Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к духовно-нравственным ценностям в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Поэтому формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников на современном этапе общества приобретает особую актуальность и значимость.
В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей духовно-нравственные качества такие как милосердие, сострадание, уважение к старшим. Эти качества позволят детям в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации.
Целью педагогической работы является:
- приобщение детей к истокам православной культуры;
- формирование конструктивного отношения к миру, людям и себе;
- формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников.
Для достижения данной цели по формированию духовно-нравственных ценностей дошкольников были поставлены следующие задачи:
В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
- Сформировать в детях способность сопереживать.
- Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
- Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
- Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
- Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.
Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:
Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» - важности семьи, «Цветик-семицветик» - жертвенности, «Чук и Гек» - любви к труду и родине и т. д.
Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.
Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.
Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности, переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей. Работа с родителями по нравственному воспитанию детей проводится через родительский уголок, куда помещается материал о народных праздниках, о народных традициях.
Такая работа помогает наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.
Воспитание духовно-нравственных представлений - дело не одного дня и даже не месяца. Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.