Сегодня существует множество синонимов к слову НАСТАВНИК, все они несут в себе один смысл. Наставник - помощник, мотиватор, друг, опора и поддержка, учитель.
Наставничество предусматривает систематический индивидуальный, непрерывный и двусторонний процесс. Наставник помогает, направляет и предостерегает. Он знает, где чаще всего совершают ошибки, в какие моменты возникают трудности. И поэтому учит их преодолевать. Но самое ценное в этом процессе - то, что и наставник, и наставляемый чувствуют потребность в таком взаимодействии и готовы делиться своими наблюдениями, идеями и мыслями, постоянно приобретая что-то новое для себя.
Каково содержание деятельности наставника в современных условиях развития образования?
Рассмотрим этот вопрос на примере моего опыта работы в Клубе профессионального становления и самоопределения студентов «КПСС» филиала ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет" г.о. Зарайск.
Ежегодно я провожу встречи со студентами колледжа, где делюсь опытом своей работы.
Наставничество реализую в разных формах: тренинги, мастер-классы, практикумы, дискуссии, круглые столы, совместное решение проблемных кейсов, где в блиц-режиме студенты ищут различные способы их решения, учатся слышать друг друга. В то же время не стоит забывать, что обмен опытом работает и в обратную сторону, студенты не только учатся, но и предлагают свои новые подходы к привычной деятельности.
На своих встречах со студентами делюсь «секретами» своей работы. Проводила семинар-практикум «Применение нестандартного оборудования для развития и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста», провела мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие мелкой моторики и развития речи «Маляр», мастер-класс в технике миллефиори «Яблоня в цвету», в активной дискуссии прошел круглый стол на тему «Родительский клуб - как современная модель взаимодействия ДОУ с семьей», практикум «Как адаптировать математическое пособие для речевого развития детей. Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера.», провела серию практических встреч «Учимся, играя!», «В игры играем - речь развиваем» и другие.
Все мои встречи со студентами проходят в дружеской обстановке, теплой атмосфере, с позитивным настроем.
Для меня наставничество - это прежде всего осознание востребованности моего профессионального опыта, возможность поделиться своими наблюдениями, рассказать о педагогических находках, показать приемы и инструменты, позволяющие достичь качественного результата. А также наставничество способствует систематизации собственных методических материалов и дает удовлетворенность работой.
Наставничество - это передача практического педагогического и, главное, жизненного опыта, знаний, навыков и умений учить и общаться с детьми с учетом их особенностей. Наставник может поделиться не только опытом, но и тонкостями, о которых не расскажут в учебниках.
Результатами своей успешной наставнической деятельности, считаю повышение интереса студентов к выбранной профессии, интерес, который проявляют студенты на наших встречах, собственные высокие результаты деятельности, демонстрируемые наставляемым, развитые общие и профессиональные компетенции. Ведь самым главным в наставничестве является желание не только учить, но и учиться самой.
- Так кто Я?
- «Коуч», «ментор», «бадди», «эдвайзер», «тренер»…
- Просто НАСТАВНИК.