Литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо», посвящённая Дню Победы (по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие...")

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., женщина на войне, Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие...»


Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ю.Друнина

На сцену выходит группа девушек, становятся в ряд.

1-й чтец:

Едва-едва расставшись с партой школьной;
С желаньем тайным в куклы поиграть
Пошли на фронт девчонки добровольно,
Чтобы помочь мальчишкам воевать.

2-й чтец:

В глаза смотрела смерть им, и не скрою:
Они от страха плакали порой,
Но вызволяли раненых из боя,
Чтобы затем вернуться снова в бой.

3-й чтец:

Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву и тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Затем хор исполняет песню Б.Окуджавы "До свидания, мальчики." (2 куплет) (или аудиозапись песни)

Ах, война, что же ты, подлая, сделала?
Вместо свадеб разлука и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги… Ну, куда от них денешься,
Да зелёные крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом!
Пусть болтают, что деться вам некуда,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Возвращайтесь живыми назад!

4-й чтец (читает отрывок из стихотворения Р.Рождественского "Баллада о зенитчицах")

Как разглядеть за днями след нечёткий,
Хочу приблизить к сердцу этот след.
На батарее были сплошь девчонки,
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая челка над прищуром хитрым,
Бравурное презрение к войне.
В то утро танки вышли прямо к Химкам,
Те самые - с крестами на броне.
И старшая, действительно старея,
Как от кошмара заслонясь рукой,
Скомандовала чётко: "Батарея-а-а!
Ой, мамочка, ой, родная!"
Огонь! И - залп.
И тут они заголосили
Девчоночки, запричитали всласть,
Как будто бы вся бабья боль России
В девчонках этих вдруг отозвалась.
Кружилось небо, снежное, рябое,
Был воздух обжигающе горяч.
Былинный плач висел над полем боя.
Он был слышней разрывов, этот плач.
Ему, протяжному, земля внимала,
Остановясь на смертном рубеже!
"Ой, мама!" И снова:"Батарея-а-а"
И уже пред ними посреди земного шара,
Левее безымянного бугра
Горели неправдоподобно жарко
Четыре чёрных танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
Бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали и стреляли ,
Размазывая слёзы по щекам.
И падали, и поднимались снова,
Впервые защищая наяву
И честь свою (в буквальном смысле слова ),
И Родину, и маму, и Москву.

Затем на сцену медленно, друг за другом выходят пять девушек-зенитчиц в военной форме, становятся в ряд.

1-я девушка (выступает немного вперед; рассказывает о себе под печальную музыку (любую))

Я -Лиза Бричкина.

Когда началась война, мне было 19 лет. Жила в лесу, на кордоне, ухаживала за больной матерью. Рано бросила школу из-за болезни матери. Когда мои подружки бегали в клуб и встречались с парнями, я готовила обед, прибирала в доме, кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня. Я знала, что жизнь эта существует, что она предназначена для меня и что миновать ее невозможно.

Погибла, выполняя боевое задание, - утонула в болоте. Перед смертью я долго видела это синее небо, тянулась к нему, тянулась и верила, до последнего мгновения верила, что завтрашний день наступит и для меня.

2-я девушка (выступает вперед)

Я - Соня Гурвич.

Была дочерью простого участкового врача, «доктора медицины», как шутя говорил дедушка. Война застала меня в университете. И в школе, и в университете была круглой отличницей. У нас была очень дружная и очень большая семья. В университете я донашивала платья, перешитые из платьев сестер. Недолго, правда, носила: всего год, а потом надела форму. И сапоги - на два номера больше. Очень любила стихи. Трагически погибла от рук фашистов.

3-я девушка (выступает вперед)

Я - Галя Четвертак.

Воспитывалась в детском доме. И даже фамилию мне дали там: Четвертак, потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше. Перед войной училась в Библиотечном техникуме. Война застала меня на третьем курсе. Всю группу взяли на фронт, а меня нет, потому что не подходила я под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но я не сдавалась: упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил меня в зенитчицы

Я очень хотела, чтобы у меня была мама. Хотела,чтобы она была медицинским работником.

Погибла в перестрелке с фашистами.

4-я девушка (выступает вперед)

Я - Рита Осянина.

Когда началась война, мне было 19 лет. Перед войной вышла замуж за лейтенанта Осянина. Я была первая из класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да еще пограничника. Более счастливой девушки на свете просто не было. Родила сына, Альберта. Муж погиб на второй день войны в утренней контратаке. С тех пор я научилась ненавидеть, тихо и беспощадно. Жила, затянутая ремнем, на самую последнюю дырочку затянутая.

Погибла в неравном бою с фашистами.

5-я девушка (выступает вперед)

Я - Женя Комелькова.

Была дочерью красного командира. Вся семья погибла, осталась одна-одинешенька на всем белом свете. Все меня считали красавицей. Говорили: «Такую фигуру в обмундирование паковать - это ж сдохнуть легче.» Красивое женское бельё было моей слабостью. От многого могла отказаться с легкостью, но подаренные матерью перед самой войной умопомрачительные гарнитуры упорно таскала в армейских вещмешках. Особенно одна комбинашка была - с ума сойти.

Погибла в неравном бою с фашистами, уводя немцев от Осяниной. Когда первая пуля ударила в бок, я просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно умирать в 19 лет.

Старшина Васков (выходит на сцену, снимает шапку и, размахивая руками, со слезами в голосе говорит):

Пять девочек, пять девочек было всего, всего пятеро!.. Положил ведь я всех, всех пятерых положил, а за что?! За десяток фрицев!? А ведь могли девчата нарожать ребятишек, а те бы - внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки... Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества .

Затем девушки-зенитчицы и старшина Васков медленно, друг за другом уходят со сцены. (Под мелодию "Ave Maria" Ф.Шуберта или под любую другую печальную музыку).

Затем на сцену выходит девушка в лёгком платьице и под спокойную музыка (любую) читает II часть стихотворения Р.Рождественского "Баллада о зенитчицах".

Весенние пружинящие ветки,
Торжественность
Венчального стола.
Неслышанное:
"Ты моя - навеки!.."
Несказанное:
"Я тебя ждала…"
И губы мужа,
И его ладони,
Смешное бормотание
Во сне.
И то, чтоб закричать
В родильном
доме:
"Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!"
И ласточку,
И дождик над Арбатом,
И ощущенье
Полной тишины…
…Пришло к ним это после,
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
Кто сам пришёл
С войны.

Использованная литература

  1. Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие…» (Дословные выдержки из истории девушек-зенитчиц).
  2. Р.Рождественский «Баллада о зенитчицах».
  3. Б.Окуджава «До свидания, мальчики».
  4. Ю.Друнина «Я только раз бывала в рукопашной...»