Конспект занятия "Оренбургский пуховый платок" в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: народные промыслы, средняя группа, народные промыслы России


Цель: создание условий для ознакомления детей с народным промыслом Оренбуржья - пуховым платком.

Задачи:

Образовательные:

  • дать детям представление о знаменитом промысле нашего края - Оренбургском пуховом платке;
  • познакомить детей с этапами создания Оренбургских платков.

Развивающие:

  • развивать внимание, мышление, мелкую моторику;
  • расширять словарный запас.

Воспитательные:

  • продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа;
  • воспитывать позитивные установки к различным видам труда, уважение к труду взрослого.

Активизация и обогащение словаря: чески; веретено; прилагательные, которыми характеризуются предметы музея.

Приемы руководства деятельностью детей на занятии:

  • Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: показ слайдов девочки, которую необходимо научить умываться.
  • Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
  • Приемы организации практической деятельности детей: показ картинок, предметов и атрибутов для создания пуха, комментирование, наглядный материал.
  • Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов детской деятельности, музыкальное сопровождение, мотивация на дальнейшую игровую деятельность.
  • Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Предварительная работа:

  • беседы: "Народные промыслы Оренбуржья", "Богатства Оренбургского края";
  • рассматривание альбомов "Мой Оренбург", "Природа Оренбургского края";
  • дидактические игры: "Составь узор", "Раздели на группы";
  • создание мини музея "Оренбургский пуховый платок".

Виды детской деятельности на занятии:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательная.
  • Двигательная.
  • Продуктивная.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей представлений о промыслах Оренбургского края, о процессе изготовления пухового платка;
  • формирование у детей «правильных» дыхательных привычек;
  • развитие мелкой моторики;
  • проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
  • расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  • Ребенок отвечает на вопрос.
  • Активно участвует в продуктивной деятельности.
  • Проявляет самостоятельность.
  • Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  • Сопереживает.
  • Эмоционально реагирует.

План занятия

1.Вводная часть: 2 мин.
Активизация внимания детей.
Знакомство гостей с музеем

2. Основная часть: 15 мин.
Беседа
Игра «Намотай на веретено»
Игра «Сложи по образцу
Показ картинок и наглядного материала
Физминутка
Рисование платка

3.Заключительная часть: 3 мин.
Подведение итогов
Обсуждение изготовления книги

Длительность занятия: 20 мин.

Ход занятия

Части занятия

Содержание

1.Водная часть

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, давайте перед началом занятия поприветствуем наших гостей (дети здороваются)
- Дорогие гости, мы хотим познакомить вас с нашим музеем ("Музей пуховых вещей")
Дети (по желанию и взрослые) подходят к музею
Воспитатель: Ребята, назовите, какие экспонаты есть в нашем музее? (Экспонат - это предмет, который выставляют в музее или на выставке для всеобщего обозрения)
Дети: Платок, варежки, перчатки...
Воспитатель: Ребята, платок, варежки, перчатки, носочки они какие?
Дети: Теплые, мягкие, пушистые...(дети перечисляют качества экспонатов, используя прилагательные)
Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала изготовлены все эти экспонаты?
Дети: Из пуха!
Воспитатель: А вы знаете откуда берется пух?
Дети: Нет
Воспитатель: Тогда занимайте свои места, я вам сейчас все расскажу.

2.Основная часть

Дети садятся на стульчики перед мольбертом

Воспитатель:
- Вы правильно сказали, все экспонаты нашего сделаны из пуха. не просто из пуха, а из козьего пуха.
- Что вы знаете об этом домашнем животном?
Ребенок: Коза - это домашнее животное, живет у человека в сарае или хлеву. В теплое время года она питается травкой, а зимой - сеном. Коза дает очень вкусное молоко, оно намного полезнее коровьего. Из козьего молока делают сыр, сметану, масло и творог.
Воспитатель: Правильно. И молоко, и масло, и сыр, а еще шерсть и пух. Для этого в Оренбургской области выращивают специальную породу пуховых коз. Посмотрите.
Картинки козы
Воспитатель: Человек выращивает козу, заботится о ней, кормит и ухаживает. А потом вычесывает или состригает шерсть, убирает из нее весь мусор. После этого шерсть нужно постирать и хорошенько просушить.
На мольберте картинки шерсти и ее обработка
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают дальше?
Дети высказывают свое мнение
Воспитатель: Как только шерсть хорошо просохла, ей придают легкость и воздушность. А делают это с помощью специальных чесок. У меня тоже есть чески, самые настоящие.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает чески и показывает как правильно чесать пух
Воспитатель: Ческа - очень трудоемкий процесс. Посмотрите как мастерицы это делают. Посмотрите, какой красивый получается пух.
Слова воспитателя сопровождаются показам картинок
Воспитатель: Я предлагаю поместить чески в наш музей (добавляем чески к другим экспонатам) Как вы думаете, а что дальше делают с пухом?
Дети пытаются высказать свое мнение
Воспитатель: После того, как пух стал легким, воздушным, мастерицы подготавливают, правильно сказать - прядут, из него нить для будущих изделий. А помогает им в этом веретено. У меня есть веретено - это деревянное приспособление в виде палочки с заостренными концами для ручного прядения пуха. Нить, вращательным движением закручивается на веретено. К пуху добавляется основа - шелковая или другая нить. Посмотрите, как это делают мастерицы.
Слова воспитателя сопровождаются показам картинок
- Как только пуховая нить готова, ее бережно сматывают в клубки.
Воспитатель показывает веретено и клубки пуховых ниток
- Предлагаю веретено и клубочки добавить в наш музей. Хотите потребовать прясть на веретене?
Игра "Намотай нить на веретено"
(Каждый ребенок получает веретено, к которому привязана пуховая нить. Необходимо накрутить нить на веретено.)
- Ребята, у мастериц случайно запутались нити. Давайте им поможем их распутать.
Воспитатель оказывает детям пучок запутанных нитей. Дети распутывают их. Игра "Разложи по образцу"
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужна пуховая нить?
Дети: Чтобы связать носки, варежки...
Воспитатель: Из таких нитей наши бабушки очень теплые вещи могут нам связать. Выходите, покажем, что может получиться.
Физминутка
Кукутики "Вяжем с бабушкой"

Воспитатель: Наш край очень богат народными промыслами. Самый знаменитый - это Оренбургский пуховый платок. Гости, приезжающие в наш город, всегда хотят купить в подарок Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Это мастерство передается из поколения поколению.
- Из такой пуховой нити мастерицы вяжут знаменитые Оренбургские пуховые платки.
- Мастерицы вяжут красивые платки с разными узорами. Как только мастерицы придумывают рисунок своего платка, берут спицы и приступают к вязанию. Посмотрите, у меня тоже есть спицы. Я предлагаю их тоже поместить в наш музей.
Слова воспитателя сопровождаются показам картинок
- Ребята, посмотрите какие у них получаются изделия.
Воспитатель показывает какие бывают пуховые платки (шаль, паутинка, палантин, косынка) и мини-образцы платков (3-4 шт.)
Воспитатель: Ребята, а вы не хотите сделать свой платок, со своим особенным рисунком? Тогда я приглашаю вас за стол.
Дети изготавливают платок

3.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами узнали много нового и пополнили наш музей интересными экспонатами. А еще я вам предлагаю сделать книгу, в которой мы расскажем откуда берется пух и как мастерицы вяжут знаменитые Оренбургские платки. С нашей книгой могут познакомиться ребята других групп. Предложите название для нашей книги. Как вы ее хотите назвать?
Дети: «Оренбургский пуховы платок».
Воспитатель: На этом наше занятие окончено.

Длительность: 20 минут.