Графики

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:

  • Повторить понятие координаты точки - абсцисса и ордината;
  • Закрепить знания о прямоугольной системе координат, координатной плоскости;
  • Повторить и закрепить построение точек в прямоугольной системе координат;
  • Изучить работу с графиками.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проверка д/з (демонстрация построения симметричных фигур).
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление материала.
  6. Итоги урока.
  1. Как называют две перпендикулярные координатные прямые, которые пересекаются вначале отсчета?
  2. Как называют плоскость, на которой задана система координат?
  3. Как называют координатную прямую, которую проводят горизонтально? Вертикально?
  4. Какую координату точки ставят на первое место, а какую - на второе?
  5. Где на координатной плоскости находятся точки, абсциссы которых равны нулю?
  6. Где на координатной плоскости находятся точки, ординаты которых равны нулю?
  7. Какие координаты имеет начало координат?
  8. Что можно сказать о точках, имеющих противоположные абсциссы и противоположные ординаты?
  9. Что можно сказать о точках, имеющих равные ординаты и противоположные абсциссы?
  10. Что можно сказать о точках, имеющих равные абсциссы и противоположные ординаты?

Демонстрация построения фигур и точек осевой и центральной симметрии.

  1. Какие точки называют симметричными относительно прямой?
  2. Как правильно построить фигуру относительно оси симметрии?
    Этот вопрос рассматривается в д/з №1258.

Учитель: Предлагаю посмотреть на правильное построение фигуры, симметричной относительно оси симметрии (слайд 11).

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ

- Какие точки называют симметричными относительно точки?

Учитель: Предлагаю посмотреть на правильное построение фигуры, симметричной относительно центра симметрии (слайд 12).

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ

- Какие две прямые называются параллельными?

Учитель: Предлагаю посмотреть на построение параллельных прямых (слайд 13).

Учитель: На метеорологической станции в течение суток каждые три часа измеряли температуру воздуха. В результате этих измерений получили следующую таблицу (слайд 15).

На слайде представлена анимация построения точек в прямоугольной системе координат (слайд 16. Нажать на клавиатуре стрелку вправо или вниз).

Обратите внимание на то, что означает каждая пара чисел в каждом столбце. Первое число - время суток - это абсцисса, а второе число - температура ордината.

Абсциссы отмеченных точек соответствуют времени измерения температуры, ординаты - результатам этих измерений.

Учитель: Перейдем к следующему слайду (нажать на клавиатуре стрелку вправо или вниз).

Можно ли с помощью рисунка 192 определить температуру, например, в 7 ч, в 10 ч, в 22 ч? Ответ на этот вопрос отрицательный. Ведь для этого измерения нужно было бы проводить, например, ежечасно (нажать на клавиатуре клавишу вправо или вниз).

Предположим, что такие измерения выполнены и соответствующие результаты отмечены на координатной плоскости (слайд 17, нажать на клавиатуре клавишу вправо или вниз).

Однако и на этом рисунке не достает информации о температуре, например, в 12 ч 30 мин, или в 2 ч 45 мин (нажать на клавиатуре клавишу вправо или вниз).

Чтобы ответить на подобные вопросы, следует производить измерения как можно чаще. Тогда отмеченных точек на координатной плоскости будет становиться все больше и больше (нажать на клавиатуре клавишу вправо или вниз).

Теперь понятно, что если бы удалось измерять температуру непрерывно, то множество точек образовало бы непрерывную линию. Такую линию называют графиком температуры или графиком зависимости температуры воздуха от времени измерения.

Этот график дает много полезной информации. С его помощью можно не только определить, что в 12 ч 30 мин температура была 2°С, а в 2 ч 30 мин -4°С, но и, установить, что 0°С до 11 ч и с 18 ч до 24 ч температура воздуха была ниже 0°С, с 5 ч до 15 ч температура повышалась, а с 0 ч до 5 ч и с 15 ч до 24 ч - понижалась.

На слайде 19 есть дополнительные кнопки, щелчок по которым позволит посмотреть температуру в указанное время. Есть кнопка удалить текущее значение, которая есть на слайде, среди других кнопок управления. После этого можно вывести новое значение.

Слайд 20. Нажать на клавиатуре клавишу вправо или вниз.

Учитель: Рассмотрим формулу y = 2x. Эта формула показывает, как значения переменной y, зависят от соответствующих значений переменной x: значение переменной y равно соответствующему значению переменной x, умноженному на 2. Построим график этой зависимости.

Для этого составим таблицу соответствующих значений переменных x и y. (Нажатием клавиши вправо или вниз на клавиатуре, выводим значения этой зависимости).

Каждый столбец этой таблицы - координаты точки, принадлежащей графику.

Отметим найденные точки на координатной плоскости. (Нажать на клавиатуре стрелку вправо или вниз). Соединим эти точки. (Нажать на клавиатуре стрелку вправо или вниз).

Как видим, графиком зависимости y = 2x является прямая, проходящая через начало системы координат.

Закрепление материала по теме урока.

Решаем №1335, 1337, 1338, 1340, 1342.

Вся работа создана на основе анимации: теория, практические задания. Все вопросы вынесены на страницы слайдов, что позволяет работать и с учебником, и с наглядностью слайда. Анимация позволяет уточнить, акцентировать внимание на том, что создало трудность при ответе на вопрос. Является поддержкой для ученика.

Д/З: §47. №1336, 1339.