Системно-деятельностный подход на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В современном обществе на первый план выходит проблема успешного усвоения школьных дисциплин. Это заставляет учителя искать пути, позволяющие сделать изучение всех предметов более интересным и более доступным.

На сегодняшний день в общеобразовательной школе учащихся второго звена можно наблюдать следующие тенденции:

  • отсутствие положительной мотивации, падение интереса к учёбе;
  • пассивность учащихся на уроке;
  • снижение количества учеников, обучающих на «4» и «5;
  • разный уровень подготовленности детей одного класса.

В связи с этим, каждого учителя волнуют вопросы:

  • как заинтересовать каждого ученика?
  • как научить его самостоятельно добывать необходимые знания?
  • как создать условия, при которых каждый ученик будет работать на уровне своих возможностей, стремясь к более высоким результатам?

На многие из этих вопросов дает ответ дидактическая система, основанная на обучении по «Технологии индивидуализированного обучения» (ТИО), разработанная Заслуженным учителем РФ Макаровым Ю.А.

В технологии индивидуализированного обучения основной формой работы является системная самостоятельная работа ученика. Причём, не самостоятельная работа в традиционном понимании, которая проводится на всех уроках после объяснения учителем нового материала, а именно самостоятельная работа по изучению нового незнакомого материала учениками без объяснения учителя. Таково понимание современного системно-деятельностного подхода в образовании, который является главной идеей стандартов. Нам ещё очень сложно понять, как наши ученики смогут разобраться в новом материале и как они смогут обойтись без наглядности и презентаций, без эмоционального рассказа учителя. Это деятельностный подход в отношении ученика, а не учителя. Разработчики новых стандартов утверждают, что мы - педагоги, своими прекрасными объяснениями, наглядностью, презентациями убиваем в детях главное - стремление к деятельности. Результат налицо: резкое падение количества учеников, обучающихся на «4» и «5» по мере их взросления.

При такой организации работы неизбежно следует, что на уроке каждый ученик работает в своем темпе и на своем уровне трудности. И этот темп работы, и уровень трудности не может быть определен учителем. Все это каждый ученик выбирает себе сам. А задача учителя - организовать урок так, чтобы каждый ученик работал в наивысшем для него темпе при наибольшей трудности.

На уроках индивидуализированного обучения роль учителя изменяется. Он не является носителем и толкователем новой информации. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя - сделать так, чтобы работа каждого ученика была успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодолённой им трудности. Каждый ученик на уроке должен знать, сколько заданий он должен выполнить на «5», «4», «3» и рассчитать свои силы. В каждый момент ученик должен знать, как он выглядит по сравнению с другими учениками. Никто не хочет выглядеть хуже других. Учитель тоже должен видеть, кому нужна помощь, как обстоят дела. Ученики непрерывно двигаются, подходят к учителю во время проверки задания, подходят к доске, чтобы отметить на карте успешности выполненное задание. Карта успешности - это список класса и несколько колонок по количеству заданий, которые заполняются учениками по мере выполнения заданий. С каждого урока с применением ТИО ученик уходит с оценкой! Причём эта оценка не зависит от учителя. Сколько ученик сделал, столько и получил. Как правило, в начале урока ученики, зная, сколько им предстоит заданий для получения той или иной оценки, ставят себе цель, а в конце урока выясняют, достигли ли они цели. Так формируется адекватная самооценка личности.

Особую роль играют задания, которые выдаются ученикам. Это разноуровневые дидактические материалы, составленные по вполне определенным дидактическим принципам с учетом специфики преподаваемого предмета. Материалы создаются трех уровней:

  • уровень А (на оценку «3») - стандарты,
  • уровень В (на оценку «4») - более сложный уровень,
  • уровень С (на оценку «5») - задания повышенной сложности, включающие элементы творчества.

Специфика преподаваемого предмета накладывает на применение Технологии свои ограничения. Если на уроках математики или русского языка самостоятельная работа учащихся иногда может занимать весь урок, то на уроках литературы или истории, где ученики должны говорить, самостоятельная работа занимает обычно 40-60% времени урока. А на уроках иностранного языка Технология может быть применена только примерно на половине уроков.

Учитывая специфику предмета английский язык, мы используем лишь элементы технологии индивидуализированного обучения. Они используются при изучении лексики и грамматики. Технология также успешно применяется при выполнении самостоятельных и контрольных работ по темам. Учащиеся выполняют тесты на компьютерах, после чего появляется их результат, и каждый ученик тут же видит и анализирует свои ошибки. Обучающие и контролирующие компьютерные программы разных модификаций создаются учителем или применяются уже имеющиеся в базе данных.

Например, при изучении грамматической темы, учащиеся знакомятся с основными правилами, данными в грамматическом справочнике учебника, и начинают выполнять упражнения. Каждый ученик выбирает тот уровень, который он считает посильным для себя. Задания составлены следующим образом:

  • Уровень А - простые упражнения, выполняемые по определенному шаблону (выбери правильный вариант, образуй нужную форму по образцу и т.д.).
  • Уровень В - упражнения репродуктивного характера (раскрой скобки, перефразируй, трансформируй, выбери правильный вариант и т.д.); Иногда задания этой группы даются на уровне трудности, превышающем возможности ученика, так как развитие ученика происходит только при полном напряжении всех его сил.
  • Уровень С - упражнения повышенной сложности не только из учебника, но и различных грамматических пособий для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

При выполнении всех заданий выбранного уровня, ученик получает оценку за урок. Если ученик не успел сделать все упражнения выбранного уровня, он при желании может взять на дом бумажный вариант работы.

Обучающиеся, поставившие задач выполнить все уровни, могут закончить работу раньше и перейти к следующей теме раздела или выполнять дополнительные задания олимпиадного уровня. При использование технологии индивидуализированного обучения активное включение в работу компьютерных технологий освобождает учителя от проверки работ уровней А и Б, дает возможность каждому ученику идти в своем темпе на своем уровне. Использование технологии индивидуализированного обучения дает возможность дифференцировать работу внутри одной темы, раздела и целого курса обучения.