Цели урока:
- закрепить и обобщить знания по части речи «Местоимение»;
- закрепить навыки правильного написания местоимений;
- отработать навыки определения синтаксической роли местоимения;
- научиться правильно употреблять местоимения в речи и распознавать грамматические ошибки в их употреблении.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Универсальные учебные действия:
- Познавательные: уметь определять местоимение как часть речи, знать разряды местоимений, владеть навыками правописания местоимений, уметь определять синтаксическую роль местоимения в предложении, выполнять морфологический разбор;
- Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, оказывать помощь и взаимный контроль;
- Регулятивные: умение ставить учебную задачу и находить способы её достижения;
- Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу, формирование мотивации к обучению в группе, умение осознавать личные достижения.
Используемые педагогические технологии, методы, приёмы: технологии проблемного, развивающего обучения, развития критического мышления, составление кластера, работа в группах, «лови ошибку», инсерт, создание ситуации успеха.
Форма урока: урок обобщения и систематизации.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, дети. Начинаем наш урок, пусть настроение будет позитивным и проведённая работа принесёт радость. Мы прошли с вами большой путь и сегодня подведём итоги и закрепим имеющиеся знания. А ещё сегодня я подарю вам цветок.
2. Проверка домашнего задания
Задание на дом: написать «Слово о местоимении».
Пример текста: «Я особенная часть речи. Мне не позволено называть предметы, признаки и количество, а только лишь указывать на них. Я отвечаю на вопросы Кто?, Что?, Какой? В предложении у меня есть несколько ролей: я могу быть подлежащим, дополнением, а ещё - определением. У меня большая семья. Вот мои сёстры и братья: Личное, Возвратное, Собственное, Притяжательное, Указательное, Определительное, Неопределённое, Отрицательное и братья-близнецы Относительное и Вопросительное. У всех них есть свои особенности: кто-то изменяется по родам и числам, кто-то не имеет падежа, а один из нас вообще не изменяется. А ещё я помогаю писать тексты: если бы не я, то в них было бы много повторов! Вот такая я прекрасная, неповторимая и самостоятельная!»
3. Обобщение по теме «Местоимение»
Задание 1. Решение ребуса.
10(3=В)
- Какое слово загадано? (Девять)
- Почему? (9 разрядов местоимений)
Задание 2. Заполнение «Ромашки».
Детям предлагается нарисовать в тетради ромашку с девятью лепестками. В центре пишется слово «Местоимение», а на лепестках разряды местоимений с примерами.
Вопросы по ходу заполнения:
- Назовите разряд местоимения к которому относятся я, ты, он? (Личные)
- Назовите разряд местоимения к которому относится себя? (Возвратное)
- Назовите разряд местоимения к которому относятся:
- Никто, ничто, нисколько, некого, нечего? (Отрицательные)
- Некто, нечто, некоторый (Неопределенные)
- Кто, что, сколько, который, чей, каков в повествовательных предложениях? (Относительные)
- Кто, что, сколько, который, чей, каков в вопросительных предложениях? (Вопросительные)
- Этот, тот, такой, таков, столько (Указательные)
- Весь, сам, иной, другой, всякий, любой? (Относительные)
- Мой, твой, наш, свой, их, её? (Притяжательные)
4. Физкультминутка (1-2 мин)
Дети, когда я буду называть неопределенные местоимения - пожимайте плечами, отрицательные местоимения - поворачивайте голову влево-вправо как знак отрицания, указательные - показывайте указательным пальцем.
Кто-то, нечто, нисколько, никто, тот, этот, некоторый, что-либо, ничто, некого, такой, таков.
Задание 3. Работа в группах.
Задание по рядам: на проекторе представлена таблица из 3 колонок, каждому ряду нужно правильно записать слова и сформулировать правило.
1 ряд
|
2 ряд |
3 ряд |
(Кое) кто, что(либо), что(то), сколько(нибудь), (кое)что, (кое) кому, чей(то). |
(Ни)кто, (ни)что, (не)который, (ни)какой, (не)сколько, (ни)кем, (ни)кого, (ни)чего,
|
Ни в кого, не у кого, не во что, ни в чём, не в чем, ни в ком. |
- Вывод 1 ряд: местоимения с приставкой кое- и суффиксами то-, либо-, нибудь- пишутся через дефис.
- Вывод 2 ряд: частицы не и ни с местоимениями пишутся слитно, не пишется под ударением, ни - без ударения.
- Вывод 3 ряд: частица не и ни пишутся раздельно с местоимением, если есть предлог.
Задание 4. Правильное употребление местоимений.
Найти ошибку в предложениях и записать их правильно.
- Ихний ответ мне понравился.
- Директор сказал секретарю не пускать к себе посетителей в обеденный перерыв.
- Навстречу им вышел директор школы.
- У его на столе лежало много книг.
- Клумбы пестрели цветами - около их чувствовался аромат осени.
Задание 5. Исправить ошибки в морфологическом разборе и записать правильно.
Каждый ученик любит получать пятёрки.
1. Каждый - мест., указывает на количество предметов (кто?)
2.
Н. ф. - всякий.
Пост.пр.- относительное.
Непост. пр. - ж.р., мн. ч., Д.п.
3.Сказуемое.
5. Рефлексия
- На полях сделайте пометки:
- «V» - уже знал.
- «?» - хочу спросить.
- «+» - новое.
- «-» - не знал.
6. Оценивание
У учителя на столе лежит ромашка с разноцветными лепестками. На лепестках написаны слова «Молодец», «Умница», «Отлично», «Превосходно», «Великолепно», «Лучший», «Прекрасно», «Супер», «Неподражаемо». Учитель раздаёт отличившимся детям лепестки.
Домашнее задание: выполнить карточки от учителя на uchi.ru.