Фольклорные традиции в образовании

Разделы: Логопедия, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»


Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательная задачи:

  • расширять представления детей о быте русских людей в далеком прошлом;
  • вызвать у детей интерес к нации;
  • активизировать речь детей, обогащать речь детей пословицами, скороговорками;
  • закрепить знания детей фольклорных традициях в образовании;
  • закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать творческие способности детей;
  • совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • формировать умения действовать по словесным инструкциям;
  • создавать положительный эмоциональный настрой;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к фольклёру, к обычаям русского народа;
  • воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость русского народа, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;
  • воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Ход занятия

Здравствуйте, дети. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Презентация

1. Расссказ о России

Россия - страна очень большая и красивая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна - Россия - где много национальностей, которая составляют один народ. Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки.

Русский фольклор - собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы.< Главным в фольклоре является слово.

Фольклор ― это устное народное творчество, которое возникло еще до появления письменности и совмещало в себе все виды искусства: музыку, танец, литературу, театр. Фольклорные традиции служат проявлением этнические черт народа, его мировоззрения, духовной культуры и нравственных устоев. В переводе слово folk-lore означает - «народная мудрость».

Русский фольклор - собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы.

- Каждому человеку, когда он рождается, дают имя.

Давайте вспомним какое имя есть на звук А, Д, В, М, Л, Ю.

- На каком языке говорят у вас в семье? (Ответы детей.)

Мы все в детском саду разговариваем на русском языке.

2. Народные промыслы

В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась.

В народе говорят:

  • «Умелые руки не знают скуки»
  • «Без труда нет добра»
  • «Дело мастера боится»
  • «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
  • «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Дымковские игрушки. Сейчас расскажу удивительную историю.

Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины... игрушки не простые,

А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
Эти игрушки называли дымковские.

- Игра «Назови ласково»

Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:

  • Не лошадь, а… лошадка
  • Не утка, а… уточка
  • Не курица, а… курочка
  • Не собака, а… собачка
  • Не петух, а… петушок
  • Не козел, а… козлик

- Подбери рифму.

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

  • Барышня - красавица всем нам очень … (нравится).
  • На коне сидит Емеля, едет он на … (карусели)
  • Много есть зверюшек дымковских … (игрушек).
  • Уточка с утятами, курочка с … (цыплятами).
  • У большого индюка все расписаны … (бока) (Слайд 4)

Давайте поиграем. Я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.

- Д/и «Один - много» (одна барышня - много барышень, один козлик - много козликов, один конь - много коней, один индюк - много индюков.)

3. Русские народные игры

Русские народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры.

Я сейчас загадаю загадки:

Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,
Называется она (Жмурки)

Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)

4. Физкультминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки (хлопать в ладоши перед собой)
Дружные матрешки. (повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки, топают матрешки (правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.)
Влево, вправо наклонись (наклоны вправо - влево)
Всем знакомым поклонись. (наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные, матрешки расписные. (наклоны головы вправо-влево)
В сарафанах наших пестрых. Вы похожи словно сестры. (повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища 2 раза)
Ладушки, ладошки (хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки (хлопок по коленкам)

5. Русские народные сказки

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

А вы, любите сказки? (Да) Замечательно!

Загадки по сказкам

  1. Удивительный народ! Вместе вышли в огород, вот друг друга держат крепко, Потянули…вот и… («Репка»)
  2. По тропинке он катился, своей удалью хвалился, да попался на носок. ам, и съеден… («Колобок»)
  3. Разбойники белые! Вот беды наделали: в деревню прилетали и мальчика украли. Только смелая сестра всё равно его нашла. Помогли ей печка, яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)
  4. Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. («Емеля»)
  5. Миша по лесу идёт, короб на спине несёт - пироги для бабы с дедом внучка Маша напекла - несговорчивого Мишу вокруг пальца обвела! («Маша и медведь»)
  6. В этой сказке всё отлично: дед, и баба, и яичко. Очень рады дед и баба, что у них есть… («Курочка Ряба»)

Ребята, а вы хорошо знаете сказки?

  1. Какую песенку пел Колобок?
  2. Что пела коза своим козлятам?
  3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
  4. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
  5. Что спрашивали звери в сказке "Теремок" прежде чем войти туда?
  6. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

6. Праздники

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, и без музыки водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Есть традиция на Пасху красить яйца. Готовить угощения и приглашать гостей. Начинается этот праздник словами - Христос воскрес!

Недавно какой праздник мы с вами отмечали? Праздник Масленицы. Масленица - это один из самых любимых праздников русского народа. С древних времен, на Руси существует обычай - провожать зиму и встречать весну.

- Ребята, какое главное блюдо на Масленицу?

На масленицу пекут блины - это главное праздничное блюдо. На масленицу русский народ веселился : играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.

В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки.

Во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

7. Русская традиционная еда

А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи.

Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки).

В России ещё любят готовить в России. (Кашу). А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев).

А теперь я буду называть крупу, а вы отвечать какая будет каша из этой крупы.

  • Из гречки - каша гречневая.
  • Из манки- каша манная.
  • Из риса - каша рисовая.
  • Из пшена - каша пшённая.
  • Из геркулеса - каша геркулесовая.
  • А если из перловки- каша перловая.
  • Из кукурузы - каша кукурузная

8. Итог занятия

Наша Родина - Россия. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

В народе говорили: «Кончил дело - гуляй смело», «Делу время - потехи час!» Мы с вами хорошо потрудились, настало время отдохнуть.

Литература

  1. Щерба Л.В. "Очередные проблемы языковедения" в "Избранных работах по языкознанию и фонетике", т. 1, Л., 1958;
  2. Филин Ф.П. "Современное общественное развитие и проблема двуязычия. Проблемы двуязычия и многоязычия" - М., Наука, 1972. - С. 12-25.
  3. Верещагин Е.М. "Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма)". - М., изд-во МГУ, 1973.
  4. Соловьев В.С. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. - 525 с. С.69-85.