Нейрогимнастика как средство комплексного развития дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: нейрогимнастика


Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «логос» - наука) - наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, т.е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии:

  • задержка речевого развития
  • нарушение координации движений
  • дефицит внимания
  • гиперактивность
  • агрессия

Причина этих расстройств - нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных прессов и двигательной деятельности. Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.

В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. Для достижения видимых результатов заниматься нейрогимнастикой необходимо 2-3 раза в неделю, продолжительность 5-10 мин.

В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание - например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно. Если ребёнка не всё получается с первого раза, не нужно нервничать, кричать, лучше похвалить за старание и попробовать ещё раз.

Регулярное выполнение нейрогимнастических игр приносит ребенку пользу:

  • способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий;
  • улучшает концентрацию внимания, памяти;
  • активизирует мыслительную деятельность;
  • обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
  • повышает физическую и умственную работоспособность;
  • стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
  • ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
  • эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности;
  • способствует снятию стресса, нервного напряжения;
  • формируют внутреннюю уверенности в своих силах.

1. Упражнение «Кулачки - ладошки»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

2. Упражнение «Кольцо»

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

3. Упражнение «Ухо - нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.

4. Упражнение «Солнце - забор - камень»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.

Солнце - рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены.

Забор - пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.

Камень - ладонь сжата в кулак.

5. Упражнение «Цепочка»

По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном. Вначале движения выполняются в привычном для ребенка захвате, потом его необходимо обязательно поменять.

6. Упражнение «Ножницы - собака - лошадка»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Ножницы - указательный и средний пальцы вытянуты вперед, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем. Собака - ладонь следует поставить ребром, большой палец распрямить и поднять вверх. Указательный палец согнутый, остальные сомкнуты. Лошадка - большой палец правой руки поднят вверх, остальные сомкнуты. Сверху обхватить правую руку ладонью левой руки под углом так, чтобы вышла грива.

7. Упражнение «Кулак - ребро - ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд - «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».

8. Упражнение «Заяц - коза - вилка»

Ребенку показывают три положение руки, которые последовательно сменяют одно другое: Заяц - указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем. Коза - указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Вилка - указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

9. «Лесенка»

Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.

10. «Дом - ёжик - замок»

Дом - пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик - поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок - ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

11. Упражнение. «Воздушные восьмёрки» - «Ленивые восьмерки» Начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой, затем двумя руками одновременно. Следить за движениями только глазами, не поворачивая голову. Это упражнение активизирует мыслительные процессы, снимает лишнее напряжение, подготавливает к восприятию визуальной информации.

12. Упражнение «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую - на живот. Затем поглаживать по голове от макушки к лицу, а живот поглаживать круговыми движениями.

13. Упражнение «Угол» - поднимаем правую руку прямой ладонью вверх, а левую, сжатую в кулак кладём под правый локоть. И поочерёдно меняем расположение рук. Усложнение: добавляем хлопок.

14. Упражнение «Змейка» - соединяем ладони и вращаем кисти рук, как змейка.

15. Упражнения «Перекрёстные шаги»

Ребёнку необходимо встать прямо, поднять согнутую в колени правую ногу таким образом, как будто он планирует выполнить широкий шаг. Согнутую в локте левую руку следует потянуть к правому колену. Такие движения требуется повторять в течении 1-2 минут, меняя руку и ногу.

16. Упражнения с кубиками

Взрослый и ребенок сидят за столом, напротив друг друга. У каждого два кубика, по одному в руке. Взрослый совершает одновременные движения руками, поворачивая кубики в разных направлениях, ребенок подключается и делает в одном ритме со взрослым. Способы действий с кубиками:

  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении от себя,
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении к себе,
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в левую сторону,
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в правую сторону,
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении внутрь,
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении наружу. Далее происходит усложнение: теперь кубик нужно поворачивать не на следующую грань, а через одну.

17. Упражнения с мячиками

У каждого по одному мячику (массажный). Способы действий с мячиками:

  • мяч в противоположной руке - перекладывать из руки в руку у себя,
  • мяч в противоположной руке - перекладывать другому,
  • мяч в противоположной руке - себе - другому,
  • мяч не в противоположной руке - другому по диагонали,
  • мяч не в противоположной руке - себе - по диагонали другому,
  • 2 тебе, 2 мне,
  • диагонали - 2 у одного человека - он передает крест-накрест другому,
  • 2 мяча у одного - он передает - по прямой, другой по прямой, он - диагональ, другой - диагональ,
  • 2 у одного - передает крест-накрест - правая рука сверху, левая рука сверху.

Данный комплекс нейрогимнастических упражнений рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.