1.Паспорт проекта
Цель проекта: выявление условий, необходимых для роста и развития растений.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
- Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
- Формировать умение прогнозировать будущие изменения.
- Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.
- Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Развивающие:
- Развивать у детей старшего дошкольного возраста способности к исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
- Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
- Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т.д.
- Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
- Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Тип проекта: Исследовательски-творческий.
Срок проекта: Краткосрочный, с 21 марта по 21 апреля.
Участники проекта: Дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
Гипотеза: Без необходимых для жизни благоприятных условий: света, воды, и тепла - растения жить не могут.
Результат:
- доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
- формирование практических умений в выращивании культурных растений;
- формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
- формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
- воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
Продукт деятельности: Выращивание рассады из пророщенных семян.
1. Актуальность
Выращивание растений из семян - это очень увлекательный и удивительный процесс. Наблюдать за развитием растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов - волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное растение.
Нас заинтересовал вопрос: «Какие условия необходимы для прорастания семян?». Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили литературу по данному вопросу. Оказывается, для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, тепло, воздух, солнечный свет и питательные вещества. Мы решили проверить это проведением опытов.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что результаты опытов можно будет использовать в работе на пришкольном участке и на огороде при посеве семян. Работая над этой темой, мы расширим свой кругозор.
2. Основные принципы реализации проекта
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
3. Методы и приемы при реализации проекта
- Опытно-экспериментальная деятельность,
- Исследовательская деятельность,
- Наблюдения,
- Творческая деятельность,
- Игровая деятельность.
Технология реализации проекта.
Проведение серии регулярных занятий, наблюдений естественно-научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
4. Ожидаемый результат реализации проекта
Предполагаемый результат:
- доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
- формирование практических умений в выращивании культурных растений;
- формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
- формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
- воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
К концу исследования воспитанники должны знать:
- названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;
- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
- значение гороха как продукта питания;
- требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;
Должны уметь:
- применять технологию выращивания гороха.
5. Этапы реализации проекта
Этапы:
Подготовительный - 21-24 марта
- Формирование проблемы, цели проекта.
- Изучение специальной литературы.
- Подготовка материалов и оборудования для опытов.
- Изучение литературы по выращиванию растений.
- Подготовка семян гороха.
Основной 25 марта - 13 апреля
- Чтение: русские народные сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме, древние тексты (использование интернет-ресурсов).
- Беседы «Что такое горох?», «Использование гороха в кулинарии, ее польза, содержание витаминов и питательных веществ», «Что необходимо растению для роста?», «Всем ли растениям необходима для роста вода?»
- Дидактические игры с горохом «Назови слово - пройди лабиринт», «Выложи узор горохом», «Сосчитай сколько?»
- Опытно-экспериментальная деятельность «Строение семени гороха»,
- «Зависимость прорастания семени гороха от внешних факторов», «Как цветок превращается в плод?»
Заключительный - 14 марта
- Выращивание рассады из пророщенных семян
6. Краткое содержание проекта
- Этапы проекта
- Действия детей
- Действия педагогов
- Действия родителей
Подготовительный
- Вхождение в проблемную ситуацию.
- Определяют наиболее интересующую детей область исследования.
- Формулируют проблему исходя из интересов детей.
- Составляют план-схему проекта с включением в него занятий, игр, заданий для самостоятельного выполнения и других видов детской деятельности.
- Привлекают родителей и специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Подготавливают развивающую среду по теме.
- Сбор материала по теме.
Основной
- Вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
- Объединение в рабочие группы.
- Формирование знаний, умений, навыков.
- Продуктивная деятельность в соответствии с планом.
1. Создают игровую ситуацию создания огорода на подоконнике, формулируют задачу.
2. Углубляют представление детей о горохе, используя различные педагогические методы и приёмы: - беседы «Что такое горох?», «Использование гороха в кулинарии, ее польза, содержание витаминов и питательных веществ», «Что необходимо растению для роста?», «Всем ли растениям необходима для роста вода?»;
- Дидактические игры «Назови слово - пройди лабиринт», «Выложи узор горохом», «Сосчитай сколько?»;
- Опытно-экспериментальная деятельность «Строение семени гороха», «Зависимость прорастания семени гороха от внешних факторов», «Как цветок превращается в плод?», - чтение худ. литературы по теме.
3. Организуют художественно-творческую деятельность детей: рисование «Строение гороха», «Цветущий горох», «Плоды гороха».
4. Оказывают помощь в решении практических задач.
5. Направляют, осуществляют контроль над реализацией проекта.
- Экспериментирование в домашних условиях.
- Чтение в домашних условиях.
- Нахождение интересных фактов о горохе в литературе, в интернет-ресурсах
Завершающий
- Размышления над приобретёнными знаниями, опытом.
- «Влияние внешних факторов на рост и развитие гороха», фотовыставка
7. Результаты реализации проекта
В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).
При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.
Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.
Главный итог этой работы - педагогический. Дети провели настоящее исследование, почувствовали вкус самостоятельной экспериментальной работы, получили первые навыки ее проведения.
Работа с родителями:
- Консультация «Домашнее экспериментирование».
- Помощь в подготовке к опытно-экспериментальной деятельности (подбор оборудования и материалов).
- Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.
Список литературы
- Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4. - с. 11-13.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192 с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
- Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. // Обруч. - 2002. - № 6. - С.7-9.
- Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С. 8-17.