Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, в развитии общества и государства; выяснить роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов; продолжить формирование умений анализировать документы, аргументировать свою точку зрения; воспитание культуры общения при работе в группе.
Оборудование: учебники, раздаточный материал.
Тип уроков: открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы урока
Мы начинаем изучать II главу учебника, которая называется (посмотрите в Оглавление или откройте страницу 65 учебника - «Человек в экономических отношениях». Скажите, о чём мы узнаем, изучив эту главу? На какие вопросы ответим?
Запишите тему урока, посмотрите внимательно на доску, попробуйте сформулировать цель и задачи урока. Начинайте словами: «Изучив эту тему, мы вспомним….., узнаем……, выясним…….»
Ребята, это первый урок по данной теме, в ходе изучения которой узнаем, что такое экономика, какова её роль в жизни человека и общества, познакомимся с новыми терминами и понятиями.
Мы с вами постоянно вступаем в экономические отношения: слышим разговоры дома и на улице о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают накормить, обуть и одеть, отправить на отдых, постирать или почистить. Все это, как и многое другое, что обслуживает огромное хозяйство, называется экономикой.
II. Изучение новой темы
План урока
1. Что такое экономика. Основные сферы экономики.
2. Зачем нужна экономика. Натуральное и товарное хозяйство.
3. Основные участники экономики.
1. Что же такое экономика?
Ребята первого ряда, найдите определение слова «экономика» в тексте §8 (с.66)
Второй и третий ряд, найдите объяснение слова «экономика» в словаре в конце учебника (стр. 158).
Учащиеся озвучивают результаты поиска, пытаются сделать общий вывод.
Итак, понятие экономика можно рассматривать в двух значениях: с одной стороны - это хозяйство, а с другой - область знаний.
А теперь подумайте и закончите предложения:
- Экономика - это умения …
- Экономика - это знания о …
(Возможные варианты ответов: Экономика - это умение правильно вести хозяйство. Экономика - это знания о том, как правильно вести хозяйство страны, какими способами)
Основные проявления экономики (цепочка продвижения товара от производителя к потребителю).
Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике (с.67) и при помощи учителя дают название каждому рисунку
Производство - Распределение - Обмен - Потребление
Работа с экономическими терминами: производство, распределение, обмен, потребление, технология, (оформление записи в тетради).
Для закрепления этих знаний учитель организовывает работу в группах. Каждая группа получает раздаточный материал (текст), читает его и, совещаясь между собой, определяют о каком проявлении экономики идёт речь.
Дополнительный раздаточный материал
Группа № 1. Сказка «Репка
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет - потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошка: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошку мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут - потянут, вытянули репку!
(Ответ: производство)
Группа № 2. Считалочка.
Мы делили апельсин, много нас, а он - один.
Эта долька - для ежа, эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят, эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра, а для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!! Разбегайтесь, кто куда!
Ответ: распределение
Группа № 3. Стихотворение.
Сидит белка на тележке, продаёт орешки.
Лисичке - сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому,
Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку.
Ответ: обмен
Группа № 4. Песенка «Барабек»
Робин Бобин Барабек скушал сорок человек,
И корову, и быка, и кривого мясника,
И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом, и кузницу с кузнецом,
А потом и говорит: «У меня живот болит!»
Ответ: потребление
2. Зачем нужна экономика
Для обеспечения жизни и деятельности человека необходимо удовлетворить его разнообразные потребности.
Я буду читать текст, а вы должны записать потребности человека, о которых услышите в тексте. (с.164 Поурочные разработки по обществознанию, 7 класс. «Потребности человека по Абрахаму Маслоу».
Учащиеся должны записать:
- физиологические (природные) потребности;
- потребность в защищённости и безопасности;
- потребность в принадлежности к социальной группе;
- потребность в уважении и признании;
- потребность в самоуважении
Подумайте и дополните этот список потребностей. Затем попытайтесь сделать вывод.
Итак, потребности человека разнообразны. Почему необходимо удовлетворять эти потребности? В случае затруднения, находим ответ в учебнике с. 67 (первый абзац). Ответ: «совершенно очевидно - для обеспечения жизни и деятельности людей. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей».
Можно ли полностью удовлетворить потребности человека? (Человек, удовлетворив необходимые ему потребности, очень скоро нуждается в удовлетворении новых)
- Как вы думаете, какова основная цель экономики?
- Поддержание и продолжение жизни общества. Для этого производятся разнообразные материальные блага. А что это такое?
Найдите в учебнике определение и запишите в тетрадь:
Материальные (экономические) блага - это продукты питания, предметы, товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности.
2. Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.
Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором всё необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления.
Если твоя семья использует выращенные на даче продукты, можно ли утверждать, что у вас - натуральное хозяйство?
(Возможные варианты ответа: Нет, ведь нам приходится покупать много других продуктов: хлеб, макароны, рис, греча, не говоря об одежде и обуви).
В чём недостатки натурального хозяйства?
(Возможные варианты ответа: низкая производительность труда, низкий уровень жизни людей и экономики в целом).
Товарное хозяйство - это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определённых видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.
Приведите примеры специализации людей в определённых видах деятельности. (Возможные варианты ответа: производство машин, выращивание зерна, выпечка хлеба, продажа хлебобулочных изделий и т.п.)
Задача для учащихся: выяснить, в чём преимущество товарного хозяйства перед натуральным; как связаны между собой основные участники экономики; почему учёные-экономисты советуют потребителю опираться на рациональные мотивы, чтобы извлечь максимальную пользу.
Работа парами: сравните способы ведения хозяйства и заполните таблицу (с 69 учебника).
Вариант заполнения таблицы:
Вопросы для сравнения
|
Натуральное хозяйство |
Товарное хозяйство |
Кто производит? |
Производители - члены семьи |
Производство с применением наемной рабочей силы |
Кто потребляет? |
Производство для самих себя |
Производится для массового потребления |
Как производит? |
Традиционными методами |
Стремление к повышению
|
Какова производительность труда? |
Производительность труда обычно не самая высокая |
Стремление производителя постоянно повышать производительность труда |
- Сделайте вывод, почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования? (Вывод: Рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствование орудий труда привели к росту производительности труда и потребностей человека. В результате происходит разделение труда, одни люди занимаются сельским хозяйством, другие ремеслом, третьи торговлей. Улучшились условия труда, повысился уровень жизни.)
3. Основные участники экономики
В течение всей своей жизни человек удовлетворяет свои потребности. Одними из наиболее важных являются экономические потребности.
Главные лица, действующие в экономике, - производители и потребители.
Производитель - тот, кто участвует в создании товаров или указании услуг.
Потребитель - тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
Может ли один человек быть одновременно и производителем, и потребителем, т.е. выполнять обе роли?
(Возможные варианты ответа: Да. Например, на работе портной шьёт одежду - он производитель, но он нуждается в других товарах и услугах, приобретая которые, он становится потребителем).
- Назовите, что общего между производителем и потребителем. В чём различия? (Возможные варианты ответа: Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг.
Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с
наименьшими затратами).
Выявить специфику характера деятельности основных участников экономики помогут примеры в учебном тексте, а также выполнение следующих тестовых заданий.
1. Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе:
а) сельскохозяйственных работ;
б) участия в экономическом форуме;
в) создания произведения искусства;
г) использования в быту света и тепла;
Ответ: г.
2. Человек в роли производителя проявляет себя в процессе:
а) участия в выборах;
б) покупки товара;
в) реставрации памятников;
г) получения денег в банке.
Ответ: в.
Проверка степени усвоения учащимися основных понятий изученных разделов и закрепление учебного материала проводятся на основе выполнения нескольких познавательных и практических заданий.
Задание 1. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду: потребности, хозяйство, налоги, производство, обмен, товар.
Ответ: налоги.
Задание 2. Сгруппируйте слова, относящиеся к экономическим проявлениям жизни общества: республика, традиции, собственность, поколение, технология, народность, торговля, творчество, мировоззрение, услуга, образование, судопроизводство. Ответ: собственность, технология, торговля, услуга.
Задание 3. Составьте небольшие тексты (3-4 предложения) с использованием следующих понятий: «потребности», «экономика», «производство», «товарное хозяйство».
Задание 4. Расположите слова, характеризующие процесс преобразования объектов природы в предметы потребления, в правильной последовательности: обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.
Практическое задание. На партах у вас лежат листы А4 и фломастеры. Ваша задача: используя учебник, составить интеллект-карту по теме урока. Работать будете в группах (ряд-группа). Затем представители групп по очереди прикрепляют на доске свои работы и озвучивают их. Работа групп, выступавших у доски, оценивается по следующим критериям: содержание, логика изложения, защита и красочность оформления. После этого на доске составим общую интеллект-карту.
На стадии рефлексии обучающиеся, опираясь на интеллект-карту на доске, по очереди составляют рассказ по теме урока.
IV. Рефлексия организована методом
Наш урок заканчивается, и я хочу сказать…
- На этом уроке я узнал…
- На уроке я научился…
- Я задумался…
Домашнее задание: § 8 задания в рубрике «В классе и дома» № 4 (с.71) и № 7 (с.72). По желанию: составить синквейн по теме «Экономика».