План-конспект открытого урока по музыкальной литературе для обучающихся 7 класса ДМШ И ДШИ
Цель урока: на примере оперы «Борис Годунов» изучить стилевые особенности и новаторские достижения композитора.
Задачи урока:
- Обучающие:
- формирование у обучающихся программных знаний по предмету;
- обобщение информации и знаний, полученных на предыдущих уроках и в ходе самостоятельной работы.
- Развивающие:
- развитие самостоятельного мышления, умения анализировать, объяснять, выделять главное;
- формирование умений в работе с музыкальным и художественным текстом, справочной литературой.
- Воспитывающие:
- развитие интереса к истории и культуре родной страны;
- формирование нравственных качеств на историческом и художественном материале - чувства патриотизма, любви к Родине, ответственности за свои поступки;
- развитие интереса к предмету и усиление мотивации к обучению.
Оборудование:
- компьютер, проектор, демонстрационный экран;
- стенд с иллюстрациями сцен из оперы, портретами композитора;
- электронные дидактические материалы - видео- и аудиофрагменты оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»;
- партитура, либретто оперы.
Ход урока
Организационный момент
Главной задачей данного урока является обобщение пройденного материала. На предыдущих уроках ученики познакомились с жизненным и творческим путем М.П.Мусоргского, приступили к изучению оперы «Борис Годунов». Учащиеся узнали об истории создания произведения и его дальнейшей судьбе, слушали и анализировали фрагменты оперы, изучали форму и строение произведения, характеры героев и средства их выразительности. Теперь же им предстоит углубить эти знания, дополнить информацией, добытой самостоятельно и систематизировать их.
I. Введение
Слайд 1
Учитель: Тема нашего урока «Музыкальная драма «Борис Годунов» - «энциклопедия» творческого стиля композитора Мусоргского. Давайте ответим на вопросы блиц-турнира, и вспомним, пройденный ранее материал.
Приложение №1 - Вопросы для блиц-турнира.
II. Основная часть
Слайд 2
Учитель: М.П.Мусоргский - основоположник нового направления в оперном искусстве - «народная музыкальная драма», реформатор оперного жанра. Среди характерных черт его творчества необходимо отметить правдивость и глубину воплощения образов, психологическую проницательность и яркость национального колорита в обрисовке героев. Самобытность и народность музыкального языка, новизну музыкально-выразительных средств. Произведения композитора не имеют себе равных в мировой оперной музыке. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» стали вершинами творчества композитора.
Вопрос классу: Вспомните к какому жанру относятся эти оперы? Что общего между этими произведениями? (Народная музыкальная драма. Сюжеты опер основаны на исторических событиях)
Слайд 3
Учитель: В основу сюжета трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» легли исторические события Смутного времени конца XVI - начала XVII века.
Слушаем сообщения учеников о данной эпохе.
Критик Белинский писал о Пушкине: «Он обращается к прошлому, чтобы в нём найти объяснение настоящего и увидеть намёки на будущее» Такую же задачу ставил перед собой и М.П.Мусоргский. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача» писал композитор В.В.Стасову.
Вопрос классу: в чем сходство и различие Пушкина и Мусоргского в трактовке событий и характеристике героев? Ученики, разделившись на команды, сообща рассуждают, капитаны команд записывают на доске ответы, после чего всем классом сравниваем, исправляем, дополняем записанную информацию.
Слайд 4
Учитель: Опера «Борис Годунов» состоит из последовательно развивающихся музыкальных сцен, составляющих единое драматическое действие. Драматургия оперы отражает сложность и многоплановость конфликта между народом и властью. С потрясающей силой передан в музыке трагический противоречивый образ царя Бориса. Ему противопоставлен народ. Каждый герой получает своеобразную и точную музыкальную характеристику. Все образы по психологической глубине сопоставимы с героями Достоевского и Л.Толстого.
Слайд 5
Учитель: Борис «на людях» - царственная личность, он с достоинством произносит свои речи. В семье он нежный и любящий отец. В то же время - это надломленный человек, страдающий от мук совести. Драма царя Бориса дана в развитии.
Вопрос классу: Назовите моменты оперы, в которых звучат основные характеристики царя Бориса? Определите названия звучащих фрагментов (звучит сцена-монолог Бориса «Достиг я высшей власти» 2 действие, 5 картина).
Слайд 6
Учитель: Мусоргский усилил идею одиночества царя по сравнению с пушкинской трактовкой. Его Борис постоянно погружён в глубокие размышления. Основой характеристики стала декламация. Взволнованная речь выражает все многочисленные перемены настроения. В то же время музыка Бориса наполнена распевными интонациями. Лирико - драматические монологи передают душевное состояние героя и представляют переплетение речитатива с песенной мелодией. В партии Бориса нет прямой связи с определенными жанрами народной песни. Национальный характер музыки проявляется через натурально-ладовые мелодические и гармонические обороты, через свободное вариантное развитие мелодии.
Работа с клавиром. Учитель иллюстрирует свой рассказ игрой на фортепиано фрагментов монологов Бориса.
Слайд 7
Учитель: Народ для Мусоргского - основной объект искусства. В народе он видит основную движущую силу истории. Главным стержнем оперы являются народные сцены. Наряду с обобщённой характеристикой народа композитор создал галерею персонажей, музыкальная речь которых в виде сольных номеров или разговорных реплик обогатила партитуру, наполнив ее яркими красками многообразной жизни. Видевший в песне выражение души народной, композитор обращался к разнообразным песенным жанрам для создания характеров и музыкальной речи персонажей оперы.
Вопрос классу: Рассмотрите изображения на слайде, назовите героев - представителей народа, определите место каждой сцены в драматургии оперы.
Слайд 8
Учитель: Представители народа Пимен и Юродивый от лица народа выносят приговор царю - преступнику. В образе Пимена обобщенно выражена идея народной мудрости. Неторопливая и плавная и ритмически свободная речь старца написана в духе древних эпических сказаний. Композитор использует натуральные лады простые гармонии и аккордовую фактуру оркестрового сопровождения. Речитативы Юродивого декламационно-выразительны, светлы и бесхитростны. В музыкальной речи слышны интонации плача и духовных стихов.
Слушаем аудиозапись и анализируем по партитуре Монолог Пимена «Еще одно, последнее сказанье 1 действие 3 картина. и Плач Юродивого 1 действие, 4 картина.
Слайд 9
Учитель: Сцена в корчме относится к жанрово-бытовым эпизодам. Композитор использует метод показа трагического через комическую форму. Важнейшим средством музыкально-сценического развития является бытовой речитатив. Песни, характеризующие героев написаны в куплетно-вариационной форме. Разнообразные оттенки вокальной мелодии дополнены изобразительными штрихами оркестрового сопровождения. Например, упоминание о дымящейся бочке, о воплях татар в песне Варлаама - яркий пример оркестровых вариаций Мусоргского. Песня Варлаама «Как во городе» - один из важнейших опорных моментов в музыкальной драматургии народных сцен оперы. Применяя метод обобщения через жанр, композитор добился правдивого изображения героев оперы. В основе мелодии лежит плясовое начало. В каждом куплете в напев вводятся новые остроумные детали, иллюстрирующие текст партии и характеризующие образ Варлаама. Песня интонационно близка к теме хора «Расходилась, разгулялась» из Сцены под Кромами и выражает удаль и могучую стихийную силу.
Слушаем по партитуре Песню Варлаама 1 действие 3 картина.
Слайд 10
Вопрос классу - Что такое лейтмотив? (Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv - «главный, ведущий мотив»), в музыке - характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какого-либо персонажа оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения).
Учитель: Мусоргский является создателем лейтмотивной системы в русской опере. Звучащие в оркестре, они пронизывают всю музыкальную ткань оперы и придают развитию внутренний симфонизм. Лейтмотивами наделены почти все персонажи - Борис, Пимен, царевич Дмитрий, Самозванец. В развитии драмы образ Лжедмитрия имеет важное значение. Самозванец характеризуется лейтмотивом, представляющий собой вариант лейтмотива убитого царевича Дмитрия. В зависимости от ситуации лейтмотив приобретает различный характер: лирический (в сцене у фонтана), героический (в сцене въезда Самозванца Кромы. В сцене Бориса с Шуйским он способствует психологическому перелому в душе царя. Кроме основного лейтмотива, Самозванец охарактеризован музыкой лирико-патетического характера (в разговоре с Мариной). В сцене в келье музыкальная речь коротка и отрывиста, наполнена хроматизмами, диссонансами в гармонии. Написанный для второй редакции оперы, «польский акт» расширяет музыкально-драматическое действие и вносит дополнительные смысловые линии в драматургию оперы. Музыка, характеризующая поляков, основана на ритмах мазурки, полонеза, краковяка.
Слушаем Хор девушек «На Висле лазурной», 3 действие 6 картина, определяем характерные черты.
Слайд 11
Учитель: Используя разнообразные формы хоровой музыки - от отдельных реплик и хорового речитатива, до грандиозных развернутых сцен, Мусоргский создал могучий образ русского народа. Образ народа дан в развитии покорный (Пролог), доведенный до отчаяния (Сцена у собора Василия Блаженного) и бунтующий (Сцена под Кромами), он охарактеризован песенными темами: плясовыми, молодецкими, протяжными плачами и причитаниями. Подавленный, народ характеризуется интонациями плача-причета и протяжной песни, народ восставший - интонациями и ритмами плясовых и игровых песен. Русская удаль песен-вольниц слышна в хоре «Расходилась, разгулялась». Сцена под Кромами» - первая в русской опере картина народного восстания.
Музыкальная викторина - слушаем фрагменты хоров, определяем их название говорим о средствах выразительности: Хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш!» Пролог, 1 картина; «Уж как на небе солнцу красному слава, слава!» Пролог, 2 картин; «Кормилец-батюшка, подай Христа ради» 4 действие 7 картина; «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» 4 действие 9 картина.
Слайд 12
Учитель: Мусоргский был глубоко убеждён, что художник неразрывно связан с жизнью народа. Именно народ для Мусоргского - основной объект искусства. В народе он видит основную движущую силу истории. Завершается опера скорбными словами Юродивого: «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие», в которых сосредоточена главная мысль этой драмы: трагическая судьба Руси в неизбежных столкновениях народа с властью. Подчеркнув трагическую сторону стихийного народного восстания, композитор как бы предсказал грядущие беды и страдания народа. В этом сказалась большая мудрость Мусоргского и его верное художественное чутье.
Слайд 13
Учитель: Опера «Борис Годунов» - лучшее произведение Мусоргского, своего рода «энциклопедия» творческого стиля композитора. Музыка Мусоргского не является средством для выражения красоты. Раздвинув границы музыкального искусства, композитор приблизил музыку к жизни. «Изображение народа является тут в таких формах правды и реальности, каких никто еще до него не пробовал» - так отозвался о детище Мусоргского В.Стасов.
Создание народной музыкальной драмы «Борис Годунов» стало важнейшим этапом как в творчестве автора, так и в общем развитии русской оперы второй половины XIX века.
III. Заключение
Слайд 14
Учитель: Гениальный русский композитор М.П.Мусоргский - великий новатор, опередивший свое время, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры XX столетия. По силе эмоционального воздействия, по глубине раскрытия характеров героев оперы Мусоргского стоят в одном ряду с произведениями Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. «Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни» - так отзывался о композиторе художник И.Репин.
В заключительной части урока необходимо заострить внимание детей на том, что создать такое монументальное произведение о судьбе государства в переломный момент истории, с пониманием и сочувствием показать драматизм отдельной личности (Царя Бориса) и всего народа, передать всю трагичность отношений власти и народа, создать целую галерею контрастных образов, мог только человек, горячо любящий свою страну, патриот своего Отечества. Завершается урок рассуждениями детей, высказыванием собственного мнения и выводов по уроку.
Домашнее задание:
- Написать сочинение-рассуждение о герое оперы, авторе или исторической эпохе (тема свободная).
- Учебник Савельевой Т.Г. «Опорные конспекты по русской музыкальной литературе», стр. 81-88 повторить теоретический материал и музыкальные темы, подготовиться к прослушиванию оперы целиком в Самарском театре оперы и балета им. Д.Д.Шостаковича или на сайте школы в Театре-онлайн.
- Объяснить значение старинных слов, встречающихся в либретто оперы. Записать другие старинные слова, найденные вами в тексте оперы.
Аз многогрешный |
ДеснИца |
Инок |
КорчмА; |
КЕлья; |
ПрИстав; |
КалИки перехОжие |
ЗаУтреня |
Бить челОм |
ШинкАрка; |
ЛАданка |
ОтшЕльник: |
«ПочИющим властителям РусИи» |
ЗастАва |
ВерИги |
КрамОла; |
ЛампАда |
ЮрОдивый: |
Завершение урока - благодарность, прощание.
Пояснение к уроку
На уроки были задействованы различные формы деятельности и взаимодействия учеников и преподавателя: устный опрос, сообщения учеников, работа в команде, дискуссия, слушание и анализ музыкальных отрывков, работа с партитурой, музыкальная викторина.
На уроке были использованы следующие дидактические средства
- Приложение №1 - Вопросы для блиц-турнира
- Приложение №2 - Глоссарий старинных слов для учителя
- Приложение №3 - Аудиофрагменты оперы для Музыкальной викторины
Список фрагментов оперы, звучавших на уроке
- Сцена-монолог Бориса «Достиг я высшей власти» 2 действие, 5 картина;
- Монолог Пимена «Еще одно, последнее сказанье 1 действие 3 картина;
- Плач Юродивого 1 действие, 4 картина;
- Песня Варлаама 1 действие 3 картина.
- Хор девушек «На Висле лазурной», 3 действие 6 картина;
- Хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш!» Пролог, 1 картина;
- Хор «Уж как на небе солнцу красному слава, слава!» Пролог, 2 картин;
- Хор «Кормилец-батюшка, подай Христа ради» 4 действие 7 картина;
- Хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» 4 действие 9 картина.
Список литературы и интернет-источники
Литература
- Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004.
- Савельева Т.Г. Опорные конспекты по русской музыкальной литературе.
- Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература. М.: Музыка, 1983.
- Столова Е., Кельх Э., Нестерова Н. Музыкальная литература. Экспресс-курс. - СПб.: Композитор, 2010.
Электронные ресурсы:
- Классическая музыка https://www.olofmp3.ru /
- Музыкальная энциклопедия http://sonata-etc.ru/comments/index.html
- Электронный путеводитель по истории музыки «Классическая музыка для всех» https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history