Музыкальная драма «Борис Годунов» – «энциклопедия» творческого стиля М.П.Мусоргского

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: М.П.Мусоргский «Борис Годунов»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


План-конспект открытого урока по музыкальной литературе для обучающихся 7 класса ДМШ И ДШИ

Цель урока: на примере оперы «Борис Годунов» изучить стилевые особенности и новаторские достижения композитора.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • формирование у обучающихся программных знаний по предмету;
    • обобщение информации и знаний, полученных на предыдущих уроках и в ходе самостоятельной работы.
  • Развивающие:
    • развитие самостоятельного мышления, умения анализировать, объяснять, выделять главное;
    • формирование умений в работе с музыкальным и художественным текстом, справочной литературой.
    • Воспитывающие:
    • развитие интереса к истории и культуре родной страны;
    • формирование нравственных качеств на историческом и художественном материале - чувства патриотизма, любви к Родине, ответственности за свои поступки;
    • развитие интереса к предмету и усиление мотивации к обучению.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, демонстрационный экран;
  • стенд с иллюстрациями сцен из оперы, портретами композитора;
  • электронные дидактические материалы - видео- и аудиофрагменты оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»;
  • партитура, либретто оперы.

Ход урока

Организационный момент

Главной задачей данного урока является обобщение пройденного материала. На предыдущих уроках ученики познакомились с жизненным и творческим путем М.П.Мусоргского, приступили к изучению оперы «Борис Годунов». Учащиеся узнали об истории создания произведения и его дальнейшей судьбе, слушали и анализировали фрагменты оперы, изучали форму и строение произведения, характеры героев и средства их выразительности. Теперь же им предстоит углубить эти знания, дополнить информацией, добытой самостоятельно и систематизировать их.

I. Введение

Презентация

Слайд 1

Учитель: Тема нашего урока «Музыкальная драма «Борис Годунов» - «энциклопедия» творческого стиля композитора Мусоргского. Давайте ответим на вопросы блиц-турнира, и вспомним, пройденный ранее материал.

Приложение №1 - Вопросы для блиц-турнира.

II. Основная часть

Слайд 2

Учитель: М.П.Мусоргский - основоположник нового направления в оперном искусстве - «народная музыкальная драма», реформатор оперного жанра. Среди характерных черт его творчества необходимо отметить правдивость и глубину воплощения образов, психологическую проницательность и яркость национального колорита в обрисовке героев. Самобытность и народность музыкального языка, новизну музыкально-выразительных средств. Произведения композитора не имеют себе равных в мировой оперной музыке. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» стали вершинами творчества композитора.

Вопрос классу: Вспомните к какому жанру относятся эти оперы? Что общего между этими произведениями? (Народная музыкальная драма. Сюжеты опер основаны на исторических событиях)

Слайд 3

Учитель: В основу сюжета трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» легли исторические события Смутного времени конца XVI - начала XVII века.

Слушаем сообщения учеников о данной эпохе.

Критик Белинский писал о Пушкине: «Он обращается к прошлому, чтобы в нём найти объяснение настоящего и увидеть намёки на будущее» Такую же задачу ставил перед собой и М.П.Мусоргский. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача» писал композитор В.В.Стасову.

Вопрос классу: в чем сходство и различие Пушкина и Мусоргского в трактовке событий и характеристике героев? Ученики, разделившись на команды, сообща рассуждают, капитаны команд записывают на доске ответы, после чего всем классом сравниваем, исправляем, дополняем записанную информацию.

Слайд 4

Учитель: Опера «Борис Годунов» состоит из последовательно развивающихся музыкальных сцен, составляющих единое драматическое действие. Драматургия оперы отражает сложность и многоплановость конфликта между народом и властью. С потрясающей силой передан в музыке трагический противоречивый образ царя Бориса. Ему противопоставлен народ. Каждый герой получает своеобразную и точную музыкальную характеристику. Все образы по психологической глубине сопоставимы с героями Достоевского и Л.Толстого.

Слайд 5

Учитель: Борис «на людях» - царственная личность, он с достоинством произносит свои речи. В семье он нежный и любящий отец. В то же время - это надломленный человек, страдающий от мук совести. Драма царя Бориса дана в развитии.

Вопрос классу: Назовите моменты оперы, в которых звучат основные характеристики царя Бориса? Определите названия звучащих фрагментов (звучит сцена-монолог Бориса «Достиг я высшей власти» 2 действие, 5 картина).

Слайд 6

Учитель: Мусоргский усилил идею одиночества царя по сравнению с пушкинской трактовкой. Его Борис постоянно погружён в глубокие размышления. Основой характеристики стала декламация. Взволнованная речь выражает все многочисленные перемены настроения. В то же время музыка Бориса наполнена распевными интонациями. Лирико - драматические монологи передают душевное состояние героя и представляют переплетение речитатива с песенной мелодией. В партии Бориса нет прямой связи с определенными жанрами народной песни. Национальный характер музыки проявляется через натурально-ладовые мелодические и гармонические обороты, через свободное вариантное развитие мелодии.

Работа с клавиром. Учитель иллюстрирует свой рассказ игрой на фортепиано фрагментов монологов Бориса.

Слайд 7

Учитель: Народ для Мусоргского - основной объект искусства. В народе он видит основную движущую силу истории. Главным стержнем оперы являются народные сцены. Наряду с обобщённой характеристикой народа композитор создал галерею персонажей, музыкальная речь которых в виде сольных номеров или разговорных реплик обогатила партитуру, наполнив ее яркими красками многообразной жизни. Видевший в песне выражение души народной, композитор обращался к разнообразным песенным жанрам для создания характеров и музыкальной речи персонажей оперы.

Вопрос классу: Рассмотрите изображения на слайде, назовите героев - представителей народа, определите место каждой сцены в драматургии оперы.

Слайд 8

Учитель: Представители народа Пимен и Юродивый от лица народа выносят приговор царю - преступнику. В образе Пимена обобщенно выражена идея народной мудрости. Неторопливая и плавная и ритмически свободная речь старца написана в духе древних эпических сказаний. Композитор использует натуральные лады простые гармонии и аккордовую фактуру оркестрового сопровождения. Речитативы Юродивого декламационно-выразительны, светлы и бесхитростны. В музыкальной речи слышны интонации плача и духовных стихов.

Слушаем аудиозапись и анализируем по партитуре Монолог Пимена «Еще одно, последнее сказанье 1 действие 3 картина. и Плач Юродивого 1 действие, 4 картина.

Слайд 9

Учитель: Сцена в корчме относится к жанрово-бытовым эпизодам. Композитор использует метод показа трагического через комическую форму. Важнейшим средством музыкально-сценического развития является бытовой речитатив. Песни, характеризующие героев написаны в куплетно-вариационной форме. Разнообразные оттенки вокальной мелодии дополнены изобразительными штрихами оркестрового сопровождения. Например, упоминание о дымящейся бочке, о воплях татар в песне Варлаама - яркий пример оркестровых вариаций Мусоргского. Песня Варлаама «Как во городе» - один из важнейших опорных моментов в музыкальной драматургии народных сцен оперы. Применяя метод обобщения через жанр, композитор добился правдивого изображения героев оперы. В основе мелодии лежит плясовое начало. В каждом куплете в напев вводятся новые остроумные детали, иллюстрирующие текст партии и характеризующие образ Варлаама. Песня интонационно близка к теме хора «Расходилась, разгулялась» из Сцены под Кромами и выражает удаль и могучую стихийную силу.

Слушаем по партитуре Песню Варлаама 1 действие 3 картина.

Слайд 10

Вопрос классу - Что такое лейтмотив? (Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv - «главный, ведущий мотив»), в музыке - характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какого-либо персонажа оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения).

Учитель: Мусоргский является создателем лейтмотивной системы в русской опере. Звучащие в оркестре, они пронизывают всю музыкальную ткань оперы и придают развитию внутренний симфонизм. Лейтмотивами наделены почти все персонажи - Борис, Пимен, царевич Дмитрий, Самозванец. В развитии драмы образ Лжедмитрия имеет важное значение. Самозванец характеризуется лейтмотивом, представляющий собой вариант лейтмотива убитого царевича Дмитрия. В зависимости от ситуации лейтмотив приобретает различный характер: лирический (в сцене у фонтана), героический (в сцене въезда Самозванца Кромы. В сцене Бориса с Шуйским он способствует психологическому перелому в душе царя. Кроме основного лейтмотива, Самозванец охарактеризован музыкой лирико-патетического характера (в разговоре с Мариной). В сцене в келье музыкальная речь коротка и отрывиста, наполнена хроматизмами, диссонансами в гармонии. Написанный для второй редакции оперы, «польский акт» расширяет музыкально-драматическое действие и вносит дополнительные смысловые линии в драматургию оперы. Музыка, характеризующая поляков, основана на ритмах мазурки, полонеза, краковяка.

Слушаем Хор девушек «На Висле лазурной», 3 действие 6 картина, определяем характерные черты.

Слайд 11

Учитель: Используя разнообразные формы хоровой музыки - от отдельных реплик и хорового речитатива, до грандиозных развернутых сцен, Мусоргский создал могучий образ русского народа. Образ народа дан в развитии покорный (Пролог), доведенный до отчаяния (Сцена у собора Василия Блаженного) и бунтующий (Сцена под Кромами), он охарактеризован песенными темами: плясовыми, молодецкими, протяжными плачами и причитаниями. Подавленный, народ характеризуется интонациями плача-причета и протяжной песни, народ восставший - интонациями и ритмами плясовых и игровых песен. Русская удаль песен-вольниц слышна в хоре «Расходилась, разгулялась». Сцена под Кромами» - первая в русской опере картина народного восстания.

Музыкальная викторина - слушаем фрагменты хоров, определяем их название говорим о средствах выразительности: Хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш!» Пролог, 1 картина; «Уж как на небе солнцу красному слава, слава!» Пролог, 2 картин; «Кормилец-батюшка, подай Христа ради» 4 действие 7 картина; «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» 4 действие 9 картина.

Слайд 12

Учитель: Мусоргский был глубоко убеждён, что художник неразрывно связан с жизнью народа. Именно народ для Мусоргского - основной объект искусства. В народе он видит основную движущую силу истории. Завершается опера скорбными словами Юродивого: «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие», в которых сосредоточена главная мысль этой драмы: трагическая судьба Руси в неизбежных столкновениях народа с властью. Подчеркнув трагическую сторону стихийного народного восстания, композитор как бы предсказал грядущие беды и страдания народа. В этом сказалась большая мудрость Мусоргского и его верное художественное чутье.

Слайд 13

Учитель: Опера «Борис Годунов» - лучшее произведение Мусоргского, своего рода «энциклопедия» творческого стиля композитора. Музыка Мусоргского не является средством для выражения красоты. Раздвинув границы музыкального искусства, композитор приблизил музыку к жизни. «Изображение народа является тут в таких формах правды и реальности, каких никто еще до него не пробовал» - так отозвался о детище Мусоргского В.Стасов.

Создание народной музыкальной драмы «Борис Годунов» стало важнейшим этапом как в творчестве автора, так и в общем развитии русской оперы второй половины XIX века.

III. Заключение

Слайд 14

Учитель: Гениальный русский композитор М.П.Мусоргский - великий новатор, опередивший свое время, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры XX столетия. По силе эмоционального воздействия, по глубине раскрытия характеров героев оперы Мусоргского стоят в одном ряду с произведениями Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. «Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни» - так отзывался о композиторе художник И.Репин.

В заключительной части урока необходимо заострить внимание детей на том, что создать такое монументальное произведение о судьбе государства в переломный момент истории, с пониманием и сочувствием показать драматизм отдельной личности (Царя Бориса) и всего народа, передать всю трагичность отношений власти и народа, создать целую галерею контрастных образов, мог только человек, горячо любящий свою страну, патриот своего Отечества. Завершается урок рассуждениями детей, высказыванием собственного мнения и выводов по уроку.

Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-рассуждение о герое оперы, авторе или исторической эпохе (тема свободная).
  2. Учебник Савельевой Т.Г. «Опорные конспекты по русской музыкальной литературе», стр. 81-88 повторить теоретический материал и музыкальные темы, подготовиться к прослушиванию оперы целиком в Самарском театре оперы и балета им. Д.Д.Шостаковича или на сайте школы в Театре-онлайн.
  3. Объяснить значение старинных слов, встречающихся в либретто оперы. Записать другие старинные слова, найденные вами в тексте оперы.
Аз многогрешный

ДеснИца

Инок

КорчмА;

КЕлья;

ПрИстав;

КалИки перехОжие

ЗаУтреня

Бить челОм

ШинкАрка;

ЛАданка

ОтшЕльник:

«ПочИющим властителям РусИи»

ЗастАва

ВерИги

КрамОла;

ЛампАда

ЮрОдивый:

Завершение урока - благодарность, прощание.

Пояснение к уроку

На уроки были задействованы различные формы деятельности и взаимодействия учеников и преподавателя: устный опрос, сообщения учеников, работа в команде, дискуссия, слушание и анализ музыкальных отрывков, работа с партитурой, музыкальная викторина.

На уроке были использованы следующие дидактические средства

Список фрагментов оперы, звучавших на уроке

  1. Сцена-монолог Бориса «Достиг я высшей власти» 2 действие, 5 картина;
  2. Монолог Пимена «Еще одно, последнее сказанье 1 действие 3 картина;
  3. Плач Юродивого 1 действие, 4 картина;
  4. Песня Варлаама 1 действие 3 картина.
  5. Хор девушек «На Висле лазурной», 3 действие 6 картина;
  6. Хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш!» Пролог, 1 картина;
  7. Хор «Уж как на небе солнцу красному слава, слава!» Пролог, 2 картин;
  8. Хор «Кормилец-батюшка, подай Христа ради» 4 действие 7 картина;
  9. Хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» 4 действие 9 картина.

Список литературы и интернет-источники

Литература

  1. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004.
  2. Савельева Т.Г. Опорные конспекты по русской музыкальной литературе.
  3. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература. М.: Музыка, 1983.
  4. Столова Е., Кельх Э., Нестерова Н. Музыкальная литература. Экспресс-курс. - СПб.: Композитор, 2010.

Электронные ресурсы:

  1. Классическая музыка https://www.olofmp3.ru /
  2. Музыкальная энциклопедия http://sonata-etc.ru/comments/index.html
  3. Электронный путеводитель по истории музыки «Классическая музыка для всех» https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history