Вы загляните в детские глаза,
Когда все хорошо у малыша.
Там глубина Души и блеск Огня!
Пусть сохранится это навсегда!
Каждый родитель, воспитатель, педагог должен помнить, что Детство откладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека. Помнить и понимать насколько велика и важна роль мудрого взрослого в жизни ребенка.
Если сегодня задать вопрос - какой возраст является самым важным и опасным для ребенка - большинство ответят, что подростковый. На самом деле это не так.
Доказано, что 98% информации, практически вся жизнь ребенка, его судьба, его путь, основные черты характера, мировоззрение, способности и таланты, а, главное его отношения с миром и отношение к миру закладывается в возрасте от 4 до 7 лет.
Ребенок появляется в этом мире, чтобы жить, творить завтра, приносить пользу Родине. А деятельность педагогов направлена на поддержку разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Подавляющее большинство социальных моделей поведения людей формируется в детском возрасте, поскольку именно, в этом возрасте человек наиболее восприимчив к процессу обучения.
Как только определенные ощущения, формы мышления и способы действий возникают и закрепляются в сознании ребенка, они консервируются и слабо поддаются новациям в дальнейшей жизни.
Входя в жизнь, наполненную сложными вызовами, требующую больших сил для адаптации и самореализации, ребенок должен получить поддержку в раскрытии своего потенциала, поверить, что он в нем есть. И все это зависит от людей, находящихся рядом.
Сегодня, перед всем дошкольным педагогическим сообществом стоит большая задача - реализация Федеральной образовательной программы, утверждённой Министерством просвещения РФ в ноябрь 2022 года.
В рамках программы мы должны решить основополагающие функции дошкольного уровня образования:
- Обучение и воспитание ребенка как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности.
- Приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа.
- Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в образовательную организацию, обеспечивающих детям и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, независимо от места проживания.
ФГОС ДО и ФОП являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОУ образовательных программ дошкольного воспитания.
Объём обязательной части этих программ 60% от общего объёма программы.
Участники образовательных отношений формируют 40% части программы. Эта вариативная часть может быть ориентирована на национально- региональный компонент, на традиции ДОО, использование парциальных образовательных программ, но с условием, что содержание и планируемые результаты этих 40% не должны быть ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП.
Именно, этими вопросами Педагогический коллектив МБДОУ детский сад №47 г.Владикавказ активно занимается, готовится к тому, чтобы в новом учебном году начать работать по новой основной и вариативной программам.
На сегодняшний день мы подготовили несколько семинаров по ознакомлению с ФОП, провели мониторинг Развивающей Предметно-пространственной среды, начали пополнять эту среду, приводим в соответствие с требованиями ФОП основную образовательную программу, определились с вариативной частью программы и активно уже работаем в выбранном направлении.
Приоритетными задачами считаем для себя:
- формирование основ гражданственности и патриотизма;
- развитие творческого потенциала;
- лидерских качеств;
- включение детей в посильные социально-значимые проекты - практики волонтерства, благотворительные инициативы;
- организация театрализованной деятельность;
- привитие нашим «талантикам» позитивных привычек;
- обогащение представлений детей о нравственных качествах людей;
- воспитание привычки использовать формулы словесной вежливости;
- развитие умения распознавать собственные эмоции и чувства, эмоционально раскрепощаться, социализироваться;
- развитие понятийного мышления.
Для реализации всех этих задач, воспитатели и педагоги используют в своей работе различные методы и приемы, но сегодня мы хотим рассказать о двух направлениях нашей работы.
Прежде всего это - театрализованной деятельности.
«Театр - искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда
Уносит из него запас мудрости и доброты» - говорил Станиславский - выдающийся театральный деятель.
Разные виды театра, такие близкие и любимые детьми - кукольный театр, театр на столе, магнитный, масок, пальчиковый, драматизация- все они способствуют становлению социокультурного опыта растущего человека.
На протяжении года мы провели конкурс лучших театральных уголков, конкурс лучшей игрушки для театра, конкурс на лучшую драматизацию сказки среди всех возрастных групп. Компетентное жюри, в составе которого были представители Союза театральных деятелей РСО-Алания отметили в наших артистах умение принять нестандартное решение, креативное мышление, умение чувствовать радость от собственных открытий.
СТД нашей республики предложили нам совместный проект, который мы будем осуществлять в новом учебном году.
Понимая важность нашей воспитательной миссии, опираясь на закон «Об образовании в РФ», исходя из требований ФГОС и задач, поставленных ФОП педагогический коллектив МБДОУ 47 принял решение о педагогическом сотрудничестве с Благотворительным фондом содействия развитию социально- культурных инициатив и попечительства «Образ жизни».
В данном выборе для нас была важна и близка главная миссия фонда - «открывая детям новое- открываем им лучшее».
Мы взяли за основу проект фонда «Школа позитивных привычек», адаптировали его под свои интересы и потребности, а также начали реализацию Парциальной программы «ДоброМир», которая является одной из важнейших частей проекта «Школа позитивных привычек», не нарушая при этом ни один из пунктов ФГОС ДО и ФОП.
Общесадовский проект «Школа позитивных привычек», объединил всех воспитанников, воспитателей, педагогов, родителей. В основе этого проекта лежит практико-ориентированная, познавательная, духовно-нравственная деятельность дошкольников.
В течении учебного года были реализованы проекты разной тематической направленности:
- Физкультурно-оздоровительный проект «Цигун для детей»
- Создание талант - клуба «Цигун»
- Социально-коммуникативный проект «Волшебство вежливых слов»
- Социально-коммуникативный проект «Талантик-47»
- Познавательно-творческий проект «Наследие нартов»
- Нравственно-патриотический проект «Юный краевед»
- Социально-коммуникативный проект «Первые шаги к бережливости»
- Художественно-эстетический проект «Любимые нотки»
- проект «»
- Познавательно-творческий Театральный проект «ДоброМир»
Более подробно хотелось бы остановиться на реализации Парциальной образовательной программы «ДоброМир», направленной на позитивную социализацию и творческое развитие детей в театрализованной деятельности.
Программа позволяет в доступной для детей дошкольного возраста игровой форме моделировать различные жизненные ситуации и освоить адекватные способы решений при помощи театрализованной деятельности. При этом она ориентирована на поддержку разнообразия детства, обеспечивает вхождение детей в мир культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Цель программы: Воспитание одухотворенного человека-созидателя, укорененного в родной культуре, сохраняющего традиционные ценности и при этом готового к диалогу с другими культурами, способного к жизнетворчеству по универсальным законам добра, красоты, истины. Программа дает возможность пробуждению в дошкольниках чуткости, стремления делать добро и совершать благородные поступки.
Основные задачи:
- Формирование у ребенка духовно-нравственного потенциала, базовых ценностей: доброты, сочувствия, чуткости, взаимопомощи, любви и сострадания ближнему.
- Развитие способности радостно откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях; пробуждение в дошкольниках чуткости, стремления делать добро и совершать благородные поступки.
- Развитие воображения детей, поддержание проявления фантазии и смелости в изложении собственных творческих замыслов, стимулирование активности детей к организации самостоятельной театрализованной деятельности.
- Формирование культуры общения и поведения ребенка, широкого кругозора, богатого духовного мира, устойчивых моральных норм.
- Стимулирование активной позиции ребенка в поиске добра, в оказании помощи нуждающимся в ней.
- Привлечение детей к свободному творческому экспериментированию разнообразными художественными средствами, развитие индивидуальной выразительности, обучение детей коллективной работе.
- Развитие инициативы, самостоятельности детей в создании образов различных персонажей, развитие их умений выражать собственные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.
- Развитие умения использовать средства музыкальной и художественной выразительности - звук, ритм, интонацию, цвет, линию, форму, объем, композицию и т.д. для создания задуманного образа.
- Создание на занятиях атмосферы добра, комфорта, уверенности, позитива через эмоциональное восприятие поступков героев, идущих к поставленной цели, делающих добро и совершающих благородные поступки.
Программа «Добромир» ориентирована на становление и развитие следующих качеств воспитанников детского сада:
- иметь базовые представления о себе, семье, обществе, государстве, окружающем мире (природе, культуре, обществе);
- любить свою семью, свой край, свой народ, испытывать чувство гордости за свою Родину (ее культуру, историю, достижения);
- знать о том, что Россию населяют разные народы, имеющие свою культуру (в т.ч. язык, традиции, искусство);
- иметь представление о том, что на нашей планете есть другие страны со своей культурой (устройством жизни и быта) и другими языками; способные к диалогу с представителями других культур;
- иметь начальные представления о искусстве театра в разнообразии его видов;
- уважать и принимать моральные нормы, нравственные установки и высшие ценности: личностные, семейные, национальные, общечеловеческие (универсальные);
- понимать роль традиций и ценностей в сохранении человеческого общества, культуры, мира на планете;
- знать о роли человека-труженика в создании предметного мира, общества, культуры, искусства, в т.ч. театрального;
- развивать любознательность, инициативу, коммуникабельность, самостоятельность, ответственность, доброжелательность, честность, справедливость, жизнерадостность;
- способствовать целенаправленно действовать, достаточно адекватно оценивать результаты своей деятельности (в сравнении с другими детьми), начинать понимать необходимость личной ответственности за результаты своей деятельности, поступки;
- понимать состояние и настроение другого человека (ребенка и взрослого); уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, аргументировано и с достоинством высказывать свое мнение; приобретать опыт разрешения конфликтных ситуаций;
- креативно (творчески), эстетически развиваться (в соответствии с возрастом); иметь опыт самореализации в разных видах творчества (театрального, речевого, изобразительного, конструктивного, декоративно-оформительского, музыкального и др.);
- проявлять интерес к освоению театрализованной деятельности на всех уровнях: восприятие, исполнительство, творчество;
- иметь опыт сотрудничества и сотворчества с другими людьми (детьми и взрослыми); уметь действовать в «команде»;
- активно и осмысленно выполняющий основные правила здорового образа жизни (гигиена, режим дня, прогулки);
- владеть основами личной безопасности (социальной, экологической, дорожной, пожарной, информационной и др.)
Предполагаемые результаты:
Усвоение основных положительных и отрицательных нравственных качеств человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.
Получение знаний и использование их в общении; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (детский сад, театр, кино, музей, общественный транспорт и т.д.), друг с другом, в семье; заботиться о родителях, младших; вести беседу, разговор, уметь высказывать и отстаивать свое мнение.
Осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать хорошие и плохие поступки. Терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможных ситуаций и конфликтов; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядеть опрятно и аккуратно.
Детская театрализованная деятельность выступает уникальной формой осмысления ребенком социокультурной информации и тем самым обеспечивает интеграцию интеллектуального, речевого и эстетического развития.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.