Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Желание добиться успеха без упорного труда
схоже с желанием снять урожай там,
где вы не садили семена

В основе современного образования лежит активность учителя и обучающегося.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что обучающемуся урок и в радость, и приносит пользу. И тогда, как говорит Цицерон, «зажгутся глаза слушающего и глаза говорящего».Одной из технологии позволяющей решить такие задачи, является технология критического мышления. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких результатов как:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • умение сотрудничать и работать в группе;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно применить. А технология критического мышления, в полной мере отвечает этим этапам. Эта технология хороша ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. Технология развития критического мышления через чтение и письмо - один из способов превращения учения в личностно - ориентированное. Технология предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знания. Используя технологию критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, а создает условия для реализации заложенных в ученике задатков. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности. Технология развития критического мышления через чтение и письмо ставит целью воспитание свободной, критически мыслящей личности, дает возможность личностного роста, развитию индивидуальности. Используемые сегодня на уроке педагогические технологии, методические приёмы должны обеспечивать формирование умения поиска и выделения необходимой информации. Это активная деятельность учащихся, взаимодействие их друг с другом в учебной работе, участие в проведении экспериментов, постановке опытов, проектной и исследовательской деятельности. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к данной технологии и работать с обучающимися любого возраста.

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ребенок начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет :

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого обучающиеся получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ребенок следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации ;
  • формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

В технологии развития критического мышления можно использовать разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Рассмотрю те приемы, которые эффективно использую на уроках русского языка и литературы.

В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и обучающимися , создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета. Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

На стадии вызова я чаще всего использую следующие приемы:

Прием-игра «Кто больше»

Кто больше составит однокоренных слов с корнем -дом- за одну минуту с помощью приставок и суффиксов?

(Домовой, домашний, домик, домище, домовёнок, придомовая, надомный, домишко...)

Объясните, как изменялось значение слова -корня - дом-, когда к нему добавились части слова.

Прием "Незаконченное предложение" (выполняется письменно)

  • "Морфемика изучает..."
  • "Самая главная часть слова- это..."
  • " Перед корнем стоит....."
  • "После корня стоит...."
  • "Часть слова без окончания называют...."

Прием "Корзина идей"

Этот прием позволяет выяснить все, что знают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

  1. Каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
  2. Обмен информацией в парах или группах.
  3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
  4. Все сведения кратко записываются в "корзине идей", даже если они ошибочны.
  5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Имя существительное.

Грамматическое значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении

постоянные

непостоянные

Плавно переходим в стадию осмысления.

Нравится мне и Прием «Верите ли вы, что…»

Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

1

2

3

4

5

6

7

«Кодовый диктант»

(Разновидность приёма «Верите ли вы, что..»)

Положительный ответ шифруется цифрой 1, отрицательный цифрой 0, можно применить любые другие символы. В результате получается код, состоящий из зашифрованных ответов на ряд вопросов. Эффективно применять при теоретическом опросе.

Урок-повторение по теме «Имя прилагательное». Работа с текстом

Прочитайте текст.

Ру(с,сс)кий лес.

  1. Зимой и летом, ос…нью и в…сной хорош… ру(с,сс)кий лес.
  2. В тихий зимний день выйдеш… из охотнич(?)… домика в лес на лыжах - дышиш… и не надышишься.
  3. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.
  4. Тихо в лесу, но ч…ткое ухо внимательн… человека улавливает живые звуки…

Прием «Верите ли вы?».

(На столах у ребят и на доске таблица с утверждениями. Ребята во второй строке «Ответ 1» ставят +, если согласны с ним, - если нет.

Перед вами утверждения, согласны ли вы с ними. (На данном этапе ребята самостоятельно отвечают на вопросы без рассуждений и аргументирования своего выбора. При зачитывании учитель делает 10-секундные паузы между утверждениями).

Утверждение

  1. В тексте 8 прилагательных (-)
  2. «охотнич(?)…» - относительное прилагательное (-)
  3. Три прилагательных в тексте в форме множественного числа (+)
  4. Все прилагательные в тексте являются определениями (-)
  5. Второе прилагательное последнего предложения в форме ед.ч., м.р., В.п(-)
  6. В тексте 7 качественных прилагательных (+)
  7. В словах «хорош…» и «выйдеш…» одна орфограмма и пишутся они одинаково (-)
  8. Самостоятельно перепишите данный текст. Выделите как члены предложения все прилагательные, определите их постоянный и непостоянные признаки.

По окончании работы, учащиеся объединяются в пары и заполняют последнюю часть таблицы, после чего следует обсуждение результатов и по необходимости их корректировка.

Учитель обращает внимание на последнее утверждение предыдущего задания: глагол как часть речи станет предметом учебного диалога на последующих уроках.

Стадия «Рефлексия»

Я предлагаю вам стать соавторами текста «Русский лес». Допишите его, дополнив 4-5 предложениями, используя прилагательные, написанные на доске (см. приём «Корзина идей» на стадии вызова) и дополняя его своими прилагательными так, чтобы мы смогли «услышать» звуки зимнего леса, «увидеть» его цвета.

По окончании работы в классе заслушивается 4-5 работ (в зависимости от оставшегося времени), все учащиеся сдают тетради для оценивания данной работы учителем.

  • Какую цель урока мы ставили в его начале?
  • Какое задание Вам больше всего помогло в достижении поставленной цели?
  • Какое задание было для вас самым интересным?
  • Если бы вам нужно было объяснить учащемуся 5 класса самый сложный раздел по теме «Имя прилагательное» (см. «Кластер», составленный на стадии «Вызов), то какой бы это был раздел?

Что позволяет сделать данный прием?

Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова "Да", "Нет" с последующей самопроверкой.

Прием «Интеллектуальная разминка» (или фронтальный опрос)

Все новое, хорошо забытое старое. Данный метод хорош как в начале уроке в стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Требует от детей быстрого, четкого ответа. а также анализа ответа одноклассников.

Прием «Проблемный вопрос»

Здесь, например, берем тему «Правописание частицы Не с именем прилагательным». Объявляем ее. Записываем.

Ставим проблемный вопрос: «При каких условиях не с прилагательным будет писаться слитно или раздельно?».

Далее можем спросить; «От какой части речи чаще всего образовываются прилагательные?»

Выходим на имя существительное, далее вспоминаем правописание не с сущ-ми и т.д. Выходим на то, что их правописание похоже. Попутно составляем «Опорный конспект». Сверяем с материалом учебника.

Технология критического мышления позволяет учителю решить ряд важнейших задач:

  1. Увеличить образовательную мотивацию: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
  2. Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.
  3. Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
  4. Социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.