Цифровизация образовательного процесса. От урока до внеклассного мероприятия

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В настоящее время наряду с традиционными формами обучения возникла необходимость в новых методах и формах. Использование цифровых инструментов и интернет-технологий стало неотъемлемой частью педагогического процесса.

Существует множество способов работы с информацией в эпоху цифровизации:

  • Гугл инструменты
  • TED-Ed
  • Screencast
  • Инфографика
  • Learning Apps
  • Timeline
  • Дом 365 (Moodle)
  • Zoom
  • Якласс
  • Padlet
  • Coreapp.ai

Мы хотим рассказать о некоторых инструментах, которые применяем в своей работе чаще всего:

1) Гугл инструменты.

Часто на уроке и внеклассных мероприятиях мы используем гугл презентации.

Также активно пользуемся гугл документами. Преимущество гугл документов состоит в том, что при дистанционном обучении можно организовать групповую, парную работу, а также выполнение домашних заданий. Для этого создается документ WORD, генерируется ссылка и студентам передаются права редактора. После этого каждый из них может работать в этом документе.

Остановимся подробнее на гугл формах. С их помощью мы проводим: опросы, дифференцированные зачеты. Пример можно посмотреть по ссылке:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdr0MaDoy57vfIwXGkIhtu3jjY3XzXahPLi866-hAkxhp106A/viewform?usp=sf_link

Кроме этого гугл формы позволяют проводить олимпиады различного уровня (есть возможность разместить аудио и видеоматериалы, текстовые вопросы, изображения). Нами была проведена республиканская олимпиада по английскому языку с международным участием. Пример олимпиадных заданий можно посмотреть здесь:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeiy2okTxoqTN0rF3MeGBTWS1M63PxiRY1Wy7forlYqgktSFA/viewform?usp=sf_link

Внеклассные мероприятия. «Миры Толкиена» - республиканская интеллектуально-развлекательная игра, состоящая из двух этапов - викторины и творческого задания. Вопросы викторины можно найти по ссылке на гугл формы:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfI0VmNQ4-Eg7Diqws-rH8geuC65KrrmJOwKG-Ngv-n5KsiIw/viewform?usp=sf_link

2) Screencast - это видео объяснение, которое используется для предъявления необходимого материала.

Его можно использовать как при очном обучении, так и при дистанционном. На первый взгляд кажется, что ресурсов в сети очень много. Но если начать подбирать что-то подходящее, оказывается сделать это не так уж просто. И даже если что-то подобрали, то зайдя через некоторое время мы можем обнаружить что использование контента стало платным. Или видео просто удалено. Оно перестало быть доступными. Поэтому создание своих роликов представляется ценным.

Для того, чтобы сделать видеоролик, нужно подготовить материал в виде презентации и записать озвученный видеоурок, используя Веб-сервис Screencast-o-matic. Мы можем использовать веб-камеру, изображение с нее будет располагаться в уголочке экрана, создавая для зрителя эффект присутствия лектора.

Такие видеоролики можно хранить в компьютере или гугл диске, Яндекс диске и т.д.

https://drive.google.com/file/d/12OAzec579DDuNIYaJ9ZxZCx1bWjh-X4t/view?usp=share_link

3) Learning Apps - конструктор интерактивных заданий. Предназначен для создания

интерактивных упражнений. Можно использовать готовые упражнения по различным темам и предметам, а также создать свои.

Мы используем их на уроках для повторения материала в игровой форме, на внеклассных мероприятиях при проведении викторин, а также включаем в уроки на портале Дом 365.

https://learningapps.org/view8613706

4) Дом 365- это образовательный портал в системе дистанционного обучения Moodle. Мы можем подготовить и провести полноценный урок со всеми его этапами. Есть возможность запрограммировать так ход урока что выполнять все задания придется последовательно, и нет возможности выполнить контрольное задание, не пройдя все этапы урока.

В системе Moodle существует возможность увидеть все действия студента (сколько времени выполнялось задание, все ли элементы урока пройдены, как выполнены задания и т.д.)

https://drive.google.com/file/d/14f2Wi3ggAZO9ejPBULSJF3t0kEDAIBFD/view?usp=sharing

5) Zoom - программа для организации видеоконференций.

Мы используем ее не только для проведения дистанционных уроков, но также и для внеклассных мероприятий. Например, это было актуально в то время, когда были запрещены мероприятия с большим количеством участников. Нами был проведен фестиваль иностранной песни «Big Hits Show» онлайн. Выступления участников из актового зала транслировались в кабинеты, где находились зрители. Также в Zoom мы провели республиканские театрализованные литературные чтения на иностранных языках «Cool readers» с международным участием. Это мероприятие стало традиционным.

Исходя из нашего опыта работы, мы можем сделать вывод, что применяемые нами цифровые инструменты приносят свои результаты на уроках и внеклассных мероприятиях.

Они позволяют эффективно организовывать:

  • групповую и самостоятельную работу на уроке и дома;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес к урокам;
  • активизируют познавательную деятельность учащихся;
  • развивают творческий потенциал учащихся;
  • осовременивают урок.

Также цифровые инструменты помогают преподавателю провести интересный урок, а учащимся успешно усвоить материал.