Система работы учителя математики при обучении детей с ОВЗ

Разделы: Математика


Данная работа посвящена обобщение педагогического опыта работы учителя математики.

Обучение детей в ограниченными возможностями является актуальной проблемой в образовании.

Многочисленные ограничения препятствуют для получения детьми с ОВЗ качественного образования, в основном связанные с социальным неравенством инвалидов.

В средней общеобразовательной школе часто не хватает квалифицированных специалистов по работе с такими детьми.

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.

Инклюзивное образование - это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми.

Дети с ОВЗ принимаются в школу по рекомендации ПМПК. Родители получают заключение и на основании представленного документа учителями разрабатывается адаптированная программа, утвержденная директором школы.

Возможность учиться с обычными детьми дает ребенку с ОВЗ в полном обюъёме участвовать в жизни школы и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Тем самым они могут достигнуть успехов в социальном развитии. Именно социальная адаптация является осносной системой психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.

Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.

Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа уже сейчас должна:

  • обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
  • обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
  • создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;
  • создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
  • разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости - специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);
  • активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;
  • обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Математика является одним из основных предметов в усвоении образовательной программы средней школы, поэтому основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), на уроках математики осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы, развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др.); развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения. Ученики общеобразовательного класса опираются на большой активный фонд знаний и ранее усвоенные способы умственных операций, в более короткий срок усваивают новые понятия, приводят их в соответствие с ранее усвоенными знаниями.

Детям же, страдающим от задержки психического развития, имеющим ограниченный активный фонд знаний и не владеющим рациональными способами усвоения материала, требуется для этого значительно больше времени. Значит, таким учащимся нужно давать разнообразное количество задач, чтобы они овладели основными способами их решения. Такие дети, привыкнув решать задачи одним способом, не могут отыскать других способов, подходов. Они не в состоянии рационально спланировать свою учебную деятельность: они медленнее, чем ученики общеобразовательного класса, пишут, считают, у них в целом прослеживается более низкий уровень работоспособности при сохранении типичной динамики его в течение недели. Учебники, по которым я работаю, не предназначены для обучения детей с ОВЗ и поэтому мне много времени приходится уделять составлению заданий и оформлению индивидуальных карточек, приходится искать новые методы преподавания математики в совместных классах - общеобразовательных и детей с ОВЗ. Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ОВЗ я создаю общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании. Формы бывают разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями. Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика.

Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

  1. При чтении задания необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.
  2. В ходе урока, для детей с ограниченными возможностями приходится сокращать время на выполнение заданий и их количество (если это примеры - то решить можно 3, 4, так как дети очень быстро устают). Целесообразнее к этому номеру вернуться позднее.
  3. При ответах на вопросы, отвечающему с ОВЗ необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна).
  4. Контрольные и самостоятельные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя - найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.). При их решении некоторым учащимся я разрешаю пользоваться опорными алгоритмами

Прогнозируемый рост численности детей с ОВЗ создает серьезные социальные, экономические и психологические проблемы как для самих детей с ОВЗ и их родителей, так и для общества в целом. Основными заболеваниями у детей, которые приводят к инвалидности, являются психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии, болезни глаза и другие. Вызывает тревогу рост у детей заболеваний крови, нервной и эндокринной системы, увеличение заболеваемости инфекционными болезнями. В структуре причин детской ОВЗ преобладают нарушения функций психики и центральной нервной системы, умственная отсталость, нервно-психические и нервно-мышечные нарушения, нарушения скелета. Существенную роль играют нарушения слуха, зрения, а также функциональные нарушения при хронических соматических болезнях.

Работа над индивидуализацией подходов к обучению требует от педагога наблюдательности, терпения и внимания к ребенку с особыми образовательными потребностями. Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ребенка в условиях общеобразовательной школы.

Право на обучение и социализацию имеют все, и мы - учителся должны создать подходящие условия для их обучения.

Литература

  1. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов РФ: Правовое регулирование: учеб. Пособие для вузов. - М.:ВЛАДОС - ПРЕСС, 2012 г.
  2. Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - С63 - 68.
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под. Ред. Е.Н.Степанова. - М., 2012. - 424 с.
  4. Гулина М.А. Психология социальной работы: Учебник для вузов. 2-е издание. - СПб: Питер, 2009. - 384 с.
  5. Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] - режим доступа: 2014/Rostov/V/V-0-10.html
    Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/vospitatelnyiy-protsess-v-inklyuzivnom-obrazovanii/