Выявление особенностей самовыражения старшеклассников с помощью проективных методик и арт-терапевтических упражнений

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Каждый человек индивидуален и неповторим. Поэтому важно научиться понимать свою уникальность, овладеть разными способами и приемами личностного самовыражения. Данная задача достаточно сложная и требует значительных усилий.

Насколько эта проблематика актуальна для старшеклассников? Результаты проведенного анкетирования среди обучающихся 10-х классов МБОУ СОШ «Аннинский Лицей» показывают, что проблема самовыражения для многих очень значимая и, по мнению старшеклассников, детей необходимо учить самовыражению с дошкольного возраста.

В течение многих лет в нашем Лицее в расписание обучающихся 10-х классов включается курс «Психология эффективного общения» (1 полугодие). В рамках этого курса педагог-психолог активно использует разные методы, приемы, упражнения, способствующие развитию эффективных способов самовыражения старшеклассников.

Положительный эффект по данной проблематике дает использование проективных методик и арт-терапевтических упражнений.

В настоящее время существует огромное количество проективных методик. Проективные методики имеют целый ряд специфических особенностей. Они сложны в интерпретации, но в тоже время позволяют визуально увидеть определенные личностные особенности.

Опыт работы показывает, что для старшеклассников наиболее востребованными и информативными стали следующие проективные методики: «Рисунок, надпись на моей футболке», «Мое дерево-характер», арт-терапевтическое упражнение «Я и Мы» (Т.О. Ушаковой).

Данные проективные методики направлены на выявление следующих личностных особенностей: самопрезентацию своего внутреннего мира, образа «Я», понимание своих основных черт характера.

Обратимся к анализу полученных результатов.

Проективная методика «Рисунок, надпись на моей футболке»

Десятиклассникам было предложено разработать дизайн собственной футболки, а затем выполненный эскиз презентовать. Рисунок, надписи должны выражать индивидуальные особенности владельца.

Можно использовать два варианта выполнения работы: нарисовать контур футболки на листе бумаги или использовать все пространство листа без обозначения контура футболки.

Выполненные работы можно распределить на следующие группы по способам самовыражения: (Приложение 1)

1.Самый распространенный способ самовыражения - это презентация своих интересов, увлечений. Наиболее распространенные интересы, увлечения: музыка, спорт, танцы, рисование, компьютерные игры, чтение книг, вязание и т.д.

2. Индивидуальные личностные характеристики.

3. Выражение своих жизненных позиций, принципов.

4.Индивидуальные вкусовые предпочтения.

Старшеклассники использовали следующие изобразительные приемы для самовыражения:

  • надписи на иностранном языке (английский язык);
  • изображения современных трендовых персонажей (персонажи компьютерных игр, персонажи комиксов, аниме);
  • образы животных. Самые популярные персонажи - кошки и коты.

Презентация работ проводилась необычным образом: участник показывал работу, а остальные участники по очереди рассказывали, какие личностные особенности они видят. Затем выступающий давал свои комментарии к своему рисунку.

При презентации работ старшеклассники столкнулись со следующими проблемами «скрытыми рифами»:

  • Сложность понимания окружающими представленного образа (понятно только для «продвинутых», «для тех, кто в теме»).
  • Большое количество интерпретаций у данного рисунка, как положительных, так и отрицательных (наличие нескольких планов).
  • Неправильное восприятие представленного образа.
  • Неправильно оформленная надпись на иностранном языке.

Арт-терапевтическое упражнение «Я и МЫ» (Т.О.Ушаковой)

Упражнение способствует созданию и осознанию своего индивидуального образа «Я» в контексте коллективного МЫ, определению основной черты характера.

На большом листе бумаги пишется местоимение МЫ. Участникам раздаются чистые листы бумаги (четвертинка альбомного листа) и предлагается с помощью цветных карандашей необычно изобразить свою букву Я и написать основную черту характера.

Анализ работ показал, что у девушек образ «Я» более прорисованный, детализированный.

Приоритетные черты характера (Приложение 2)

  • Я - добрый (добрая) - 12 человек
  • Я - позитивный (позитивная) - 6 человек
  • Я - веселый (веселая) - 4 человека
  • Я - оптимистичный (оптимистичная) - 4 человека
  • Спокойный- 2 человека
  • Сдержанный- 2 человека

Единичные выборы: креативная, неординарная, сообразительная, целеустремленная, эмоциональная, коммуникабельная, отзывчивая, великодушный, не злопамятный, трудолюбивый.

Мы видим, что у старшеклассников преобладают классические самые распространенные черты характера.

Полученные результаты по арт-терапевтическому упражнению «Я и Мы», способствовали активизации работы педагога-психолога по развитию интереса старшеклассников к более глубокому самоанализу своих черт характера, созданию «визуального образа характера».

Проективная методика «Мое дерево-характер»

Существуют разные версии проективных методик «Дерево». В основе данной методики используется авторский подход И.В.Вачкова «Деревья-характеры из волшебного леса» [1]

Перед проведением данной методики был проведен ознакомительный теоретический блок «Понятие характер. Черты характера».

Цель методики: создание индивидуального образа характера; осознание своих индивидуальных особенностей; активизация стремления к самопознанию.

При рисовании дерева обязательно должны быть прорисованы и подписаны 4 основные ветви (ствола): отношение к окружающим людям, отношение к деятельности, отношение к себе, отношение к вещам.

Затем идёт работа по рисованию и подписыванию веточек - черт характера от основных стволов, сколько будет таких веточек, зависит от наличия у участника этих черт характера.

По желанию разрешается внести дополнительные элементы (рисунки) к своему дереву-характера (плоды, солнышко, тучки над деревом, дупло, птиц, животных). Примечание: дополнительные элементы не озвучиваются ведущим.

После рисования участникам предлагается письменно ответить на следующие вопросы:

  • Нравится ли вам ваше Дерево - характер?
  • Много ли на вашем дереве веточек - черт характера?
  • Какие корни у вашего дерева?
  • Какие отношения у вашего дерева с соседними деревьями?
  • Разрешает ли ваше дерево садиться на него птицам, забираться животным, угощаться своими плодами (если есть)?
  • Что произойдёт с вашим деревом - характером в ближайшем будущем?

Выполненные работы можно распределить на следующие группы: (Приложение 3)

  • Традиционное изображение дерева.
  • Схематичное изображение дерева, отсутствие детальной прорисовки.
  • Нестандартное изображение дерева.

Большая часть десятиклассников в ходе выполнения работ увидели, что мало внимания уделяют самоанализу своих черт характера, испытывают затруднения в формулировке черт характера, нет четкого представления об особенностях своего характера.

Результативность проведенной работы

  • Использование данных методик способствовало актуализации интереса обучающихся к проблеме самовыражения и формированию навыков публичной самопрезентации.
  • Каждый участник смог визуально увидеть свои индивидуальные особенности, получить обратную связь от других участников.
  • Результаты исследования позволяют спланировать индивидуальную и групповую работу по дальнейшему формированию эффективных способов самовыражения.

Литература
[1] https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200400517 И.В.Вачков «Деревья-характеры из волшебного леса».