Конспект занятия с детьми младшего возраста в период адаптации к условиям детского сада "Давай познакомимся!"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: адаптация детей к детскому саду


Занятие «Давайте познакомимся!»

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
  • развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

  • игрушка Заинька, игрушечная божья коровка (желательно круглой формы);
  • большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.;
  • черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;
  • лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).

Ход занятия

- Приветствие. Здравствуйте, ребята. Я сегодня пришла не одна, а с маленьким другом.

Психолог показывает игрушку зайку.

- Ребята, давайте познакомимся! Меня зовут Заинька.

- Заинька очень любит играть и хочет с вами подружиться. Давайте ему покажем, как мы умеем играть. Заинька приглашает нас в необычную страну Игралию, где такие же ребята-зверята играют друг с другом. А чтобы добраться в эту страну необходимо сесть на паровозик с именем. Так Заинька со всеми и познакомиться.

Игра «Паровозик с именем»

Дети сидят на стульчиках (или стоят).

Первым «движение» начинает психолог/Заинька:

- Меня зовут Заинька.

Психолог медленно бежит по кругу, произнося «Чух-чух-чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя. Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а психолог/Заинька становится «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Чух-чух-чух». И «подъезжая» к детям выбирают новый «паровозик».

Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразил «паровозик».

Игра «Кто она такая?»

Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- Посмотрите, кто нас встречает в стране Игралии - это же прилетела божья коровка. Давайте с ней поздороваемся. Посмотрите, какая она красивая! >

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на сцинке божьей коровки.

(если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму и величину игрушки).

Упражнение «Поймай божью коровку»

- Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

Рассказ потешки

Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Божья коровка,

Ритмично покачивают ладонями.

Улети на небо,

Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Принеси нам хлеба,

Машут кистями рук на себя

Черного и белого,

Ритмично хлопают в ладоши

Только не горелого! Грозят указательным пальцем.

Как правило, на первом занятии многие дети неспособны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае психолог сажает малыша к себе на колени, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.

Упражнение «Согреем божью коровку»

- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.

(обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А»).

- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

(на начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У»).

Упражнения «Я - божья коровка»

- Заинька немного волшебник и предлагает вам превратиться в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились.
И в божьих коровок превратились.
Божьи коровки, покажите мне ваши
Головки, носики, ротики,
Ручки-крылышки, ножки, животики.

Дети кружатся. Показывают названные части тела.

Игра «Божьи коровки и ветер»

- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками (если психолог наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение).

- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Воробей и божьи коровки»

Психолог объясняет правило игры: все божьи коровки летают. Как только они услышат «воробей», то они должны тут же бежать в укрытие (к психологу).

- Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.

- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу.

Игра «Найди игрушки»

Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т.п.) и говорит:

- Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Дети выполняют задание.

Упражнение «Нарисуй»

- Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно (при необходимости можно взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения).

Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и листы с изображением божьих коровок.

- Ребята посмотрите, божья коровка предлагает вам сделать ее портреты. Чего не хватает на спинках божьей коровки. Правильно точек. Теперь нарисуем черные точки на спинках божьих коровок.

Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок (во время рисования пальцами необходимо использовать специальные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась).

На повторных занятиях можно предложить детям пальцем, большой кисточкой или поролоновым тампоном нарисовать: травку около божьей коровки; солнышко в верхней части листа.

Дети делятся впечатлениями о проделанной работе. Божья коровка благодарит ребят за рисунки. И прощаются с ней.
Психолог говорит о том, что и ребятам пора возвращаться домой.

Завершение занятия

Дети и психолог вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Игра «Я была рада с тобой поиграть»

Дети становятся в круг. Психолог берет зайчика в руки и говорит:

- Ребята, Заиньке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться, и он вам говорит: «Я был рад с тобой поиграть».

И далее игрушка передается по кругу рядом стоящему ребенку с этими словами (если ребенок не говорит, то за него проговаривает психолог, а ребенок передает игрушку дальше). Кому передается игрушка, говорит: «Спасибо». Игрушка делает «круг» и возвращается обратно к психологу.

Психолог прощается со всеми до следующей встречи.