Календарные обряды и праздники удмуртов

Разделы: Краеведение, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»


Пояснительная записка

Последние годы характеризуются значительным повышением напряженности в области межнациональных отношений, которые по своей актуальности встали в один ряд с проблемами сохранения мира, вопросами экологии. Почему это происходит, что делать, где искать выход из создавшейся ситуации? Эти и другие вопросы волнуют многих и в Удмуртии.

На мой взгляд, первый шаг к разрешению этой проблемы призваны сделать учебные заведения, в т.ч. среднего профессионального образования. Если дети будут иметь представление об особенностях материальной и духовной культуры тех или иных народов, они будут относиться к представителям других народов как к равным, а не как к людям второго сорта.

Россия - многонациональная страна. Это историческая данность. Поэтому научить детей толерантному отношению друг к другу - важная задача.

Цель работы: описание урока по теме «Календарные обряды и праздники».

Задачи работы:

  1. Описать методику проведения урока.
  2. Показать использование разнообразного материала на уроке.
  3. Охарактеризовать предложенные обучающимся задания.

Данная работа может быть использована преподавателями общественных наук и классными руководителями общеобразовательных школ, учреждений СПО и может быть полезна всем интересующимся историей и культурой удмуртского народа.

На уроке использованы игровые методы. Преимущественно, интеллектуальная игра.

Игра - один из основных видов человеческой деятельности, один из важнейших способов познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте.

Развивающая и воспитательная ценность игры отмечалась Платоном, Квинтилианом, Д.Локком, Ж.Ж.Руссо. И советская педагогика, несмотря на многие перегибы, никогда не отказывалась от использования игры в обучении. Н.К.Крупская и А.С.Макаренко говорили об игре как о дидактическом и социально важном виде активности [5].

В ходе игры даже ученики, отличающиеся некоторой леностью ума, желающие все получить в готовом виде, незаметно для себя увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение проигравшего мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать на конкретные ситуации.

Сценарий урока

Цели:

  • Повторить материал темы «Календарные обряды и праздники»
  • Развитие умения выделять главное, анализировать.
  • Развитие навыков работы с текстом.
  • Развитие умений решать проблемные задания, работать в группе.
  • Воспитание интереса к истории, обычаям, традициям удмуртского народа.

Вид урока: обобщение и систематизация.

Тип урока: урок - лабораторное занятие с элементами имитационной игры.

Оборудование: таблички с надписями, карточки с заданиями, плакаты; листы А 4, маркеры, элементы традиционного интерьера и предметы быта, компьютер, мультимедийный проектор.

На доске: тема урока, план, «Табло побед».

План:

  1. Организационный момент
  2. Игра
  3. Подведение итогов

Подготовка урока

Предварительно учебная группа делится на группы - «тройки». На столе каждой группы табличка с номером (1, 2, 3, 4), выбирается помощник - эксперт и хранитель времени.

Ход урока

Сегодня мы с вами повторим тему «Календарные обряды и праздники удмуртов». И сделаем это так, как когда-то поступали наши предки.

Представьте, что сегодня не 16 ноября 2022 г., а январь 2023 г. Январь - это время выхода злых духов - Вожо дыр. Одной из традиций наших предков были специальные вечера, когда молодежь и старики собирались в каком-либо доме, рассказывали сказки и загадывали друг другу загадки.

Согласно народным представлениям слово должно было воздействовать на окружающий мир, на силы природы, предохранить людей от бед, болезней, неурожая, обеспечить семейное и хозяйственное благополучие [2].

Давайте мы сегодня произнесем побольше правильных слов и таким образом принесем друг другу, себе, всем окружающим удачу и благополучие.

Представим себе один из таких вечеров. Наши бабушки составили вопросы, загадки, задания. Запланировано 8 основных заданий и 3 резервных. Выполнение резервных будет зависеть от времени.

В ходе выполнения заданий мы ответим на вопросы, когда и каким образом удмурты отмечали календарные обряды и праздники.

Мы с вами сформировали «тройки», члены которых будут вместе отвечать на вопросы и выполнять задания. За верный ответ присуждается максимум 3 балла, за дополнение или неполный ответ - 1 балл. Они будут заноситься в «Табло побед». Если вы наберете 20-23 баллов, получите «5», 15-19 баллов - «4», 10-14 - «3», менее 10 - «2».

Те, кому сегодня улыбнется удача, могут надеяться и рассчитывать на благополучие в наступающем году.

Сегодня мне будет помогать мой помощник, хранитель времени…… (Ф.И.О.).

«Табло побед»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

1 «тройка»

2 «тройка»

3 «тройка»

4 «тройка»

Итак, вопросы и задания составлены по такому плану:

Основные задания

  1. Зимние календарные обряды и праздники
  2. Весенние календарные обряды и праздники
  3. Летние календарные обряды и праздники
  4. Осенние календарные обряды и праздники
  5. «Мир вещей»
  6. Лото (основные термины и понятия)
  7. Хронология
  8. Блиц

Резервные задания

  1. Загадки об орудиях труда
  2. Ошибки в тексте
  3. Нарисуйте календарный праздник

Между выполнением заданий я буду, следуя традиции, зачитывать сказки удмуртского народа[3,6].

Прежде чем мы выполним задания, давайте посмотрим на календарные обряды и праздники в живописи студентки техникума Ирины Петровой.

Приложения

Основные задания

1. Зимние календарные обряды и праздники

В течение 5 минут каждая из «троек» по очереди назовет по 1 способу гадания.

  • 3 балла получит последняя «тройка», назвавшая второй или последующий способ,
  • 2 балла - предпоследняя «тройка»,
  • 1 балл - третья «тройка».

Сказка «Человек и муравей»

Однажды человек, а это был первый человек на свете, вступил в разговор с муравьём:

- Кто из нас сильнее, муравей? Ты или я?

- Я могу нести железо величиною с себя, а ты сможешь ли? Попробуй-ка, - отвечает муравей.

2. Весенние календарные обряды и праздники

«Тройка» называет 4 слова - ассоциации. Ваши соперники должны отгадать, какой весенний праздник вы имели в виду.
Например, ряжение, гадание, духи, лед. Эти слова относятся к Вожо дыр - зимнему периоду выхода злых духов.

  • 3 балла получит «тройка», отгадавшая 3 праздника.
  • 2 балла - 2 праздника
  • 1 балл - 1 праздник

Сказ о том, как коза появилась

Шайтан тоже хотел сотворить человека, а получилось четвероногое животное с рогами и бородой. Но оживить его так и не сумел. Старался, старался - и бросил. Инмар дунул - и животное ожило. С той поры и появилась коза.

3. Летние календарные обряды и праздники

Я прочитаю стихотворения Флора Васильева о летних месяцах, а вы на листе напишите праздник, отмечавшийся в этом месяце [1].

1.

Рябина раскрыла свои цветы,
Синеет во ржи василёк,
Радуга строит в небе мосты,
Льётся лучей поток.

Хоть год молчи, а тут запоёшь!
Солнце заставит петь!
Любит июнь и колючий ёж,
И даже старик - медведь!

Ответ: Троица - 12 июня

2.

Уже набухшие стручки акаций
Нависли над забором, пропылясь.
В бездонном небе, словно дым, клубятся
Счастливые от ветра тополя.

Над ними облака скользят и тают,
Пух тополиный по-лебяжьи чист,
А вместе с пухом на землю слетает

Июль, как новичок парашютист.
Спустился - и ему не до покоя:
Всех обойди, всех лаской одари.
Наполни солнцем зернышко любое,
Покрась бока у яблонь в цвет зари.

Ответ: Гербер (Петров день) -12 июля

3.

Чувствуется в сумерках прохлада,
Днем все реже радует жара.
В августе - начало звездопада,
Близится осенняя пора

И в последний раз в году грохочет
Самый поздний августовский гром,
Словно лето дверью хлопнуть хочет,
Покидая солнечный свой дом.

Ответ: Выль (Ильин день) - 2 августа

  • 3 правильных ответа - 3 балла
  • 2 правильных ответа - 2 балла
  • 1 правильный ответ - 1 балл

Сказка «Находчивый»

Собрался человек на свадьбу. С собой прихватил жареного гуся. По дороге проголодался и решил одну гусиную ножку съесть. А на свадьбе подарок делить пришлось. Свату со сватьей по ножке надо дать. А у гуся-то одна осталась. Спрашивают у него:

- А где же вторая?

Человек и отвечает:

- А у гусей только одна нога. Не верите, гляньте в окошко.

Выглянули гости в окно - удивились: стоят гуси… и все на одной ноге.

4. Осенние календарные обряды и праздники

Обязательным элементом осеннего праздника было семейное моление.

Где оно проходило?

Подсказка: описание

… - семейное святилище, летняя кухня. В ней совершались домашние моления, приносились жертвы. Она не имела окон, пола, потолка. Вдоль стен стояли лавки, а в левом переднем углу - столы.

В середине из грубых камней складывался очаг, над которым на деревянном крюке или цепи подвешенной на перекладине, которая могла передвигаться на двух продольных балках, висел котел. Очаг, зола в нем и цепь считались священными. Над столом располагалась священная полка, на которой хранилась воршудная коробка.

Ответ: куала.

  • Верный ответ - 2 балла

Сказка «Хлеб с медом»

Когда пришел смертный час, старик позвал сына:

- Хлеб свой, сынок, ешь с медом. А пойдешь на работу, смотри не говори «бог в помочь» или «успех в работе».

Сын не сразу уразумел то, что наказал отец.

Наутро, когда он отправился на жатву, народ уже седьмым потом обливался. Сын ни с кем не стал здороваться, никого не приветил. Мол отец так наказывал.

А у самого от этого на сердце стало тоскливо.

- Как же быть-то? - тяжко вздыхал он. - Как же добрых людей-то не привечать?

Плохо ли, хорошо ли, а день перемогся.

На другой день он вышел в поле раньше всех. И никому уж не надо было говорить ни «бог в помочь», ни «успех в работе».

С самой зорьки до темна работал. И когда люди ушли, он всё ещё мозолил черенок серпа.

Пришел домой. Сел за стол, откусил кусок хлеба, и показался ему хлеб слаще мёда.

- Э, - вспомнилось ему, - а ведь отец правду сказывал!

5. «Мир вещей»

Определите, в каком календарном празднике использовали эти вещи (продукты). Опишите способ применения.

Представитель каждой «тройки» выберет вещь (продукт) и через 2 минуты мы послушаем ответ.

  • Верный ответ - 3 балла
  • За дополнение - 0,5 балла

На столе разложены: валенки, 4 стакана, полено, маска, ветка можжевельника, мел, яйцо, овощи[2].

1. Валенки. - Перекидывали через ворота. В какую сторону носком упадет - в ту сторону и замуж выйдешь. (Вожодыр - "переходное время", время выхода злых духов - вожо).

2. 4 стакана. - В один стакан наливали обыкновенную воду, в другой - подсоленную, в третий - сладкую, в четвёртый клали кольцо. Закрыв глаза, выбирали стакан: попадёт стакан с обычной водой - никаких изменений, с соленой водой - к горю, со сладкой - к добру, с кольцом - к свадьбе. (Вожодыр - "переходное время", время выхода злых духов - вожо).

3. Полено. - Заносили полено из поленницы. Если полено гладкое - жених красивый будет; сучковатое, кривое - невзрачный.

Чтобы узнать, сколько лет еще суждено прожить, несколько человек ставили поленья. Чьё полено упадёт - тот умрет.

(Вожодыр - "переходное время", время выхода злых духов - вожо).

4. Маска. - С 7 по 19 января проходило ряжение. Ряженые одевались в лохмотья. Накрывшись пологом, изображали лошадь; надевали вывороченные шубы, разные валенки, холщовые платья; лицо мазали сажей, закрывали белыми платками. К одежде подвешивали веники, бубенцы, пестери; в руках держали палки, кочергу.

Считалось, что ряженые пугают злых духов, изгоняют болезни, приносят удачу в различных делах, способствуют урожаю конопли, увеличению поголовья скота. (Вожодыр - "переходное время", время выхода злых духов - вожо).

5. Ветка можжевельника. - В Великий четверг к живым возвращаются мертвые, гуляют бесы, ведуны. С целью предохранения от "нечистой" силы совершали различные действия:

- в окна, над дверями дома, конюшни, хлева, втыкали можжевеловые ветки, кресты из можжевеловых веток. Их клали на куски отбеленного холста, в заквашенный хлеб, в замоченное бельё. Сжигали можжевеловые ветки на заслонке и окуривали избу, особенно углы дома.

6. Мел. - В Великий четверг мелом или сажей ставили кресты на косяках окон и дверей.

7. Яйцо. - В Пасху устраивали игры с крашенными яйцами. Дети мерялись силой и ловкостью: старались разбить яйца. Игроки шли на гору, на которой устанавливалась доска. У нижнего её края клали яйцо. Сверху по доске пускали обручальное кольцо. Если кольцо ударялось об яйцо, человек выигрывал, и яйцо доставалось ему. Побеждал тот, кто набирал большее число яиц.

Крашеные яйца клали в лукошко вместе с зерном в праздник начала сева. Яйца вместе с зерном разбрасывались по полю с испрашиванием у бога хорошего урожая и зерен величиной с яйцо

8. Овощи

В Ильин день приготовляли пищу из свежих продуктов. С поля приносили колосья ржи, ячменя, заносили стручки гороха, картофель, овощи

Сказка «Лодырь»

Ходил-бродил лодырь возле леса и набрёл на зайца. Тот сидел себе под кустом, ничего не замечал. Смотрит на него лодырь и губами шевелит:

- Вот словлю этого косого, продам шкурку, курицу куплю, курица яиц нанесёт, цыплята выведутся, станут они несушками, яиц будет видимо-невидимо, продам их, куплю свинью, она мне принесёт десять поросят, они подрастут, и каждый ещё по десять народит, продам их и у закамского купца дочь в жёны возьму…

Лодырь взял суковину, чтобы прихлопнуть зайчишку. Взял, да длинна оказалась. Взмахнул и с треском переломил её. Косой услышал, подпрыгнул - и был таков

6. Лото (основные термины и понятия)

Расположите термин (понятие) в соответствующее время года.

  • 3 балла получит «тройка», первая правильно закрывшая всё поле
  • 2 балла - предпоследняя «тройка»,
  • 1 балл - третья с конца «тройка».

Календарные обряды и праздники

З и м а

В е с н а

О с е н ь

Л е т о

Ответ

Зима

Весна

Лето

Осень

1

Толсур (зимнее пиво)

Кресты сажей и мелом

Окончание сева

Выль (новый)

2

Ряжение

Можжевельник

Жертва Кылдысину

Ильин день

3

Гадание

Веники и муравьи

Гербер

Новый урожай

4

Катание на прялках

Крашеные яйца

Троица

Начало жатвы

5

Крещение

Начало сева

Праздник сева

Осенний праздник

6

Вожо (злые духи)

Первая борозда

Петров день

Пучок из разных колосьев

Сказка «Пчела и шмель»

Однажды летом прилетел шмель в гости к пчеле. Ничего не пожалела хозяйка. И, прощаясь, гость сказал:

- Доброе угощение, доброе. Спасибо, большое спасибо! Милости прошу, прилетай ко мне под осень.
Пришла осень, и отправилась пчела к шмелю. Погода была слякотная. Какие уж тут гости! Шмель даже носа не высунул из пухового гнездышка, а только прокричал:

- Бр-бр-бр! А ты все еще летаешь? А у меня, кума, угощать-то нечем. Эх, кумушка, прилетела бы ты, когда в поле цветами пахло!

7. Хронология

Назовите в хронологической последовательности календарные праздники: запишите номера праздников в соответствующее время года.

1. Гербер
2. Выль (Ильин день)
3. Пасха
4. Толсур (праздник зимнего пива)
5. Троица
6. Осенний праздник
7. Ряжение
8. Гырон быдтон (окончание сева)
9. Масленица
10. Великий четверг
11. Начало сева
12. Крещение (Вставание на лед)

Ответ:

  • Зима: 4, 7, 12, 9
  • Весна: (9), 10, 3, 11
  • Лето: 8, 5. 1
  • Осень: 2, 6
  • 1 ошибка - 3 балла
  • 2 - 4 - 2 балла
  • 5 - 7 - 1 балл

Сказка «Лошадь и человек»

Однажды человек запряг лошадь в сани и поехал на базар. По дороге лошадь оступилась и упала. Старался-старался поднять её хозяин, да не смог. И горько заплакал. Случилось тут быть корове. Вот и спрашивает:

- Что плачешь, человек - уром?

- Ах, и не говори! Лошадь свалилась, а поднять не могу, - ответил хозяин.

- То-то и оно уром, - сказала корова. - Ты лошадь свою целую зиму рукой гладил, а надо было овсом ласкать. Тогда бы и не упала.

8. Блиц

За верный ответ вы получите 1 балл. Отвечаем по очереди. Право ответа первой предоставляется «тройке»…Если ответ неверный, ответ может дать «тройка», участники которой первыми подняли руки.

1. Каким образом можно объяснить название праздника ымусьтон - открывание рта.

Ответ: Заканчивается пост и можно есть пищу животного происхождения.

2. С какой целью проводиться ряженье? Как это происходит?

Ответ: С 7 января начинается ряженье - портмаськон. Ряженые изображали лошадь, надевали вывороченные шубы; лицо мазали сажей. К одежде подвешивали веники, бубенцы. В руках держали палки, кочергу. Считалось, что ряженые пугают банных духов, изгоняют болезни, приносят удачу в различных делах, способствуют урожаю конопли, увеличению поголовья скота.

Ряженые ходили по деревне сверху вниз, по течению реки. По улице проходили с криками, воем, ударяли палками по углам домов. Дома прыгали, плясали, играли на заслонках железными предметами, сорили на пол, разламывали и разбрасывали веники. Каждому ряженому давали печеное изделие. Ряженье заканчивалось к 19 января.

Для чего делали прорубь 19 января?

Ответ: 19 января - йо вылэ султон, Крещение. С утра шли к реке, чертили топором крест на льду и на этом месте делали прорубь. Считалось, что в этот день вся нечистая сила уходит под воду.

4. В Великий Четверг с целью защиты от «нечистой силы» совершали различные действия. Какие?

Ответ:

  • В окна, над дверями дома, конюшни, хлева, на ворота втыкали можжевеловые ветки, кресты из этих веток. Можжевеловые ветки клали на куски отбеленного холста, в заквашенный хлеб, в замоченное бельё.
  • Старыми можжевеловыми и пихтовыми ветками окуривали избу.
  • Мелом или сажей ставили кресты на косяках окон и дверей
  • Посыпали маком вокруг дома.
  • Ходили по деревне и стучали по углам дома дубинками.
  • Во дворе жгли порох, солому, разжигали костры во дворе, перед баней и прыгали через огонь.

5. Что предпринимали в Великий Четверг для того, чтобы скот размножался?

Ответ:

  • Чтобы домашние птицы - курицы и гуси - хорошо неслись, подражали их голосам, сев в их гнезда.
  • Доили корову ночью, чтобы она давала больше молока.
  • Рано утром приносили воды и поили скот, чтобы он размножался и был здоровым.
  • Кричали в трубу, чтобы скот возвращался с выпаса сам.
  • Скармливали скоту веники, чтобы он размножался.
  • Выходили в хлев и выкликали скот, чтобы он размножался.
  • Давали скоту хлеб с солью, взятой с божницы.
  • Овец обсыпали муравейником.

6. Объясните значение применения куриных яиц в праздник начала сева.

Ответ: Крашеные яйца вместе с зерном разбрасывались по полю с испрашиванием у бога хорошего урожая, зерен величиной с яйцо.

7. Главная цель мероприятий в праздник в честь окончания сева?

Ответ: Обряды этого праздника относятся к обрядам благодарения в честь окончания сева и обеспечения будущего урожая.

8. Что запрещалось в летнее время выхода Вожо?

Ответ: Летний праздник, проводимый в последние дни летнего солнцестояния: период между Троицей и Петровым днем называется Вожо потон толэзь (месяц выхода Вожо). В этот период запрещалось громко говорить, кричать, стираться в реках.

9. Какой праздник известен как «праздник свадеб»?

Ответ: Гербер (Петров день, 12 июля)

10. Смысл обрядов в Ильин день.

Ответ: Смысл обряда заключался в том, что в этот день готовили пищу из свежих продуктов: специально к этому дню или в этот же день резали утку, гуся. Чаще всего барана. С поля приносили колосья ржи, ячменя, овса, заносили стручки гороха, листья капусты, окунали колосья в суп и освящали их, прося хорошего урожая. Пучок из разных колосьев подвешивали в семейной куале.

11. Какой праздник завершал обрядовый годовой календарь удмуртов?

Ответ: Сизьыл юон - осенний праздник.

12. В какой из праздников удмурты жгли солому, катались на прялках, санях, санках?

Ответ:Масленица

13. Почему в Пасху красят яйца луковой шелухой в красный цвет?

Ответ: По легенде Мария Магдалина принесла в подарок императору Тиберию корзину яиц и поздравила его с воскрешением Христа. Тиберий сказал, как не могут покраснеть яйца в твоей корзине, так не может воскреснуть мертвый. Сразу после этих слов яйца покраснели.

14. Какой процесс изменил календарные обряды и праздники?

Ответ: Христианизация.

Сказка «Волк и свинья»

Повстречался волк со свиньей.

- Свинья, я съем тебя, сказал волк.

- Не ешь меня. Я спою тебе мою любимую песню, - зажалобила свинья.

- Ну, давай, коли охотка есть, - облизнувшись, сказал волк.

И свинья тоненько-тоненько так захрюкала. Услышали её подруги и целым стадом прибежали сюда. Окружили волка и разорвали его на куски.

Резервные задания

1. Загадки об орудиях труда [4]

1. Старенькая бабушка все поле обойдет, зеленый мир в черный превратит (Соха)
2. Верх деревянный, низ железный (Лопата)
3. Зубов много - не кусается, когтей нет - царапается (Борона)
4. Маленький, горбатенький, все поле обежал, домой прибежал, целый год пролежал (Серп)
5. Травы поест, поест - зубы притупит, камнем поточат - заострит (Коса)
6. Зубами царапается, хвостом виляет (Грабли)
7. Тремя зубами траву ест (Вилы)
8. Весь день кланяется, всю ночь под лавкой спит (Топор)
9. У одного человека 70 зубов (Пила)
10. Кружусь, кружусь и толстею (Веретено)

2. Ошибки в тексте

Найдите ошибки в описании календарного праздника. Верните празднику его верное название.

1. В Великий четверг наряжали лошадей: к дугам повязывали колокольчики, в гривы вплетали ленты. Катались в кошевках на подушках, заезжали на лошадях прямо во дворы и катались по двору.

На улице, в конце деревни, жгли солому. Солому жгли и посреди дороги и катались на лошадях или на санках через тот огонь.

Ответ: Масленица.

2. Зимой, в Пасху, по деревне ходили ряженые. Ряженые одевались в лохмотья. Накрывшись пологом, изображали лошадь; надевали вывороченные шубы, разные валенки, холщовые платья; лицо мазали сажей, закрывали белыми платками. К одежде подвешивали веники, бубенцы, пестери; в руках держали палки, кочергу.

Войдя в избу, стучали палками об пол, прыгали, плясали, играли на заслонках железными предметами - ножницами или вилкой; сорили на пол, разламывали и разбрасывали веники

Ответ: Портмаськон (Ряжение).

3. В Петров день приготовляли пищу из свежих продуктов. С поля приносили колосья ржи, ячменя, заносили стручки гороха, картофель, овощи. Специально к этому дню резали утку, гуся, чаще всего барана. В этот пекли хлеб из муки свежего помола, варили овсяный кисель.

Ответ: Ильин день.

4. В дни, когда по земле гуляют страшные духи вожо, на стол постилали белую скатерть, клали специально испеченный каравай хлеба, ставили солонку с солью, миску крашеных яиц, кумышку, табани.

Дети мерялись силой и ловкостью: старались разбить яйца. Игроки шли на гору, на которой устанавливалась доска. У нижнего её края клали яйцо. Сверху по доске пускали обручальное кольцо. Если кольцо ударялось об яйцо, человек выигрывал, и яйцо доставалось ему. Побеждал тот, кто набирал большее число яиц.

Ответ: Пасха.

5. В день, когда злые духи уходят под воду, уважаемый всеми старик, пропахав немного, клал в борозду кусочки от принесенных кушаний, деньги, кусочки хлеба, некрашеное яйцо. Считалось, что это яйцо предназначено матери - земле. Крашеные яйца вместе с зерном разбрасывались по полю с испрашиванием у бога хорошего урожая и зерен величиной с яйцо.

Ответ: праздник начала сева.

За верный ответ - 3 балла

3. Нарисуйте календарный праздник

Давайте узнаем, какая из «троек» оказалась успешнее (Перечисление баллов).

Мы повторили сегодня календарные обряды и праздники. Я надеюсь, что вы будете помнить традиции их проведения.

Давайте подведем итоги урока. Оценку «5» сегодня …, «4» - …, «3» -

  • Что вам понравилось на уроке? Почему?
  • Что показалось сложным?

Закончить нашу встречу я хочу стихотворением Ф.Васильева «Заклинание».

Флор Васильев [1]

Заклинание

Новорожденному лету
Быть солнечным и дождливым:
Теплым дождям - в июне,
Солнышку - в сенокос.
Да никогда не ведать
Нашим зреющим нивам
Ни бесконечного зноя,
Ни бесконечных гроз.

Пусть нас каждая осень
Дарит плодами щедро.
Пусть будет жирным мясо
И пиво будет густым.
Да никогда не услышу
Песни голодного ветра,
Свиста его и воя
По закромам пустым!

Пусть каждой зимою
Могучие горы снега,
Тяжелые и надежные,
Будут в полях видны.
Костлявой бесснежной стужей
Да не опуститься небо
На зерна, ждущие срока
В недрах моей страны!

Пусть голос «Последних известий»
Меня не пугает войною,
Да никогда не раздаться
Вдовий плач во дворе!
Друзья мои и работа
Да будут вечно со мною -
И весною, и осенью,
И в мае, и в январе!

Литература

1. Васильев Ф. Верю в солнце на заре. Стихи. - Киров, 2004.

2. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск: Удмуртия, Ижевск, 1994.

3. Мелодия небесной росы / Составление и перевод прозы Т.Г.Перевозчиковой. - Ижевск: Удмуртия, 1988.

4. Саушина И.К. Удмуртия в играх, загадках и кроссвордах: Учебно-методическое пособие. - Ижевск, 1996.

5. Тукмачева Е.А. Игры на уроках истории и обществознания: развитие информационно-аналитических умений и навыков учащихся. - Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2006.

6. Хлеб с мёдом. Удмуртские народные побасёнки. - Ижевск: Удмуртия, 1972.