Каждый человек индивидуален и неповторим. Поэтому важно научиться понимать свою уникальность, овладеть разными способами и приемами личностного самовыражения. Данная задача достаточно сложная и требует значительных усилий.
Насколько эта проблематика актуальна для старшеклассников? Результаты проведенного анкетирования среди обучающихся 10-х классов МБОУ СОШ «Аннинский Лицей» показывают, что проблема самовыражения для многих очень значимая и, по мнению старшеклассников, детей необходимо учить самовыражению с дошкольного возраста.
В течение многих лет в нашем Лицее в расписание обучающихся 10-х классов включается курс «Психология эффективного общения» (1 полугодие). В рамках этого курса педагог-психолог активно использует разные методы, приемы, упражнения, способствующие развитию эффективных способов самовыражения старшеклассников.
Положительный эффект по данной проблематике дает использование проективных методик и арт-терапевтических упражнений.
В настоящее время существует огромное количество проективных методик. Проективные методики имеют целый ряд специфических особенностей. Они сложны в интерпретации, но в тоже время позволяют визуально увидеть определенные личностные особенности.
Опыт работы показывает, что для старшеклассников наиболее востребованными и информативными стали следующие проективные методики: «Рисунок, надпись на моей футболке», «Мое дерево-характер», арт-терапевтическое упражнение «Я и Мы» (Т.О. Ушаковой).
Данные проективные методики направлены на выявление следующих личностных особенностей: самопрезентацию своего внутреннего мира, образа «Я», понимание своих основных черт характера.
Обратимся к анализу полученных результатов.
Проективная методика «Рисунок, надпись на моей футболке»
Десятиклассникам было предложено разработать дизайн собственной футболки, а затем выполненный эскиз презентовать. Рисунок, надписи должны выражать индивидуальные особенности владельца.
Можно использовать два варианта выполнения работы: нарисовать контур футболки на листе бумаги или использовать все пространство листа без обозначения контура футболки.
Выполненные работы можно распределить на следующие группы по способам самовыражения: (Приложение 1)
1.Самый распространенный способ самовыражения - это презентация своих интересов, увлечений. Наиболее распространенные интересы, увлечения: музыка, спорт, танцы, рисование, компьютерные игры, чтение книг, вязание и т.д.
2. Индивидуальные личностные характеристики.
3. Выражение своих жизненных позиций, принципов.
4.Индивидуальные вкусовые предпочтения.
Старшеклассники использовали следующие изобразительные приемы для самовыражения:
- надписи на иностранном языке (английский язык);
- изображения современных трендовых персонажей (персонажи компьютерных игр, персонажи комиксов, аниме);
- образы животных. Самые популярные персонажи - кошки и коты.
Презентация работ проводилась необычным образом: участник показывал работу, а остальные участники по очереди рассказывали, какие личностные особенности они видят. Затем выступающий давал свои комментарии к своему рисунку.
При презентации работ старшеклассники столкнулись со следующими проблемами «скрытыми рифами»:
- Сложность понимания окружающими представленного образа (понятно только для «продвинутых», «для тех, кто в теме»).
- Большое количество интерпретаций у данного рисунка, как положительных, так и отрицательных (наличие нескольких планов).
- Неправильное восприятие представленного образа.
- Неправильно оформленная надпись на иностранном языке.
Арт-терапевтическое упражнение «Я и МЫ» (Т.О.Ушаковой)
Упражнение способствует созданию и осознанию своего индивидуального образа «Я» в контексте коллективного МЫ, определению основной черты характера.
На большом листе бумаги пишется местоимение МЫ. Участникам раздаются чистые листы бумаги (четвертинка альбомного листа) и предлагается с помощью цветных карандашей необычно изобразить свою букву Я и написать основную черту характера.
Анализ работ показал, что у девушек образ «Я» более прорисованный, детализированный.
Приоритетные черты характера (Приложение 2)
- Я - добрый (добрая) - 12 человек
- Я - позитивный (позитивная) - 6 человек
- Я - веселый (веселая) - 4 человека
- Я - оптимистичный (оптимистичная) - 4 человека
- Спокойный- 2 человека
- Сдержанный- 2 человека
Единичные выборы: креативная, неординарная, сообразительная, целеустремленная, эмоциональная, коммуникабельная, отзывчивая, великодушный, не злопамятный, трудолюбивый.
Мы видим, что у старшеклассников преобладают классические самые распространенные черты характера.
Полученные результаты по арт-терапевтическому упражнению «Я и Мы», способствовали активизации работы педагога-психолога по развитию интереса старшеклассников к более глубокому самоанализу своих черт характера, созданию «визуального образа характера».
Проективная методика «Мое дерево-характер»
Существуют разные версии проективных методик «Дерево». В основе данной методики используется авторский подход И.В.Вачкова «Деревья-характеры из волшебного леса» [1]
Перед проведением данной методики был проведен ознакомительный теоретический блок «Понятие характер. Черты характера».
Цель методики: создание индивидуального образа характера; осознание своих индивидуальных особенностей; активизация стремления к самопознанию.
При рисовании дерева обязательно должны быть прорисованы и подписаны 4 основные ветви (ствола): отношение к окружающим людям, отношение к деятельности, отношение к себе, отношение к вещам.
Затем идёт работа по рисованию и подписыванию веточек - черт характера от основных стволов, сколько будет таких веточек, зависит от наличия у участника этих черт характера.
По желанию разрешается внести дополнительные элементы (рисунки) к своему дереву-характера (плоды, солнышко, тучки над деревом, дупло, птиц, животных). Примечание: дополнительные элементы не озвучиваются ведущим.
После рисования участникам предлагается письменно ответить на следующие вопросы:
- Нравится ли вам ваше Дерево - характер?
- Много ли на вашем дереве веточек - черт характера?
- Какие корни у вашего дерева?
- Какие отношения у вашего дерева с соседними деревьями?
- Разрешает ли ваше дерево садиться на него птицам, забираться животным, угощаться своими плодами (если есть)?
- Что произойдёт с вашим деревом - характером в ближайшем будущем?
Выполненные работы можно распределить на следующие группы: (Приложение 3)
- Традиционное изображение дерева.
- Схематичное изображение дерева, отсутствие детальной прорисовки.
- Нестандартное изображение дерева.
Большая часть десятиклассников в ходе выполнения работ увидели, что мало внимания уделяют самоанализу своих черт характера, испытывают затруднения в формулировке черт характера, нет четкого представления об особенностях своего характера.
Результативность проведенной работы
- Использование данных методик способствовало актуализации интереса обучающихся к проблеме самовыражения и формированию навыков публичной самопрезентации.
- Каждый участник смог визуально увидеть свои индивидуальные особенности, получить обратную связь от других участников.
- Результаты исследования позволяют спланировать индивидуальную и групповую работу по дальнейшему формированию эффективных способов самовыражения.
Литература
[1] https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200400517 И.В.Вачков «Деревья-характеры из волшебного леса».