героев сказки?
- Так почему же первый вариант сказки было интересней слушать? (в тексте есть предложения, которые точно и дословно передают слова героев)
- И как прочитала их ….? (выразительно, стараясь передать характер и эмоциональное состояние героев)
- В моем тексте были такие предложения?
- Как называются такие предложения?
- Где можно найти ответ на этот вопрос?
- Найдите в учебнике на с.74, как называются такие предложения.
- Как называются предложения, которые передают дословно речь говорящего? (предложения с прямой речью)
- Какова же цель урока? Чему будем учиться? (научиться распознавать и записывать предложения с прямой речью)
- Назовите тему урока. (Предложения с прямой речью) Слайд
2. Открытие новых знаний
- Назовите героев сказки и прочитайте ее по ролям.
- Как вы поняли, почему белки всегда веселы? (они добры, не злятся, никому не делают зла, совесть их не мучает, им живется легче) Так и людям добрым, отзывчивым и позитивным живется легче, они удачливее и успешней. Попробуйте быть такими, и вы в этом убедитесь.
- Что помогло вам правильно прочитать сказку по ролям? Какие знаки препинания помогли в этом? (слова волка и белки выделены кавычками)
- В выделенном предложение подчеркните слова автора простым карандашом, а слова волка ручкой.
Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы белки так всегда веселы, все играете и прыгаете, а мне всегда скучно.»
* Проверка выполненного задания. (на слайде)
- Как называются такие предложения? (предложения с прямой речью)
- Из скольких частей состоит оно? (из двух)
- Какие это части? (слова автора А и прямая речь «П»)
По ходу беседы на доске составляется пошаговый вывод. Слайд
- Какой знак препинания ставится после слов автора? (двоеточие) щелчок
- Как выделяется прямая речь? (берется в кавычки) щелчок
- С какой буквы начинается первое слово в прямой речи? (с заглавной) щелчок
- Что стоит в конце прямой речи? щелчок
Послушайте историю появления знака, который в последующем получил название кавычки.
Впервые стал употребляться этот знак в славянской письменности в 15 веке.
В русских диалектах слово «кавыш» обозначало «утенок», «гусенок», т. е. кавычки - следы от утиных лапок, «крючок», «закорючка»
У французов кавычки - «елочки».
В русском языке традиционно применяются французские «елочки» в печатном тексте и, при письменном «лапки»
Кавычки - это двойной знак, т.е. он ставится два раза: в начале и конце прямой речи. А при письме сначала внизу, а потом наверху. щелчок
- Прочитайте правило на с.75. Сравните с нашим выводом.
- Совпал наш вывод с правилом в учебнике?
- А какую новую информацию вы узнали из этого правила? щелчок
3. Закрепление изученного
Рабочий лист. Задание 1.
- Найдите в тексте предложения с прямой речью, расставьте недостающие знаки препинания.
(работают в парах)
Старик сажал яблони. Люди старику говорят «ты не дождешься с них яблок. Старик им ответил: И пчела не на себя работает»(по Л.Н.Толстому)
*Проверка выполненного задания. (на слайде)
- Прочитайте рассказ.
- Кто автор?
- Прочитайте только предложения с прямой речью. Слайд
- Почему старик так ответил людям? ( он думал не только о себе, но и о тех кто останется после него)
- Каким человеком был старик? (добрым, мудрым)
- Всегда ли слова автора находятся на первом месте в предложениях с прямой речью?
- Давайте проверим ваши предположения.
- Найдите в тексте сказки « Волк и белка» предложение, в котором слова автора находятся на втором месте, а прямая речь на первом. Прочитайте. Слайд
«Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я тебя боюсь», - сказала белка.
По ходу беседы на доске составляется пошаговый вывод. Слайд
- На каком месте находится в предложении прямая речь и как она выделена? Щелчок
- Какой знак препинания стоит после прямой речи? (обратить внимание на то, что запятая стоит после кавычек) Щелчок
- На каком месте слова автора?
- С какой буквы они написаны? Щелчок
- Какой знак препинания ставится перед словами автора? Щелчок
- Что стоит в конце всего предложения? Щелчок
- Сравните наш вывод с правилом на с. 78.
- Что еще можно добавить? (Обратить внимание на то, что ! и ? ставятся перед последними кавычками) Щелчок
Мы рассмотрели две конструкции построения предложений с прямой речью. Опора
Рабочий лист
- Прочитайте рассказ Л.Т. Толстого «Собака на сене»
Собака на сене.
Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла к сараю и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на нее. Корова отошла и сказала: «Хоть бы сама ела, а то и сама не ест и мне не дает.» (по Л.Н.Толстому)
- Так что же обозначает выражение: «Как собака на сене»? (не себе не людям)
- Найдите предложение с прямой речью.
- На каком месте находятся прямая речь и слова автора?
- Поменяйте эти части местами и запишите полученное предложение.
« Хоть бы сама ела, а то и сама не ест и мне не дает», - сказала корова и отошла.
А теперь поработаем в группах.
- Составьте и запишите схему предложения с прямой речью.
- Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?»
- «Кто ложился в мою постель и смял ее?» - заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
* Проверка работы.
- Из какого произведения эти предложения? («Три медведя»)
- Кто автор этой сказки? (Л.Н.Толстой)
…У нас получились две конструкции построения предложений с прямой речью : слова автора на первом месте, прямая речь на втором и наоборот.
- Как вы думаете, есть ли еще варианты построения предложений с прямой речью?
- Что при этом произойдет со словами автора или наоборот с прямой речью, с их целостностью?
….Но это цель следующих уроков.
4. Итог урока
- Какова цель сегодняшнего урока? Чему учились на уроке?
- Чем отличаются предложения с прямой речью от других?
- Каким образом нам могут пригодиться знания, полученные на уроке? (правильно записывать предложения с прямой речью)
- Для чего это нужно? (чтобы быть понятым, грамотным, образованным, культурным, лучше знать свой язык, его особенности)
- С произведениями какого писателя мы работали на уроке? Произведения эти взяты из учебных книг Толстого, которые он написал для детей. Толстой открыл школу для крестьянских ребят и сам обучал их.
- Актуальны ли эти произведения сегодня? Почему? (они поучительны, учат добру и мудрости)
Предлагаю вам выполнить последнее задание.
- Ребята, у которых на столе карточка такого цвета, выходят к доске.
- Я прочту вам предложение, вы выстроитесь, так, чтобы получилась схема этого предложения.
«Новых открытий!» - желаю я вам.