Проект в старшей группе "Выращивание гороха"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


1.Паспорт проекта

Цель проекта: выявление условий, необходимых для роста и развития растений.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
  • Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
  • Формировать умение прогнозировать будущие изменения.
  • Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.
  • Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

  • Развивать у детей старшего дошкольного возраста способности к исследовательской деятельности.
  • Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
  • Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т.д.
  • Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
  • Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Тип проекта: Исследовательски-творческий.

Срок проекта: Краткосрочный, с 21 марта по 21 апреля.

Участники проекта: Дети 5-6 лет, воспитатель, родители.

Гипотеза: Без необходимых для жизни благоприятных условий: света, воды, и тепла - растения жить не могут.

Результат:

  • доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
  • формирование практических умений в выращивании культурных растений;
  • формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
  • формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
  • воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

Продукт деятельности: Выращивание рассады из пророщенных семян.

1. Актуальность

Выращивание растений из семян - это очень увлекательный и удивительный процесс. Наблюдать за развитием растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов - волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное растение.

Нас заинтересовал вопрос: «Какие условия необходимы для прорастания семян?». Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили литературу по данному вопросу. Оказывается, для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, тепло, воздух, солнечный свет и питательные вещества. Мы решили проверить это проведением опытов.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что результаты опытов можно будет использовать в работе на пришкольном участке и на огороде при посеве семян. Работая над этой темой, мы расширим свой кругозор.

2. Основные принципы реализации проекта

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).

Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

3. Методы и приемы при реализации проекта

  • Опытно-экспериментальная деятельность,
  • Исследовательская деятельность,
  • Наблюдения,
  • Творческая деятельность,
  • Игровая деятельность.

Технология реализации проекта.

Проведение серии регулярных занятий, наблюдений естественно-научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

4. Ожидаемый результат реализации проекта

Предполагаемый результат:

  • доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
  • формирование практических умений в выращивании культурных растений;
  • формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
  • формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
  • воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

К концу исследования воспитанники должны знать:

  • названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;
  • основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
  • значение гороха как продукта питания;
  • требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;

Должны уметь:

  • применять технологию выращивания гороха.

5. Этапы реализации проекта

Этапы:

Подготовительный - 21-24 марта

  • Формирование проблемы, цели проекта.
  • Изучение специальной литературы.
  • Подготовка материалов и оборудования для опытов.
  • Изучение литературы по выращиванию растений.
  • Подготовка семян гороха.

Основной 25 марта - 13 апреля

  • Чтение: русские народные сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме, древние тексты (использование интернет-ресурсов).
  • Беседы «Что такое горох?», «Использование гороха в кулинарии, ее польза, содержание витаминов и питательных веществ», «Что необходимо растению для роста?», «Всем ли растениям необходима для роста вода?»
  • Дидактические игры с горохом «Назови слово - пройди лабиринт», «Выложи узор горохом», «Сосчитай сколько?»
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Строение семени гороха»,
  • «Зависимость прорастания семени гороха от внешних факторов», «Как цветок превращается в плод?»

Заключительный - 14 марта

  • Выращивание рассады из пророщенных семян

6. Краткое содержание проекта

  • Этапы проекта
  • Действия детей
  • Действия педагогов
  • Действия родителей

Подготовительный

  • Вхождение в проблемную ситуацию.
  • Определяют наиболее интересующую детей область исследования.
  • Формулируют проблему исходя из интересов детей.
  • Составляют план-схему проекта с включением в него занятий, игр, заданий для самостоятельного выполнения и других видов детской деятельности.
  • Привлекают родителей и специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  • Подготавливают развивающую среду по теме.
  • Сбор материала по теме.

Основной

  • Вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
  • Объединение в рабочие группы.
  • Формирование знаний, умений, навыков.
  • Продуктивная деятельность в соответствии с планом.

1. Создают игровую ситуацию создания огорода на подоконнике, формулируют задачу.

2. Углубляют представление детей о горохе, используя различные педагогические методы и приёмы: - беседы «Что такое горох?», «Использование гороха в кулинарии, ее польза, содержание витаминов и питательных веществ», «Что необходимо растению для роста?», «Всем ли растениям необходима для роста вода?»;

  • Дидактические игры «Назови слово - пройди лабиринт», «Выложи узор горохом», «Сосчитай сколько?»;
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Строение семени гороха», «Зависимость прорастания семени гороха от внешних факторов», «Как цветок превращается в плод?», - чтение худ. литературы по теме.

3. Организуют художественно-творческую деятельность детей: рисование «Строение гороха», «Цветущий горох», «Плоды гороха».

4. Оказывают помощь в решении практических задач.

5. Направляют, осуществляют контроль над реализацией проекта.

  • Экспериментирование в домашних условиях.
  • Чтение в домашних условиях.
  • Нахождение интересных фактов о горохе в литературе, в интернет-ресурсах

Завершающий

  • Размышления над приобретёнными знаниями, опытом.
  • «Влияние внешних факторов на рост и развитие гороха», фотовыставка

7. Результаты реализации проекта

В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).

При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Главный итог этой работы - педагогический. Дети провели настоящее исследование, почувствовали вкус самостоятельной экспериментальной работы, получили первые навыки ее проведения.

Работа с родителями:

  • Консультация «Домашнее экспериментирование».
  • Помощь в подготовке к опытно-экспериментальной деятельности (подбор оборудования и материалов).
  • Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.

Список литературы

  1. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4. - с. 11-13.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192 с.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
  4. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. // Обруч. - 2002. - № 6. - С.7-9.
  5. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С. 8-17.