Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательная задачи:
- расширять представления детей о быте русских людей в далеком прошлом;
- вызвать у детей интерес к нации;
- активизировать речь детей, обогащать речь детей пословицами, скороговорками;
- закрепить знания детей фольклорных традициях в образовании;
- закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-развивающие:
- развивать творческие способности детей;
- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
- формировать правильное речевое дыхание;
- формировать умения действовать по словесным инструкциям;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к фольклёру, к обычаям русского народа;
- воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость русского народа, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;
- воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Ход занятия
Здравствуйте, дети. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
1. Расссказ о России
Россия - страна очень большая и красивая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна - Россия - где много национальностей, которая составляют один народ. Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки.
Русский фольклор - собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы.< Главным в фольклоре является слово.
Фольклор ― это устное народное творчество, которое возникло еще до появления письменности и совмещало в себе все виды искусства: музыку, танец, литературу, театр. Фольклорные традиции служат проявлением этнические черт народа, его мировоззрения, духовной культуры и нравственных устоев. В переводе слово folk-lore означает - «народная мудрость».
Русский фольклор - собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы.
- Каждому человеку, когда он рождается, дают имя.
Давайте вспомним какое имя есть на звук А, Д, В, М, Л, Ю.
- На каком языке говорят у вас в семье? (Ответы детей.)
Мы все в детском саду разговариваем на русском языке.
2. Народные промыслы
В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась.
В народе говорят:
- «Умелые руки не знают скуки»
- «Без труда нет добра»
- «Дело мастера боится»
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
- «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Дымковские игрушки. Сейчас расскажу удивительную историю.
Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины... игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
Эти игрушки называли дымковские.
- Игра «Назови ласково»
Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:
- Не лошадь, а… лошадка
- Не утка, а… уточка
- Не курица, а… курочка
- Не собака, а… собачка
- Не петух, а… петушок
- Не козел, а… козлик
- Подбери рифму.
Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:
- Барышня - красавица всем нам очень … (нравится).
- На коне сидит Емеля, едет он на … (карусели)
- Много есть зверюшек дымковских … (игрушек).
- Уточка с утятами, курочка с … (цыплятами).
- У большого индюка все расписаны … (бока) (Слайд 4)
Давайте поиграем. Я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.
- Д/и «Один - много» (одна барышня - много барышень, один козлик - много козликов, один конь - много коней, один индюк - много индюков.)
3. Русские народные игры
Русские народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры.
Я сейчас загадаю загадки:
Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,
Называется она (Жмурки)Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)
4. Физкультминутка «Матрешки»
Хлопают в ладошки (хлопать в ладоши перед собой)
Дружные матрешки. (повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки, топают матрешки (правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.)
Влево, вправо наклонись (наклоны вправо - влево)
Всем знакомым поклонись. (наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные, матрешки расписные. (наклоны головы вправо-влево)
В сарафанах наших пестрых. Вы похожи словно сестры. (повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища 2 раза)
Ладушки, ладошки (хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки (хлопок по коленкам)
5. Русские народные сказки
Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.
А вы, любите сказки? (Да) Замечательно!
Загадки по сказкам
- Удивительный народ! Вместе вышли в огород, вот друг друга держат крепко, Потянули…вот и… («Репка»)
- По тропинке он катился, своей удалью хвалился, да попался на носок. ам, и съеден… («Колобок»)
- Разбойники белые! Вот беды наделали: в деревню прилетали и мальчика украли. Только смелая сестра всё равно его нашла. Помогли ей печка, яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)
- Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. («Емеля»)
- Миша по лесу идёт, короб на спине несёт - пироги для бабы с дедом внучка Маша напекла - несговорчивого Мишу вокруг пальца обвела! («Маша и медведь»)
- В этой сказке всё отлично: дед, и баба, и яичко. Очень рады дед и баба, что у них есть… («Курочка Ряба»)
Ребята, а вы хорошо знаете сказки?
- Какую песенку пел Колобок?
- Что пела коза своим козлятам?
- Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
- Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
- Что спрашивали звери в сказке "Теремок" прежде чем войти туда?
- Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
6. Праздники
Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, и без музыки водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.
Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Есть традиция на Пасху красить яйца. Готовить угощения и приглашать гостей. Начинается этот праздник словами - Христос воскрес!
Недавно какой праздник мы с вами отмечали? Праздник Масленицы. Масленица - это один из самых любимых праздников русского народа. С древних времен, на Руси существует обычай - провожать зиму и встречать весну.
- Ребята, какое главное блюдо на Масленицу?
На масленицу пекут блины - это главное праздничное блюдо. На масленицу русский народ веселился : играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.
В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки.
Во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.
7. Русская традиционная еда
А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи.
Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки).
В России ещё любят готовить в России. (Кашу). А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев).
А теперь я буду называть крупу, а вы отвечать какая будет каша из этой крупы.
- Из гречки - каша гречневая.
- Из манки- каша манная.
- Из риса - каша рисовая.
- Из пшена - каша пшённая.
- Из геркулеса - каша геркулесовая.
- А если из перловки- каша перловая.
- Из кукурузы - каша кукурузная
8. Итог занятия
Наша Родина - Россия. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
В народе говорили: «Кончил дело - гуляй смело», «Делу время - потехи час!» Мы с вами хорошо потрудились, настало время отдохнуть.
Литература
- Щерба Л.В. "Очередные проблемы языковедения" в "Избранных работах по языкознанию и фонетике", т. 1, Л., 1958;
- Филин Ф.П. "Современное общественное развитие и проблема двуязычия. Проблемы двуязычия и многоязычия" - М., Наука, 1972. - С. 12-25.
- Верещагин Е.М. "Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма)". - М., изд-во МГУ, 1973.
- Соловьев В.С. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. - 525 с. С.69-85.