Одним из основных требований ФГОС является применение системно-деятельностного подхода. Кроме того, условия информационного обеспечения реализации программы основного общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Удовлетворить эти требования поможет применение сервисов коллективного доступа сети Интернет.
Примерами таких сервисов могут служить документы коллективного доступа (например Яндекс диск, Googlе диск), вики-среда, ментальные карты и другие.
Данные сервисы позволяют:
- организовать совместную деятельность, обсуждение;
- создать коллективный продукт;
- эффективно визуализировать в одном документе или на одной странице информацию и результаты одновременной деятельности участников с разных устройств;
- организовать разные виды оценивания
На уроках английского языка целесообразно применять сервисы коллективного доступа при организации проектной деятельности, групповой работы, удаленной работы.
В качестве одного из примеров можно привести проектную работу для 5 класса "Shortly about us" (рисунок 1), выполненную в Google-презентации, где несколько групп детей из параллельных классов на отдельных слайдах презентации представляли один из аспектов своего коллектива (любимые уроки, увлечения и т.д.). На следующем уроке у детей была возможность познакомиться со слайдами, выполненными другим классом, написать им свои комментарии, задать вопросы.
Рис. 1
Следующий пример - работа с текстом "Young People's Movements and organizations" в 9 классе по УМК "Rainbow English" (рисунок 2). Прочитав текст, ученики в группах заполняют одну из строк коллективной таблицы на сервисе Googlе-документы (период основания, атрибуты и т.д.). После этого происходит обсуждение результатов.
Рис. 2
Также в качестве примера можно привести серию уроков в 6 классе по теме «Великобритания», на которых ученики, постепенно изучая такие страны, как Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, составляют в вики-среде визитные карточки этих стран (рисунок 3). Вики-среда позволяет с помощью системы заголовков и подзаголовков коллективно редактировать одну и ту же статью разными участниками, не допуская конфликта редактирования.
Рис. 3
Во время дистанционной работы (например, во время карантина) удобно использовать сервис Padlet.com, в котором учителю необходимо создать виртуальную доску, где ученики размещают свою информацию в соответствии с коммуникативной задачей (рисунок 4), голосуют за понравившиеся работы других детей. Сервис позволяет обучающимся работать даже без регистрации.
Рис. 4
В заключение можно сказать, что преимущества использования сервисов сети Интернет при организации учебной деятельности заключаются в том, что работоспособность приложения практически не зависит от типа операционной системы, обеспечивается единый пользовательский интерфейс для работы в школе и дома, совместный доступ к учебным материалам и результатам работы дает определенные преимущества для организации коллективной работы. Кроме того, обеспечивается удобство хранения информации и экономия времени за счет эффективной организации процесса.