Опыт работы по теме "Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с музеями родного города"

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с


Еще в детском саду я поняла, что хочу стать ВОСПИТАТЕЛЕМ! Примером для меня стали мои воспитатели Спиранская Антонина Николаевна и Жарова Антонина Ивановна. И вот наступил момент, когда пора выбирать профессию, которая будет приносить тебе радость, позволит выразить себя, даст общественное признание и уважение. Для меня не было сомнения - это ВОСПИТАТЕЛЬ.

Почему же я выбрала эту профессию? Во-первых, я очень люблю детей. В.А.Сухомлинский говорил о педагогах: «Сердце отдаю детям». Человек, который воспитывает детей, должен очень любить их, тогда и воспитатель и дети будут счастливы. Ребёнок откроется тебе только тогда, когда почувствует, что ты его любишь.

Во-вторых, работая с детьми, ты всегда находишься в поиске чего-то нового, интересного, ведь дети всегда в постоянном движении и желании познать мир.

В-третьих, я по натуре своей человек творческий. И использовать свой потенциал как творца смело могу в любимой профессии. А творить и создавать мне помогают дети. Результат моей работы находит свое отражение в успехах моих воспитанников. Это и является стимулом к дальнейшей работе, к поискам новых идей. К.Гельвеций утверждал: «Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

Мой педагогический опыт составляет более 35 лет. Педагогическое мастерство формируется благодаря кропотливой работе над собой, постоянного самообразования и готовности идти в ногу со временем.

Немного о себе. Мои интересы очень разнообразны: путешествия по России, музеи, театры, искусство, природа…Всё это старалась прививать своим детям, сейчас внуку и, конечно же, моим любимым воспитанникам! О каждом своем путешествии я делаю небольшой видеоролик или папку с фото и показываю детям. Рассказываю о бескрайних просторах нашей Великой Родины от Балтийских берегов до Алтая и Крайнего Севера, стараюсь показать всю красоту и разнообразие нашей русской природы, подчеркнуть историческую значимость крупных городов России: столицы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Сочи, Севастополя, Новосибирска, Казани, Владимира и др. А как интересны небольшие, провинциальные города, такие, как: Таруса, Алексин, Плёс! Меня всегда очень радует, когда дети видят знакомые места и буквально кричат: «ООО, я там был!» Показываю детям музеи и театры разных городов.
Сегодня все чаще и серьезнее говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, о воспитании любви к Родине.

А что же такое патриотизм?

Патриотизм - это чувство любви к Родине.

Родина в свою очередь - это Отечество, Отчизна, страна в которой человек родился; более узко - чье либо место рождения, малая Родина.

Следовательно, быть патриотом, значит любить свою малую Родину, свой дом, семью, свой город, район, свой край, нашу Родину и её граждан. Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотизм у него проявляется в восхищении своим домом, своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется постоянно: в игре и в быту, на занятиях, праздниках.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем для ознакомления, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

Большое значение имеет и семейное воспитание. Семейное воспитание начинается с воспитанной семьи. И здесь моими помощниками становятся родители. Работа в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь педагогам, и вместе с детьми увлекаются предложенной темой. В результате, работа проходит эффективнее, расширяются границы общения детей и взрослых, которые сильно сужены в наш информационный век.

Целью патриотического воспитания является воспитание патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

О важности приобщения ребенка к культуре русского народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание исторического прошлого поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

С самого начала педагогической деятельности патриотическое воспитание было неотъемлемой частью моей работы. Мы своим дружным коллективом показывали детям театрализованные представления по русским народным сказкам. К старшему дошкольному возрасту дети самостоятельно инсценируют русские народные сказки. А всем известно, что именно они воспевают силу и мудрость русского народа.

Хочу поделиться с Вами опытом работы по теме «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с музеями родного города».

По итогам проведённой диагностики мною было выявлено:

  • Социальные представления ограничены, познавательный интерес к социальному миру, городу, стране снижен.
  • Ребёнок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого
  • Выражено отставание в развитии связной речи.

Проблемы определили основное направление моей работы по познавательному развитию дошкольников в ознакомлении с музеями родного города.

Цель: сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, организовать экскурсии в музеи города для творческого общения и сотрудничества воспитателей, детей и родителей.

Мы решаем целый комплекс задач:

  1. Познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают.
  2. Формировать у детей художественное восприятие произведений искусства.
  3. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки, интерес к коллекционированию.
  4. Формировать представления о музее, как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества.
  5. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
  6. Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме, развивать познавательную активность детей.
  7. Воспитание у детей бережного отношения к экспонатам, уважения к труду экскурсовода.
  8. Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.

Предполагаемый результат:

  1. Создание мини-музея в РППС группы в процессе проведённой деятельности.
  2. Обеспечение всестороннего развития дошкольника.
  3. Вовлечение родителей в образовательную деятельность детей.
  4. Повышение профессионального роста и мастерства педагога.

По актуальной теме «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с музеями родного города» я работаю 3 года.

Часто ли наши дети бывают в музее? Скорее нет. Причины самые разные.

Во-первых, нет свободного времени. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: "Малыши ничего не поймут, чего зря время тратить". И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Как же привлечь внимание детей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. А вот пригласить сходить вместе можно.

Музеи родного города являются одним из средств развития познавательной, творческой активности детей, приобщения к искусству. Через использование средств музейной педагогики решаются задачи социализации, реализуется принцип интерактивности - приобретение детьми опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

В ходе совместной работы с педагогами и родителями дошкольники знакомятся с видами музеев, правилами поведения в музее; учатся понимать и различать такие понятия как экспонат, экскурсовод, экспозиция и т.д.; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности.

В дальнейшем знания экспонатов музея используются для проведения занятий по социализации, развитию речи, ознакомлению с предметным окружением, ознакомлению с социальным миром, изобразительной деятельности.

Работа по формированию познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с музеями родного города содержит полезный материал, позволяющий обеспечить конструктивное взаимодействие педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников. Обеспечивает родителей необходимой информацией о новых требованиях в воспитании дошкольников, помогающей педагогам ДОУ вместе семьей решать задачи, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В настоящее время в обществе назрела проблема, связанная с позитивной социализацией дошкольников. Порой родители стараются обеспечить семью материально, общительность ребенка и его отношения со сверстниками для родителей является менее значимым, чем личностное и предметное начала. Поэтому дети превращаются в заложников компьютерных игр, телевизионных программ. Недооценивается музейная педагогика, её ценность, интерес к природным, материальным и духовным ценностям общества, её истории и культуре. Я пришла к выводу, что особое внимание необходимо уделить музейной педагогике дошкольников и осуществлять работу в данном направлении через посещение музеев города. Формирование представлений о музейной педагогике у дошкольников - процесс сложный, требующий систематичной последовательной работы и творческого подхода.

На занятии «Что такое музей?» ребята получили теоретические знания. Но многие никогда ещё не были в музее. И тогда мы наметили план посещения музеев города. А их у нас достаточно много: Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ), «Музей Хлеба», «Музей Печати», «Музей Кукол», «Музей Павлина», Музейно-выставочный центр. Огромную помощь и поддержку я получила от родителей.

Первым музеем, в котором мы побывали, был «Музей Печати». Это была очень интересная и познавательная экскурсия, на которой ребята узнали, не только о печатном деле, но и Историю своего родного города. Ребята потрогали, покрутили, что можно, сами напечатали листовку-рекламу! Когда экскурсовод, Светлана Сергеевна, узнала, что у нас есть свой мини-музей, посвященный Серпухову, она предложила расположить выставку на территории музея! Идея детям и родителям очень понравилось.

В день посещение «Музея Хлеба» была жуткая метель и снегопад. Я очень переживала, что не все смогут приехать, но приехали даже те, кто не собирался. Музей расположен в интересном историческом здании, в котором ранее был хлебокомбинат. Ребята узнали историю создания музея. Внимательно слушали рассказ о том, как хлеб приходит в дом, потрогали колоски, жернова, познакомились с предметами домашнего быта: серп, ухват и чугунок, покрутили маслобойку, поняли, как работает печка. В музее есть военный уголок и здесь экскурсовод ведёт рассказ о том, как и каким хлебом обеспечивали детей и взрослых во время войны. Как необходимо относиться к хлебу. После экскурсии детей угостили чаем с вкусным пирогом, при этом экскурсовод еще продолжает рассказывать детям о чайных традициях на Руси. Таким образом, дети узнают историю своего народа, его культуру, традиции.

Следующим музеем для посещения дети выбрали «Музей Кукол». Он находится в одном помещении с Домом Мороженого. Очень красивое, уютное, колоритное место. Дети с интересом слушали рассказ об истории создания музея. Они узнали какие бывают куклы, из каких материалов их выполняют, сколько времени тратит мастер на изготовление куклы. Очень интересны авторские куклы, они самые разные: исторические личности, литературные и сказочные герои, представители разных профессий. Хочу отметить, что ребята очень любознательны, всегда легко идут на контакт с экскурсоводом: отвечают на вопросы, сами спрашивают о том, что их интересует, делятся своими впечатлениями, знаниями. После экскурсии мои воспитанники с удовольствием полакомились мороженым и десертом.

Как отметила экскурсовод: в нашем городе сохраняется преемственность: в здании типографии - музей Печати, в здании хлебокомбината - музей Хлеба, музей Кукол и дом Мороженого расположились в бывшем помещении молочной кухни, а вот Серпуховский историко-художественный музей находится в прекрасном особняке Анны Васильевны Мараевой. О нем мы еще поговорим.

«Музей Павлина» оставил у детей очень яркий след. Ребята хоть и знали, что Павлин - символ города, что он изображен на гербе Серпухова, но с большим интересом слушали рассказ экскурсовода об истории города, смотрели мультфильм и теневой театр «Откуда у павлина хвост», соревновались в ловкости в подвижной игре, собирали пазлы, и даже сделали Павлина из пластилина. Дети были в восторге!

И вот наступил день, когда мы собрались у красивого особняка. Дом купчихи А.В.Мараевой, в котором и расположился Серпуховский историко-художественный музей. Восторг и восхищение можно было наблюдать в глазах детей на протяжении всей экскурсии: парадная лестница, Белый зал, картины, зеркало, в которое смотрелась Наталья Николаевна Гончарова - жена Александра Сергеевича Пушкина. С каждым посещением дети становятся более активными. Они внимательно слушают экскурсовода, задают вопросы, сами отвечают и обсуждают картины, предметы мебели, посуды. Хочу отметить, что я получаю колоссальное удовольствие от своей работы, своих увлечений и надеюсь, что ребята захотят прийти в музей ещё и ещё раз! А как приятно слышать слова благодарности от родителей, не только за организацию экскурсии для их детей, но и за то, что они сами немного отвлеклись от обыденной жизни! На экскурсию с детьми нашей группой я пригласила и студентку, которая проходит практику на базе нашего детского сада.

В 2019-2020 учебном году наш детский сад начал работать по теме «Растём играя, мир познавая!» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит нам о том, что принципами дошкольного образования являются формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Моей подготовительной к школе группе было дано задание создать мини-музей города Серпухова. И работа закипела. В сентябре наш город празднует день рождения. Мы провели беседы, занятия, посвященные истории нашего любимого Серпухова, на которых дети узнали: кто и когда основал город, почему павлин расположен на гербе города и является символом Серпухова, какие достопримечательности есть в городе, какие музеи находятся в Серпухове. На интегрированных занятиях дети лепили павлина, изготавливали его на ручном труде. Работы получились очень яркими и красочными.

Мы провели квест-игру для ребят «Кто больше найдёт павлинят?». В разных районах города расположены мини-скульптуры павлинчиков, представляющие разные профессии или увлечения. Хочется отметить, что родители приняли наш проект с большим энтузиазмом. Многие сели в машину со своими детьми и решили прокатиться по городу в поисках маленьких павлинчиков. А кто-то находил их раньше и собрал фото из галереи своих телефонов. На тот момент их было 12. Победителем оказался тот, кто нашел все 12 павлинят. На сегодняшний день их уже 14!

Вместе с музыкальным руководителем мы подготовили музыкальную композицию «Прогулка по родному городу». Дети побывали в музее, посмотрели сказку в театре, отдохнули в парке и прокатились на карусели, побывали на военном параде и стадионе, рассказывали стихи о родном городе и спели песню о Серпухове(автором является наш музыкальный руководитель Ускова О.Ю.) Дети показали, как они любят свой родной город!

В нашей группе зародилась такая традиция: каждый понедельник мы собираемся в круг, и дети рассказывают о том, что нового и интересного они увидели и узнали в выходные дни. Конечно, сначала начинала я. И вот когда мы получили задание о создании мини-музея, мы с ребятами стали обсуждать, как нам это сделать.

Ко дню города был объявлен конкурс на лучшую поделку, рисунок «Мой любимый город». Таким образом в нашем музее стали появляться первые экспонаты: картины, поделки, аппликации. Есть очень интересный фотоальбом о нашем городе - конкурсная работа, которая получила 1 место в конкурсе семейных газет «Выходные в любимом городе».

В процессе работы я поняла, что приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным без тесного взаимодействия с родителями. Я привлекала родителей к сбору познавательного материала, к организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов, к участию в реализации проектов совместно с детьми, а также к участию в экскурсиях и целевых прогулках.

Результатом работы по теме «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с музеями родного города» явились положительные изменения в отношении родителей к вопросу ознакомления детей с родным краем. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное воспитание своих детей.

Горжусь результатом! Мои воспитанники знают:

  • историю возникновения родного города;
  • достопримечательности, предприятия, архитектуру родного города;
  • символику города;
  • наиболее важные исторические события истории родного города.

Итогом работы стало создание мини - музея «Музей города Серпухова» в группе.

Мини-музей родного города имеет следующие экспонаты:

  • рисунки детей и родителей с видами города;
  • аппликации «Павлин» из разных материалов (бумага, ткань, стразы, пуговицы);
  • книги о нашем родном городе «Серпухов. Путешествие во времени» Я.Киблицки, «Серпуховские сказки» В.Голубев, «Серпуховские баюкалки» Я.Киблицки;
  • сувениры с символикой города: кружка, колокольчики, тарелки, павлины, яйцо, шкатулка;
  • фотоальбом;
  • магниты;
  • рекламные буклеты из музеев.

Особенно удались такие мероприятия:

  • Интегрированное занятие «Герб нашего города» (составление рассказов из личного опыта).
  • Квест-игра для детей «Кто больше найдет павлинят?
  • Занятие по ручному труду «Павлин - птица дивная».
  • Занятие «Музеи родного города», с презентацией.
  • Музыкальное развлечение «Путешествие по родному городу»

Мы на правильном пути, так как рядом с нами будущие воспитатели - студенты ГАПОУ МО «Губернский колледж». Они участвуют в нашей работе, заинтересованы в ней. Я и здесь - наставник!

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» С.Михалков.

Ссылка на страницу вК: https://vk.com/id230637196 - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 «Ручеёк».