Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения средней общеобразовательной школы по внедрению ФГОС НОО и ФГОС ООО 3 поколения (ФГОС2021)

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Служба психолого-педагогического сопровождения общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС 3 поколения - организационная структура, обеспечивающая развитие личности в образовательной среде и психологическую помощь в преодолении психологических трудностей участникам образовательного процесса через профессиональную деятельность специалистов данной службы. В структуру службы психолого-педагогического сопровождения МКОУ СШ входят педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Современные научные исследования констатируют неравномерность психического развития в детской популяции, рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии, снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения.

Актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; десоциализация, виктимность, явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся; вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение; раннее начало половой жизни; межэтническая напряженность и межнациональные конфликты.

Поэтому сейчас как никогда очень важно правильно организовать работу психологической службы школы, от которой зависит и эффективная работа всей образовательной организации.

На протяжении нескольких лет мы выстраиваем работу в нашей школе так, что работа психологической службы проходит сквозь (через) всю деятельность образовательной организации, это и участие в разработке программы развития ОО, образовательной программы школы и воспитательной программы. Участие специалистов службы (ППС) в организации образовательного процесса посредством реализации основной своей цели - создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Работа непосредственно педагога-психолога регламентируется нормативно-правовой документацией (Конвенция, Закон об образовании и др), должностной инструкцией, различного рода положениями, локальными актами и приказами ОО, Профстандартом педагога-психолога в сфере образования, Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях" (вместе с "Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации"). А также 30 мая 2022 года мин просвещения утвердил Концепцию развития психологической службы, а системе общего образования и СПО в РФ на период до 2025г.

Тема моего выступления заявлена как Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения средней общеобразовательной школы по внедрению ФГОС НОО и ФГОС ООО 3 поколения (ФГОС2021)

Всем нам известно, что с 1 сентября 2022 года в силу вступают новые ФГОС, которые обновляют стандарты 2 поколения. Ключевое отличие новых ФГОС - конкретизация., новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. Поэтому на мой взгляд работа психологической службы школы вносит большой вклад в реализацию данной работы.

Сейчас я расскажу вам как мы в нашей образовательной организаци и внедряем новый ФГОС в направлении психолого-педагогической работы.

В соответствии с положением ФГОС НОО и ФГОС ООО утвержденных приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и №287 Психолого-педагогические условия реализации программы как начального общего образования, так и основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечивать:

1) преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации образовательных программ начального образования, основного общего и среднего общего образования:

Преемственность между начальным и основным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, она предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Организация работы по преемственности между начальным и основным общим образованием ФГОС НОО - ФГОС ООО

Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников, обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся из начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО.

Взаимосвязь и преемственность начального и основного образования в условиях внедрения ФГОС осуществляется посредством создания единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе. Эта модель включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений.

Преемственность между уровнями начального общего и основного общего образования - это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны - основная школа, которая не игнорирует накопленный в начальной школе потенциал, а его развивает.

В нашем образовательном учреждении данная работа проводиться на протяжении многих лет, и работа психологической службы играет важную роль. В течении учебного года в классах проходят Классно-обобщающие контроли (например КОК 4 класса, проводиться в конце 3 четверти, в него входит полная комплексная диагностика учащихся «Переход в основное звено», посещение уроков администрацией школы и специалистами службы ППС, классный руководитель составляет полную характеристику класса, мониторинг УУД и мониторинг воспитательной работы класса. Итогом данного контроля является заседание КОК, где идет обсуждение количественных результатов диагностики, по наблюдениям по итогам посещен ия уроков, заслушиваются кл.руководители с характеристикой класса, завуч по ВР также подводит итоги работы в классе, приглашаются учителя которые будут вести уроки в основном звене, они также имеют право посещать уроки в период КОК, подводятся итоги даются рекомендации). Также КОК проходят в других классах образовательной организации.

2) социально-психологическую адаптацию обучающихся к условиям Организации с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде:

Чтобы проследить данное направление работы можно говорить о работе специалистов службы в адаптационные периоды учащихся на разных уровнях обучения, в основном это учащиеся 1 класса, 5 и 10 классов.

Для учащихся 1 классов проводится Школа будущего первоклассника, где психолог школы, с согласия родителей, проводит комплексную диагностику готовности к обучению в школе. По итогам Проводится родительское собрание , учителям и родителям даются рекомендации, а также родителям индивидуальные результаты диагностики ребенка.

В конце первой четверти 1 класса также проводится диагностика, наблюдение за учащимися 1 класса в период адаптации к обучению в школе, беседы с родителями и педагогами по оказанию помощи в период адаптации, с первоклассниками проводятся классные часы и психологические минутки.

В 5 классе после диагностики адаптации к основному звену, также собирается родительское собрание и даются рекомендации педагогам и родителям. По запросу проводятся индивидуальные беседы, проведение кл.часов по программе «Я - Пятиклассник».

Также в нашей школе обучаются воспитанники центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, данные учащиеся поступают в школу в течение всего учебного года и им требуется психологическая помощь в адаптации к новому месту учебы. Также к группе риска по плохой адаптации являются учащиеся с ОВЗ, с которыми идет комплексная работа (об это чуть позже)

Дети с девиантным и деструктивным поведением, тоже находятся под наблюдением психолога в периоды адаптации, после каждого каникулярного периода.

3) формирование и развитие психолого-педагогической компетентности работников Организации и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:

Чтобы реализовать данную задачу специалисты СППС являются постоянными участниками методических объединений школы, выступают с различными темами на педсоветах и методических совещаниях, психолог школы проводит постоянные консультации для педагогов школы.

Для помощи родителям педагог-психолог постоянно участвует в родительских собраниях и ведет консультативную деятельность. Педагог-психолог оформляет информационные стенды, а также ведет свои странички в интернет-пространстве, где размещает методические рекомендации для всех участников образовательного процесса.

4) профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности:

Совместно с социальным педагогом, педагог-психолог проводят большую профилактическую работу среди обучающихся с девиантным поведением. В рамках программы Наставничество (о которой чуть позже) проводятся Дни Дискуссий, Создан совет юношей и психологическая помощь детям, так называемой группы риска по девиантному поведению. В классах, где есть данные учащиеся проводятся психологические классные часы для всего коллектива ребят, для принятия данного учащегося в классе и для смягчения его отклоняющегося поведения, через призму коллективного дела.

В настоящее время очень много учащихся подвержены повышенной тревожности и агрессивности (как вне так и внутрь себя), сданными учащимися по возможности проводятся индивидуальные занятия с использованием такой технологии как Мозартика. Также проводятся беседы с родителями и педагогами по данному вопросу.

5) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе:

  • обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы основного общего образования, развитии и социальной адаптации;
  • обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных;
  • обучающихся с ОВЗ;
  • педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников Организации, обеспечивающих
  • реализацию программы основного общего образования;

родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

6) вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение):

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год выстраивается именно по данным перечисленным направлениям поэтому вся работа педагога-психолога проходит через призму ФГОС в образовательной организации. (в трех словах рассказать о данных направлениях)

В образовательном учреждении функционирует школьный психолого-педагогический консилиум, его деятельность ведется на основании Примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации» от 09.092019 Р-93.

В школе разработано свое положение, издан приказ с утверждением состава, ведется три журнала: 1) журнал регистрации заключений, журнал направлений на ПМПК, журнал учета заседаний ППК школы.

Рассказать о Ппк школы. И перейти к уча щ имся с ОВЗ

ФГОС НОО и работа с ОВЗ

В нашей образовательной организации совместно с норматипичными детьми, обучаются и учащиеся с ОВЗ. Основную категорию составляют обучающиеся с ОВЗ, обусловленными ЗПР, и обучающиеся с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Для обучения учащихся с ОВЗ в начальной школе, мы опираемся на два основных документа Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержд пр Мин обр науки РФ №1599 о т 19.12.2014 и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержд пр Мин обр науки РФ №1598 от 19.12.2014.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ, обусловленными ЗПР реализуется через программу коррекционной работы в школе , которая должна обеспечивать:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
  • осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
  • оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
  • возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Основными направлениями в коррекционной работе являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах д еятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования. Предпочтительно наличие специалиста в штате организации. При необходимости Программу коррекционной работы мо жет осуществлять специалист, работающий в иной организации (центрах психолого -педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и других).

В МКОУ СШ работу ведут все специалисты СППС, я как педагог-психолог реализую данную работу по всем вышеуказанным направлениям, используя в своей работе программу коррекционно -равивающих занятий «уроки психологического развития», также с детьми я занимаюсь по программе «Интеллектика» и по программе «Образовательная кинезиология: Гимнастика мозга». Данные программы дают хорошие результаты. У обучающихся прослеживается положительная динамика в в развитии познавательной деятельности, в более эффективном формировании регулятивных навыков, ориентации и координации в пространстве. Повышается мотивация к обучению и самооценка.

Для учащихся с легкой умственной отсталостью педагогом-психологом реализуется программа «Психомоторика и развитие сенсорных процессов», в которую включены упражнения на развитие познавательной сферы, формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Для каждого учащегося разрабатывается индивидуальная программа коррекционно - развивающих занятий исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании рекомендаций ПМПК. Также учащимся с УО, в программы я включаю комплексы упражнений по ритмике, упражнения на развитее межполушарного взаимодействия. У многих ребят наблюдается положительная динамика в развитии.

Фгос ООО 3 поколения предполагает обязательную разработку коррекционной программы, которая включена ООп.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной.

Работ а с обучающи ми с ЗПР

Программа коррекционной работы является обязательной частью содержательного раздела адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.

Для успешного освоения АООП ООО, коррекции нарушений и развития имеющихся ресурсов обучающихся с ЗПР предполагается система комплексной помощи, которая реализуется через программу коррекционной работы. Программа коррекционной работы (далее ПКР) предусматривает индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание ПКР определяется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), психолого- педагогического консилиума образовательной организации (ППк) и/или индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА).

Содержание программы направлено на коррекцию, преодоление или ослабление основных нарушений познавательного и речевого развития, препятствующих освоению образовательной программы, и социальную адаптацию обучающихся с ЗПР. В связи с этим в программе находит отражение развитие значимых для обучающихся с ЗПР компетенций коммуникации, необходимых для интеграции в социум, процессов саморегуляции поведения и деятельности, развитие адаптивных форм реагирования в различных жизненных ситуациях с контролем эмоций.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в специальном формировании устойчивой личностной позиции в отношении негативного воздействия микросоциальной среды, в помощи в осознании взаимосвязи общественного порядка и уклада собственной жизни, в сопровождении личностного самоопределения, в помощи в осознании своих трудностей и ограничений, в побуждении запрашивать поддержку у взрослого в затруднительных социальных ситуациях.

Программа коррекционной работы основывается на индивидуально-личностном подходе, необходимость которого обусловлена широким диапазоном различий внутри данной нозологической группы и предусматривает дифференциацию помощи в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.

Сопровождение организуется по следующим направлениям диагностическое, коррекционно- развивающее, консультативное, информационно-просветительское направления работы. Основным направлением является коррекционно-развивающее, базирующееся на данных комплексной диагностики развития и определения особых образовательных потребностей и предполагающее реализацию коррекционных курсов специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога- психолога) и дополнительных коррекционно-развивающих занятий.

Педагогом-психологом разработан ряд программ для учащихся с ОВЗ, обусловленными ЗПР:

  • Уроки психологического развития для учащихся 5-9 классов
  • Программа направленная на развитие эмоционального интеллекта «Я и мир вокруг меня»
  • «Интеллектика» для 5-6 классов.

Занятия по программам проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме, для учащихся составлено расписание занятий. По опыту могу сказать, ребята с удовольствием посещают занятия, пропуски бывают только по уважительным причинам, у многих учащихся наблюдается положительная динамика в усвоении учебного материала, повышается мотивация к обучению, эмоционально-волевая сфера развивается.

Работа с обучающими с УО Коррекционная работа с учащимися с умственной отсталостью представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

  • в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса
  • (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
  • в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
  • в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

В нашей школе проводится комплексное сопровождение учащихся с умственной отсталостью, разрабатывается индивидуальная адаптированная программа, в которой прописывается индивидуальный образовательный маршрут. Проводится комплексная диагностика (стартовая и итоговая), отслеживается динамика развития учащегося.

Педагог-психолог проводит психокоррекционные занятия в рамках курса «Психомоторика и развитие сенсорных процессов», в данную программу включены занятия на межполушарное взаимодействие, развитие координации и ориентации в пространстве, упражнения способствующие личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии.Чаще всего занятия проходят в индивидуальной форме. Также для учащихся 8-9 классов проводиться профориентационный курс «Введение в мир профессий», где с учащимисяобсуждаются вопросы профориентационного характера, рассказывается о профессиях, которые может получить данный учащийся по окончанию школы.

Коррекционная работа с учащимися с ОВЗ предполагает не только непосредственную работу с учащимися, но и работу с педагогами и родителями данных учащихся.

Консультативная работа включает:

  • психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
  • консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

  • беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей,
  • разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями),
и др.

Информационно-просветительская работа включает:

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
  • оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
  • психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
  • психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Я считаю, что в нашей образовательной организации ведется комплексная работа с учащимися с ОВЗ, которая дает положительные результаты.
В нашей образовательной организации разработана и эффективно реализуется программа «Наставничества» , например я была наставником молодого специалиста и наша программа была разработана на 3 года и называется «Тропа успеха» (рассказать о программе и результатах).

Также в школе реализуются программы наставничества по направлениям Учитель-учитель, Учитель-ученик, Ученик-ученик. Данная программа эффективно реализуется с 2021года, в рамках программы проводятся такие мероприятия как «День дискуссий», где старшеклассники и ребята основного звена дискутируют и обсуждают различные темы (Осторожно Гаджеты, 35-летие со Дня аварии на ЧАЭС, «Россия сегодня», «Путь успеху»), я как педагог-психолог сопровождаю реализацию данного проекта.

Хотелось бы поделиться информацией с коллегами о том, что в рамках районной методической работы в методическом отделе при отделе образования администрации муниципального района несколько лет назад для помощи в методической работе создано Районное методическое объединение (2021-2022год я являлась его руководителем) педагогов коррекционно-развивающего обучения и педагогов-психологов. Данное РМО эффективно функционирует в рамках методической районной деятельности, все педагоги данного направления и педагоги-психологи взаимодействуют между собой, делятся опытом, оказывают методическую помощь друг другу. В рамках РМО ежегодно проводиться несколько заседаний (в соответствии с годовым планом) темами которых являются актуальные вопросы в работе специалистов психолого-педагогических служб школ района (рассказать несколько примеров).

Рассказать о пользе конкурсного движения.

Заключение

Практика показывает, что благоприятная атмосфера в школе, которая является одним из существенных факторов учебного процесса и напрямую зависит от слаженной работы педагогического коллектива, требует постоянного профессионального сотрудничества, совершенствования психолого-педагогических компетенций специалистов, способных обеспечить поддержку и психологическое сопровождение категорий детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, преодоление дефицитов обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Своевременное оказание необходимой помощи является залогом успеха дальнейшего обучения, необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических расстройств.

В этой связи функционирование психологической службы любой образовательной организации обеспечивает готовность специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.