Конспект урока обучения грамоте "Знакомство с буквой Ц, ц"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: обучение грамоте, УМК «Начальная школа ХХI века»


Цель урока: формирование умения слышать звук в словах. Организация работы по ознакомлению с буквой Ц, ц. Определение особенностей звука [ц], использование схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов, содействие формированию навыка чтения слов, предложений, развитию речи, фонематического слуха.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Знакомство с буквой Ц, ц, обучение чтению с буквой Ц, ц и ранее изученными буквами. Характеристика звука [ц].
  • Определение места звука в словах.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, формировать умение моделировать;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • развивать умение строить речевые высказывания, познавательный интерес, творческие способности;
  • осуществлять поиск необходимой информации.

Воспитательные:

  • Уметь слушать собеседника и согласовывать свои действия.
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.
  • Расширять кругозор.

Регулятивные УУД:

  • учиться использовать речь для регуляции свои действий;
  • сравнивать свой ответ с ответом одноклассников.

Познавательные: УУД:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и слышать одноклассников и учителя;
  • взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Букварь» Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И.Кузнецова, электронный вариант учебника «Букварь», интерактивная доска, картинки птиц, модели слов, фишки.

Структура и ход урока

Организационный момент

- Садитесь те, у кого полное имя начинается с гласной буквы.

- Садитесь те, у кого имя начинается с согласной буквы.

- Руки? - На месте.

- Ноги? - На месте.

- Локти? - У края.

- Спинка? - Прямая.

Актуализация знаний

- Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы уже знаем и умеем.

- Буквы мы…. (пишем, читаем, видим).

- Звуки мы…. (слышим, произносим).

- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

- А сколько гласных букв? (10)

- Какие гласные дружат с твёрдыми согласными? (А, О, У, Э, Ы)

- Какие гласные дружат с мягкими согласными? (Я, Ё, Ю, Е, И)

- На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Постановка темы урока

- Отгадайте загадки:

1)

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (огурец)

2)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотое. (цыплёнок)

- Какой звук слышится в конце слова огурец? ([ц])

- Какой звук слышится вначале слова цыплёнок? ([ц])

- Какой буквой обозначаются эти звук, кто знает? (Буквой Ц,ц)

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока? (Знакомство с буквой Ц,Ц)

Целеполагание.

- Откройте Буквари на с. 138-141, найдите уроки 120-121 и предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Дети листают страницы урока и говорят, чем будут заниматься на уроке).

Звуковой анализ слов.

1) - Чтобы узнать, какие звуки обозначаются с помощью буквы Ц, что нужно сделать? (Звуковой анализ слов синица и цапля).

- Как одним словом можно назвать синицу и цаплю? (Это птицы).

- На протяжении сегодняшнего урока мы узнаем кое-что интересное об этих птицах.

- А сейчас приготовьте фишки и выложите звуки в данных словах. (Дети работают самостоятельно).

- Давайте сделаем звуковой анализ этих слов на доске.

- Первое слово пойдёт выложит… (Даёт полную характеристику каждого звука).

- Второе слово пойдёт выложит…

- Помощники, проверьте, все ли на вашем ряду справились с этим заданием.

2). - Какую работу нужно ещё делать с данными словами. Посмотрите на подсказку слева в учебнике. (Разделить на слоги и поставить ударение).

- А сейчас из мира интересного.

- В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.

- Какое правило надо знать, чтобы правильно разделить слова на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

- Первое слово выполнит…

- Второе слово выполнит…

- Цапля - символ бдительности и спокойствия.

Физминутка

Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке.
А ещё крутился смело.
Крыльями махал умело.
Он спешил к себе домой,
К милой мамочке родной. (2 раза)

Сравнение схем слов

- Давайте сравним схемы данных слов.

- Что у них общего? (Есть гласные и согласные звуки, последние звуки гласные, есть твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные).

- Чем отличаются данные схемы?

(Количеством слогов, ударением, количеством звуков, количеством гласных звуков, твёрдых согласных и мягких согласных).

Длина тела цапли от 28 до 140 см. Длина крыла около50 см, вес около 2 кг.

Игра «Живые звуки»

- А сейчас давайте поиграем в игру «Живые звуки» со словом синица.

Учитель даёт характеристику звука, тот ученик, который называет звук правильно выходит к доске и берёт фишку данного звука.

- Назовите первый мягкий согласный в слове синица [с '].

- Назовите второй мягкий согласный в слове синица [н '].

- Назовите ударный гласный в слове синица [и].

- Назовите первый безударный гласный в слове синца [и].

- Назовите твёрдый согласный в слове синица [ц].

- Назовите второй безударный гласный в слове синица [а].

- Звуки выстроились. Можем прочитать слово? Почему? (Звуки стоят не по порядку).

- Звуки, выстроились по порядку. Давайте прочитаем слово хором.

- Теперь давайте поставим наши фишки на место так, чтобы получилось слово и каждый звук сядет на своё место.

- Садится на место ударный гласный в слове синица.

- Первый мягкий согласный.

- Первый безударный гласный.

- Твёрдый согласный звук.

- Второй мягкий согласный.

- Второй безударный гласный.

- Читаем хором слово.

- Молодцы, Живые звуки.

В природе синицы живут в среднем 5 лет, а в хороших условиях эта птичка может дожить до 10 лет.

Выделение звука [ц] в ловах.

- Посмотрите на данные стрелочки внизу каждого слова, что они обозначают? (Нужно выделить данные звуки в словах, дать им характеристику и сравнить).

- В слове синица какой по счёту звук мы должны выделить (пятый).

- Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

- Дайте характеристику этого звука (Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

- Какой по счёту звук нужно выделить в слове цапля? (первый).

- Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

- Дайте характеристику этого звука (Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

- Одинаковые эти звуки или разные? (Одинаковые).

- Какие они, дайте ещё раз характеристику.

- попробуйте подобрать слова, в которых бы звук [ц] произносился мягко.

- Смогли подобрать такие слова? (Нет).

- Какой вывод сделаем? (У звука [ц] нет мягкой пары).

- Прочитайте правило в учебнике на с. 138. (Читает один учащийся, хором).

- Среди насекомых, поедаемых большой синицей, преобладают вредные для хозяйства виды.

Физминутка

- А сейчас немного отдохнём, но с пользой.

- Поиграем в игру «Поймай звук».

- Я произношу слова, а вы, если слышите звук [ц] в слове - хлопаете в ладоши, а если не слышите - топаете. Будьте внимательны.

Цапля, капля, птица, спица, сена, курица, свеча, умница, цирк, звездочёт, циркуль, конец, дача, цифра, синица, девочка, овца.

- Сделаем глубокий вдох-выдох (3 раза), тихо сядем на свои места и настроимся на дальнейшую работу.

- Где может стоять звук [ц] в слове? (Вначале, середине и в конце).

Закрепление образа букв Ц,ц.

1) - Какой буквой обозначается звук [ц] на письме?

- Посмотрите внимательно на печатные буквы Ц,ц и пофантазируйте, на что они похожи.

Буква Ц - смотрите сами,
Как скамейка вверх ногами.

2) - Откройте тетради «Я учусь писать и читать» на с. 71.

- Сколько букв Ц написано вверху страницы? Почему?

- Зачем нам нужна заглавная буква Ц?

- Раскрасьте те участки рисунка, на которых написана буква Ц.

- Что получилось? (Цветы).

- Определите место звука [ц] в слове цветы (В начале слова).

- Закройте тетради и положите их на край парты.

- Существует 66 видов цапель. Живут они по всему свету, кроме полярных стран, особенно много - в жарких странах.

Чтение слогов, слов, предложений со звуком [ц]

1)- А сейчас внимательно посмотрите на доску.

- Что написано на доске? (Слоги).

ца- це- цу- цы- цо

- Давайте прочитаем эти слоги -

  • с радостью
  • с удивлением
  • с грустью
  • пропоём
  • с вопросом

- Молодцы!

- Прочитайте слог с мягкими согласными звуками.

- Почему не читаете? (Звук [ц] всегда твёрдый, у него нет мягкой пары).

2) - Дальше поработаем в парах.

- Для этого откройте учебники на с 140. Что нужно сделать (Составить пар слов по смыслу).

- Кто сделает, берётся в парах за руки и показывает мне домики.

- Проверим. Прочитайте 1 пару…

3) - Следующий этап урока мы проведём, разделившись на две группы.

- Дети, которые уже бегло читают. Открывают Букварь на с. 140-141 и читают про себя интересное произведение.

А остальные ребята работают со мной по доске и учебнику.

С. 138, читаем пары слов.

1. - Значение всех прочитанных слов вам понятно?

Цукаты - это целые плоды или их кусочки, сваренные в сахарном сиропе и подсушенные, покрытые сахарной корочкой. Наверняка вы все их пробовали.

- Давайте прочитаем первые слова каждой пары. Что заметили? (Все слова обозначают много предметов).

- Давайте прочитаем вторые слова каждой пары. Что заметили? (Обозначают один предмет).

2. - Далее хором читаем слова по слогам.

- Что общего у всех этих слов? (Оканчиваются на -цы).

- Что общего у лов 1 столбика? (Во всех два слога).

- Что общего у слов второго столбика? (Во всех три слога)

- Как определяем количество слогов в словах?

3. - Давайте разгадаем кроссворд. Загадки я вам читала вначале урока. Ориентируемся на иллюстрации.

- Какое слово спряталось по горизонтали? По вертикале?

4. - Ну а сейчас послушаем учеников, которые самостоятельно читали произведение.

- Кто автор данного произведения?

- Как называется произведение?

- К какому жанру относится?

- Докажите, что вы прочитали сказку.

- Кто главный герой этой сказки?

- С кем встретился Цып, когда вылупился из яйца? (С цветком, гусеницей и цаплей).

- Что общего у этих слов? ( Есть буква ц и звук [ц]).

Итог урока

- Закройте глаза и вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке.

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Какой звук обозначается с помощью буквы Ц,ц?

- Дайте характеристику этому звуку.

- С каким правилом познакомились?

- Что ещё интересного узнали на уроке?

Рефлексия

- А теперь, если вам было интересно, всё понятно, то покажите зелёную фишку.

- Если вам было интересно, но вы затруднялись в каких- то вопросах, покажите жёлтую фишку.

- И если вам был интересно, но вы не поняли тему нашего урока, то покажите красную фишку.

Приложение