Патриотическое воспитание младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Патриотическое воспитание, Классный час «Поговорим о главном»

Классы: 1, 2, 3, 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (934 кБ)


Цель: Приобщить детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества через все доступные средства, формирующих: базис личной нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Задачи:

  • Формировать представление о нравственно-патриотических ценностях, умение отличать добро от зла.
  • Привлечь внимание ребёнка к самому себе, своему отношению к другим, своим поступкам, характеру. Побуждать желание стать лучше, добрее, внимательнее.
  • Воздействовать на душу ребёнка с помощью различных видов искусства.
  • Воспитывать у ребёнка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, деревне.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  • Воспитывать уважение к труду.
  • Формировать уважительное отношение к людям, чувства толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям.
  • Познакомить детей с символами, государствами (герб, флаг, гимн).
  • Расширение представлений о Москве - главном городе, столицы России, о городах России.
  • Развить чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  • Продолжать расширять знания детей о государственных праздниках.

Вопросы патриотического воспитания, нравственного развития, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной. Недостатки и просчёты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями.

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребёнка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет процесс патриотического и нравственного воспитания, органически вплетённое в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Особую актуальность приобретает вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно патриотическая идея, нравственное развитие является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики.

В работе по патриотическому воспитанию младших школьников необходимо учитывать психологовозрастные возможности и особенности.
Впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы - эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств в ходе приобщения к народной культуре.

Как отмечают исследователи, именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребёнка к прекрасному и нравственному - к глубинам народной культуры.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь­ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди­ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос­тойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане невозможно переоценить.

Так как в группе продлённого дня, дети проводят больше времени, то где, как не в ней можно способствовать развитию и совершенствованию у них патриотических качеств.

В течение всего года этой теме были посвящены многие внеклассные часы. С каждым занятием, дети усваивали всё больше и больше материала. Например, мы познакомились с некоторыми понятиями:

  • национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;
  • формирование национального самосознания - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
  • патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
  • многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;
  • воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
  • духовно-нравственное развитие личности- осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:

От них требуется:

  • «знать, что они граждане своей страны;
  • уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;
  • любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;
  • дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;
  • бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;
  • беречь своё человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;
  • помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;
  • творить в учёбе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству».

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

С момента, когда ребёнок пошёл в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, отношения между сверстниками.

В группе продлённого дня в свободное время можно уделить время лёгким диктантам. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности - соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещённые во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны».

Также рассматриваются вопросы и задания по изучению истории родного города, края, страны. Дети знакомятся с государственными символами России, узнают, что они означают, откуда появились. Желательно проведение классного часа на тему «Государственные символы». Далее детям предлагается придумать герб, флаг и девиз для своей семьи. Любовь к своей стране, к своему народу всегда неразрывно связана с любовью к своим близким и родным, поэтому детям предлагается создать родословную своей семьи. Обычно дети охотно знакомят своих одноклассников с историей своего рода, семьи, традициями и творчеством своих родных.

Возможно проведение мероприятий со следующей тематикой: «Они защищали Родину», «России доблестной сыны», «Памятники и памятные места нашей местности» и др. На такие мероприятия хорошо бы пригласить участников Великой Отечественной войны или тружеников тыла - родственников учащихся. При возможности уместно посещение местного краеведческого музея с организацией тематической экскурсии «Наш край в годы Великой Отечественной войны», а также школьного музея.

Русский язык как учебный предмет несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

В группе продлённого дня можно устраивать конкурсы рисунков «Изобразительного искусства». Самым благодарным материалом патриотического воспитания является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора), воспитательных (научить ребёнка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений, защищать и творить красоту, хотя бы на уровне детских возможностей), так и вырабатывать умения, навыки, необходимые в такой работе, будить так необходимое в жизни умение и желание трудиться, и трудиться красиво.

На дополнительных занятиях по «Окружающему миру» в 4 классе изучаются следующие темы: «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы истории Отечества», «Климат России». Эти темы говорят сами за себя. Цели уроков этого предмета: учить бережливому отношению к природным богатствам нашей Родины; прививать любовь к своему родному краю; учиться быть мужественными и отважными, как древние защитники Отечества, и стараться вырасти настоящими людьми.

Окружающий мир среди всех школьных предметов играет роль мостика между естественными и общественными науками, она универсальна, охватывает всю систему: природная среда - общество - человек.

На уроках, посвящённых Дню защитника Отечества школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев (Илья Муромец, Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В.Суворов и др.).

На классных часах: «Защитники Святой Руси», «Встань за веру, Русская Земля!», «Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства», «Щит военный, щит духовный», «Подвиг и его природа» - у учащихся формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству».

Преимущества внеурочной деятельности заключается в том, что она не ограничена временем и пространством (по сравнению с уроком). Содержание воспитательной работы не регламентировано учебными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно успешное формирование личностных качеств.