Использование арт-технологии как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Ключевые слова: английский язык


Высшее искусство учителя - пробудить радость
в творческом самовыражении и познании.

Альберт Эйнштейн

В наше время перечень образовательных технологий в современной школе достаточно широк - это и ИКТ-технологии, и проектная деятельность, и игровые технологии, и многое другое. Для меня, как учителя английского языка, одной из основополагающих задач является формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка. А это задача не из легких. На практике нередко можно наблюдать, что ученики как начальной, так и основной школы испытывают коммуникативные трудности на уроках английского языка. И эти трудности зависят от многих факторов. Преодолению этих трудностей может способствовать правильный выбор педагогических технологий. Одной из таких эффективных технологий стала для меня арт-технология, которая предполагает опору на творчество школьников, позволяет интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

Цели, задачи: Основной целью данной практики является создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности.

Задачами данной практики являются:

  • развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия;
  • развитие творческих способностей воспитанников;
  • развитие эмоционально-нравственного потенциала;
  • формирование умения снимать напряжение;
  • формирование умения решать групповые проблемы.

Поскольку одной из основных задач при обучении иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, то, арт-технологии, как известно, помогают снять у воспитанников психологический барьер при общении на иностранном языке со своими одноклассниками, а так же способствуют лучшему закреплению пройденного материала, путем активного применения их в речи, приобретению новых знаний на внеурочной деятельности. Использование арт-технологий дает возможность расширить и углубить полученные страноведческие знания, путем внедрения творческой деятельности в образовательный процесс, расширить интерес школьников к стране изучаемого языка.

В соответствии с ФГОС основного общего образования, личностные результаты освоения основной образовательной программы, должны отражать, помимо прочего, как формирование коммуникативной компетенции обучающихся, так и формирование навыков межкультурной коммуникации. Они так же включают в себя развитие художественного сознания через освоение художественного наследия России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные связи урока иностранного языка так же тесно взаимодействуют с развитием творческого подхода к решению определенных задач. Задания с применением арт-технологий более эффективны, чем стандартные методы обучения иностранному языку, так как способствуют самовыражению школьников.

Актуальность

Актуальность исследования состоит в том, что, как известно, арт-технологии широко используются в современной педагогической практике, так как они не только помогают формировать коммуникативную компетенцию, но и помогают снимать психологический и языковой барьер у школьников при общении на иностранном языке. Так же, арт-технологии в современном педагогическом процессе помогают воспитанникам углубить и расширить страноведческие знания и усилить интерес как к родной стране, ее истории и культуре, так и к истории и культуре страны изучаемого языка.

Данная технология, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. В результате применения арт-технологии заметно повышение заинтересованности обучающихся в изучении иностранного языка, совершенствование навыков устной монологической, диалогической и письменной речи.

Уникальность арт-технологии заключается в том, что в ее основе лежат достижения не только искусства, но и науки. Данный вид технологии является ярким примером межпредметных связей: это и наука, и педагогика, и культура, и многие другие. Методы, используемые арт-технологией универсальны, и могут быть использованы для решения широкого круга учебно-воспитательных задач.

Идея, технология опыта

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. А для того, чтобы это общение сложилось, необходимо знать язык (в широком смысле), владеть лексикой, фонетикой, грамматикой.

Формы и приемы современных арт-технологий многообразны, что дает возможность использовать их на разных этапах, как урока, так и вне урока.

При выборе арт-технологии нужно учитывать возрастные особенности воспитанников, их сферу интересов. То, что будет интересно детям 7-12 лет, будет совершенно безразлично для подростков. Применение арт-технологии в начальной школе является наиболее эффективным, т.к. в младшем школьном возрасте тяга к спонтанной художественной творческой деятельности сильнее, чем в подростковом. Именно поэтому было решено реализовать программу внеурочной деятельности с применением арт-технологий на начальной ступени образования.

В данной практике мной используются следующие арт-педагогические технологии:

  1. Сказкотерапия - различные сказки про буквы, когда воспитанники учатся читать, фонетические сказки про Mr. Tongue, грамматические сказки. Такие сказки особенно хороши для детей чувствительных, с богатым воображением. Сказки хорошо запоминаются и вспоминаются даже через несколько лет.
  2. Работа с песнями и музыкой - является также важным элементом арт-педагогической технологии, поскольку песню мы не только слушаемь, но и поем, а также выполняем различные задания до, во время и после прослушивания песни. Прежде всего, песни замечательно развивают фонетматический слух и способствуют развитию навыков аудирования, усвоению лексики и грамматики.
  3. Ритмичные физкультминутки (action songs) - хорошо подходят для активных детей тем. Если физкульминутку делать под музыку или видео, то она будет развивающей и для «аудиалов» и «для визуалов». В основном, такие динамические паузы признаются детьми начальной школы. Их используем для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также физкультминутки хорошо развивают фонематический слух и расширяют словарный запас.
  4. Пантомимы - часто используем для отработки новой лексики. При изучении алфавита буквы рисуем в воздухе, перед тем как писать их в тетради, и рисуем на спине друг у друга и угадываем их. Дети постарше с удовольствием изображают разные существительные или глаголы-действия.
  5. Crafts (прикладное искусство) - это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. На начальном этапе дети лепят буквы из пластилина и украшают их фасолью или горохом, красивыми пуговицами или бусинами. Позже при изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо используется на уроке или дома для закрепления изученного материала.
  6. Рисование и раскраски. Кроме того, к crafts можно отнести и рисование. При этом рисование может быть как целенаправленным (нарисуй своего питомца и расскажи о нем), так и как средство для проверки качества усвоения пройденного материала - так называемые «арт-диктанты» или «арт-раскраски». Не все дети умеют хорошо рисовать и как раз в этом случае использование арт-раскрасок помогает принести радость школьнику от осознания того, что и он может справиться с этой задачей. Нередко используются свои собственные материалы, подготовленные специально к уроку. Часто это изображения - раскраски картинок изучаемых слов. Цель этих наработок не только познакомить обучающихся с лексикой, но и использовать их как элемент арт-терапии для снятия напряжения и стресса. Дети всегда радуются таким небольшим картинкам и с удовольствием их раскрашивают. Особенно благотворно это влияет на обучающихся после выполнения контрольной работы, когда детям разрешается раскрасить картинки.

В рамках данной технологии воспитанники старших классов с удовольствием приняли участие в IV Международном конкурсе «Расскажи миру о своей Родине», где нужно было представить работу в форме презентации-рисунка на двух языках (русском и иностранном).

Лучшие работы были отмечены сертификатами и грамотами.

Ролевые игры, театр - одна из самых любимых детьми технологий. Многие дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице), но и сменой стран (в России, в Англии или в Китае) и эпох (первобытные времена, в средние века, в будущем). Ролевые игры проводим в виде парной, групповой и коллективной работы. Подключаются даже те ребята, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики. Здесь активное участие принимают и сами родители воспитанников, что способствует укреплению, а в некоторых случаях, даже налаживанию отношений как внутри семьи, так и в коллективе в целом.

Заключение

В заключение хотелось бы выделить преимущества, на мой взгляд, арт-технологий перед другими формами педагогической работы.

  • Во-первых, в процессе участия ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его и помочь.
  • Во-вторых, практически каждый ребенок может стать полноправным участником урока и для этого не требуется от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя.
  • В-третьих, арт-технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала, и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы воспитанников.

Данный педагогический опыт может быть использован преподавателями иностранного языка, работающих в образовательных организациях.