Технологическая карта урока по предмету "Литературное чтение" в 3-м классе. К.Г.Паустовский "Заячьи лапы"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: К.Г.Паустовский, К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»


Тип урока

Урок закрепления

УМК

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»

Цель урока

Развитие навыка продуктивного чтения на основе работы над произведением К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Планируемые образовательные результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Личностные:
- оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие личностной активности;
- развитие умения определять успешность выполнения своего задания.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие;
- умение работать в группе;
- умение составлять несложные монологические высказывания о героях;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные:
- формирование умения работать с текстом - овладение навыками выборочного, аналитического чтения;
- развитие умения составлять характеристику главных героев;
- развитие умения ставить вопросы к прочитанному.

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, клей, ножницы, маркеры), карточки самооценки, выставка книг К.Г.Паустовского, учебная хрестоматия (Часть 1, автор-составитель Л.А.Ефросинина)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся.
- Добрый день, ребята! Я предлагаю вам начать наш урок с упражнения «Доброта в ладошках». Давайте «соберем» в ладошки свою доброту и «передадим» соседу.

Приветствуют учителя и одноклассников: «собрав» в них свою доброту, «передают» его соседу, взяв друг друга за руки.

Личностные:
- стабилизация эмоционального состояния для вхождения в урок.
Коммуникативные:
- понимание эмоционального настроя других.

Актуализация знаний

Организует дидактическую игру-тест «Карусель».

- Для игры нужно разделиться на две группы. На столе 1-й группы лежит квадрат красного цвета, а на столе 2-й группы - зеленый. Первая группа становится в круг спиной друг к другу (в руках ребят вопросы), а вторая группа встает лицом к первой группе ребят. По сигналу (колокольчик) начинаем движение по кругу до следующего сигнала. Остановившись друг напротив друга, читаем вопрос, который в руках у ребят внутреннего круга и отвечаем на него шепотом. Продолжаем движение по сигналу и т.д.
Вопросы для игры «Карусель»
1. Где происходили события, описанные в рассказе?
2. Когда случился пожар в лесу?
3. Как звали внука?
4. Кто принес зайчика из леса?
5. Как звали врача, спасшего зайчишку?
6. Кто поддержал Ваню после отказа ветеринара помочь?
7.Почему дед Ларион обрадовался, встретив зайца во время пожара?
8.Что могло быть причиной пожара?
9. О какой провинности говорил дед автору?

Играют в игру, отвечая на вопросы.

Коммуникативные:
- умение слушать и понимать речь других.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
- выполнение действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Ставит проблемный вопрос. Просит подумать и ответить.
- Что такое доброта?
Доброта - чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку (словарь Ожегова).
Пробуют ответить на поставленный вопрос учителя.
- Почему для людей добрые слова и поступки имеют ценность?
- Можно ли назвать драгоценным это качество?
Высказывают свое мнение.
Отвечают на вопрос учителя.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся

Предлагает назвать тему урока и поставить учебные задачи.

Сегодня мы продолжим работу над произведением «Заячьи лапы», с которым познакомились на прошлом уроке. Мы с вами уже говорили, что рассказ «Заячьи лапы» учит нас доброте, любви и бережному отношению к природе. Назовите автора этого произведения.

Называют автора произведения.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью строить ответ.

- Какие учебные задачи мы поставим на сегодняшний урок? Предполагают, какие учебные задачи могут быть на уроке.
Формулирует учебные задачи, которые подходят к уроку.
Учебные задачи:
- учиться отвечать на вопросы с помощью чтения текста (выборочное, аналитическое);
- учиться строить высказывание;
- учиться работать в группе;
- учиться составлять характеристику героев;
- учиться определять успешность выполнения своего задания.
Слушают учителя.
- Посмотрите на доску. Подумайте и выберите наиболее точный ответ, о чем этот рассказ?
Это рассказ о зайце.
Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре.
Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.
Выбирают наиболее подходящее высказывание.

Предлагает составить синквейны:
«Заячьи лапы»
Трогательный, интересный
Повествует, увлекает, описывает
Волнение за судьбу зайчишки.
Рассказ К.Г.Паустовского

«Заяц»
Маленький, обессиленный
Лежит, боится, стонет
Опалил лапки в лесном пожаре.
Трагедия

Составляют синквейны.

Работа по теме урока Организует работу в группах (4-5 уч.).
- Предлагаю разделиться на группы для работы. Подойдите к столу и выберите себе любую часть пазла, сложите пазлы и по цветовому оформлению прошу занять места в командах.
Озвучивает название каждой группы. Расставляет карточки с названием групп на столы.
1-я группа «Ларион»
2-я группа «Помощник»
3-я группа «Рваное ухо»
4-я группа «Журналисты»
Поясняет, как ученики будут работать в группах.
Предлагает выполнить все задания, которые находятся в разноцветных кейсах.

Личностные:
- выражение личностной активности;
- осознание собственного мотива учебной деятельности и личностного смысла учения.
Коммуникативные:
- сотрудничество в поиске ответов на задания;
- умение слышать и понимать мнение других.
Регулятивные:
- анализ информации;
- умение обобщать и делать выводы.

Кейс 1 «Выборочное чтение» (зеленые карточки).
1-я группа «Ларион»
«Найти отрывок, в котором рассказывается о том, как дед Ларион выходил из горящего леса».
2-я группа «Помощник»
«Найти отрывок в тексте о том, как Ваня пришел к ветеринару».
3-я группа «Рваное ухо»
«Найти отрывок о том, как Ваня нес зайца домой»
4-я группа «Журналисты»
«Найти отрывок о встрече с врачом Карлом Петровичем»
Работают в группах. Ищут отрывки, соответствующие заданиям.

Кейс 2 «Аналитическое чтение. Характеристика героя» (голубые карточки)
- Какие качества характеризуют героя? Создайте кластер с характеристикой героя Вам нужно выбрать подходящие слова и наклеить их на заготовленный шаблон кластера.
• злой, равнодушный, невоспитанный, грубый, жестокий
• любопытная, душевная, жалостливая, добрая
• беспокойный, выносливый, добрый, шустрый, терпеливый, заботливый, упорный
• нервный сердитый, раздражённый, но добрый
• интеллигентный, строгий, добрый, образованный
• робкий, добрый, отзывчивый

Обращается к группе «Журналисты» с предложением придумать «толстые» вопросы, которые они бы хотели задать главным героям рассказа (по 2 вопроса записать на специальных листах круглой формы).
Во время работы осуществляет помощь.

Предлагает выполнить отчет о проделанной работе по заданию.

Выполняют задание.
Выбирают одного человека, который представляет результат коллективной работы своей группы.
Показывают кластеры.

Физкультминутка

Учитель подходит к одной из групп и предлагает всем группам настроиться на успешную работу и зарядиться доброй энергией.
Вместе не трудно (руки вверх)
Вместе не тесно (руки в круг)
Вместе легко (руки в стороны)
И всегда интересно (аплодисменты).

Зарядка для глаз
1.Сядем удобно, улыбнемся. Быстро-быстро поморгаем глазками, как будто это крылышки бабочек (10 сек).
2.Закроем глаза и попробуем медленно нарисовать 8-ку. Сначала рисуем с нижнего левого угла вправо. Затем в противоположном направлении. Глаза не напрягаются.
3.Не наклоняя головы, посмотрите вниз, постарайтесь заглянуть под подбородок.
4.А сейчас представьте, что вы в лесу. Поднимите головы, взгляните на верхушки деревьев. Вдохните свежий воздух.

Повторяют слова и выполняют движения в группе (ребенок-тьютор-помощник в каждой группе).
Кейс 3 (учитель может дать свои вопросы, ответы на которые требуют размышлений).
Группа «Журналисты» задает каждой группе «толстые» вопросы о герое, в соответствии с названием группы.
Задают вопросы.
Отвечают на вопросы.

Подведение итогов

Просит ответить на вопрос.
- Что общего в характере героев - дед Ларион, Ванька, врач, бабка Анисья?
- Да, вы правы. У них присутствует такая черта характера, как отзывчивость и доброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого-нибудь в долг. Добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, благодарность.

Личностные:
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев.

Подводит детей к ответу на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

- Все ли задачи нам удалось решить на нашем уроке?

Отвечают на проблемный вопрос.

Домашнее задание

Создает эмоциональный настрой. Озвучивает задание для каждой группы.
- Сегодня я предлагаю каждой группе выполнить свое домашнее задание. Все задания творческие и очень интересные. Надеюсь, они вам очень понравятся.
Домашнее задание по выбору:
1.Приготовь рассказ о том, какое доброе дело ты сделал. Какую помощь оказал тому, кто в ней нуждался.
2.Напиши благодарственное письмо Ване.
3.Сделай зарисовку эпизода, который особенно тронул тебя.
4.Составь кроссворд по тексту.

Слушают домашнее задание и записывают его в дневник.

Просит обратить внимание детей на выставку книг. Рекомендует их прочитать.

Благодарит учащихся за работу.

Слушают учителя.

Рефлексия

Предлагает заполнить Лист самооценки.
- Заполните Лист самооценки, выбрав ответ.

- Предлагаю вам написать пожелания людям от имени зайчиков (желтый лист - зайчик)

Работают с Листом самооценки.

Коммуникативные:
- способность выражать собственное мнение.
Регулятивные:
- оценка результатов деятельности;
- умение адекватно оценить свое состояние и настроение.

Приложение 1