Цели и задачи:
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за своих соотечественников, за свой город.
- Расширить представления детей о Великой Отечественной войне.
- Воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство гордости за героическое прошлое своего народа.
- Побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.
- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной и других войн.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Личностные УУД:
- основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД:
- саморегуляция;
- умение преодолевать сложности;
- развитие силы воли.
Коммуникативные УУД:
- умение чётко и лаконично выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение ораторскими способностями, монологической речью;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- вызвать эмоциональный отклик в сердцах у школьников;
- желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны на материале русской литературы;
- желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.
Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации, фотографии, плакаты о Великой Отечественной войне, выставка книг о войне, аудиозаписи песен военных лет, презентация.
Ход мероприятия
Звучит песня «Священная война»
Учитель: Есть события, над которыми время невластно и чем дальше уходят годы, тем яснее становиться их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
В далёком 1941 году на улицах городов собралось много людей, все слушали по радио речь Левитана.
Учитель: Война началась 22 июня 1941 г. На борьбу с немецкими захватчиками поднялся весь наш народ: от мала до велика. На фронт уходили и старые, и молодые.
Стихотворение «На нашу милую и горделивую» (читает ученик)
На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица - негодяя
Там пепел, смерть и нищета.
Учитель: Да, враг был очень жесток. Горели под огнём города, деревни, гибли люди.
Война - это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков.
Ни на одной современной карте сейчас мы не найдём в Белоруссии деревню Хатынь.
22 марта 1943 года небольшую белорусскую деревню Хатынь окружили немцы. Немецкие солдаты врывались в крестьянские хаты и выталкивали людей на улицу. Жителей деревни - стариков, женщин, детей согнали в сарай. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Эсэсовцы хладнокровно расстреливали их из автомата. Для 186 жителей Хатыни этот день стал последним.
Но не все хатынцы погибли, как считали каратели. 3 человека выжили. Среди этих трёх Витя Желобкович. В горящей одежде держа своего 7-го сына Витю, бежала Анна Желобкович, она старалась прикрыть своим телом сына, но вдруг упала, скошенная свинцовой смертью, упала, увлекая за собой раненого в руку Витю. Так и пролежал он у трупа своей матери - дважды подарившая ему жизнь, до ухода немцев.
Вторым спасённым хатынцем стал Антон Барановский. Из 9 детей семьи Барановских в живых остался один - 12-летний Антон. Выбежав из горящего сарая, он был ранен в обе ноги, упал, гитлеровцы приняли его за мёртвого.
Третьим спасённым стал Иосиф Иосифович Каминский. Обгорелый и раненный, без памяти, он пролежал до ухода карателей. Когда он очнулся, среди трупов односельчан нашёл тело своего сына Адама.
Бронзовая скульптура Непокорённого Человека - человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшим живым из огня - основа Хатынского мемориала.
Трагедия Хатыни повторилась в 433 белорусских деревнях. Они были увековечены на мемориале «символические деревья жизни».
Стихотворение «Хатынь» (читает ученик)
Кто будет там,
Не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет -
Стонет!
В краю лесов и плодородных нив.
Колокола звонят…
Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой!
Застынь!
Перед тобой -
Хатынь!
Учитель: 1418 дней длилась война. Битва за Москву, Смоленск, Волгоград, Новороссийск, Ленинград, Курск - приближали час победы. В городах, где прошли ожесточённые бои, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Этим городам после войны было присвоено почётное звание город-герой. 13 городов носят это высокое звание.
Стихотворение «Герои-города» (читает ученик)
Москва и Ленинград,
Керчь, Новороссийск,
Киев, Волгоград,
Севастополь, Минск,
Мурманск, Смоленск,
Одесса, Тула, Брест -
Герои - города!
Мы отдаём вам
честь всегда.
Учитель: Наши солдаты смело и отважно защищали каждую пядь земли, отвоёвывая каждое село, каждый город. Каждый мечтал о мире, о Победе. Солдаты скучали и переживали о своих родных и близких: матерях, жёнах, детях. В передышках между боями они в землянках, в холодных окопах писали письма.
Письма с фронта
Боец 1.
Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Неблизок путь, далёк родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!
Боец 2.
По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.
Боец 3.
На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу,
Я далеко, но я ещё вернусь.
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.
Учитель: А в тылу остались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, работали в поле, вставали к станкам. Тяжело было всем.
В те годы тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, подрывали эшелоны врага, кто-то вставал вместо отца к станку. Каждый приближал Победу как мог.
Но легко ли было тем, кто был ещё совсем мал и не мог воевать и работать?
Легко ли в 5 или в 10 лет пережить голод, холод и страх смерти?
Ребёнок, прошедший через ужасы войны, останется ли он обычным ребёнком? Кто возвратит ему счастливое детство?
На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Запомните имена юных героев, отдавших жизнь за победу! (перечисляются имена юных героев)
Учитель: После войны мир узнал не мало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941-го по январь 1944-го года, 900 дней и ночей, Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250 г хлеба, а служащим и детям по 125 г. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало всё население и даже дети!
Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще не совершала никакого героизма, её подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи…
Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…
Ученик.
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда,
Потрясает твой дневник.
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч утра 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.»
«Дядя Вася умер в 2 ч ночи 14 апреля 1942 г.»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30 ч утра 1942 г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Стихотворение «Это вновь не должно повториться» (читает ученик)
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
Это вновь не должно повториться!
Учитель: Свыше 20 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.
Ученик
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Учитель: Очень многих наших земляков ушло воевать. Великая Отечественная война прошла через каждую семью. Ведь и ваши прадедушки воевали, а ваши прабабушки своим трудом помогали устоять фронту.
(Ученики рассказывают о воевавших прадедах, демонстрируют их фотографии)
Учитель: 1418 долгих дней и ночей шла война. Казалось, ей нет конца и края. Но победа пришла.
Ученик
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,А травы будут зеленей.
Прошла война, ушла война,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда об это не забудем!
Пусть память вечную о ней хранят, об этой муке
И дети нынешних детей, и наши внуков внуки.
Учитель: День 9 мая знает весь мир. Как долго наши деды шли к этому дню! А когда пришли - изумились! Тихо… Как тихо стало на земле! Оказывается, ещё поют птицы и распускаются деревья…
Ученик 1
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты подарили всей планете
Великий Май, победный Май!
Ученик 2
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу, решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Ученик 3
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей Земли, от всей земли!
Ученик 4
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
Учитель: Наш праздник, посвящённый Дню Победы, подошёл к концу.
Спасибо всем! С ПРАЗДНИКОМ!