В жизни каждого человека большую роль играет его воображение. Воображение - это инструмент, с помощью которого человек планирует и управляет своей деятельностью. Вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творчества и воображения людей. Кроме того, воображение играет огромную роль в развитии и совершенствовании человека. Воображением человек выходит за пределы своей повседневности, открывает для себя будущее и напоминает о прошедшем. Специфику воображения тесно связывают со всем, что мы знаем о мире.
Воображение, конечно, может создавать все новые комбинации, но первоначальные истоки, из которых эти сочетания строятся, берутся из реальной жизни. Можно сказать, что основа воображения - это впечатления от действительности, и чем более разнообразен опыт людей, тем шире возможности для развития воображения у человека.
Воображение - это творческий процесс, в котором происходит отражение жизни человека. Образы восприятия и памяти подвергаются дальнейшей переработке, в результате возникают новые образы, созданные воображением.
Проблема формирования детского воображения является актуальной, так как этот процесс неразрывно связан с любыми формами творческой деятельности человека и поведения в целом.
Исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, В.А.Крутецкого Н.С.Лейтеса, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина показали, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения дошкольниками нового материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей значений, так же способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в детском учреждении.
Многие психологи, педагоги и психологи, занимающиеся дошкольным детством, отмечают взаимосвязь игры с детским воображением (К.Д.Ушинский), Д.Б.Каптер, Ж.Пиаже, Г.Г.Фрейд, Ж.Пиаже, Ж.Пиаже, Ж.Пиаже, Ж.Пиаже, Ж.Пиа. Однако до сих пор остается спорным один из самых фундаментальных и важных вопросов в детской психологии - это вопрос о том, как сочетаются игра и воображение. Психоаналитическая теория утверждает, что игра - игра - это продукт воображения. Игра представляет собой фантастический мир, в котором открываются и символизируются вытесненные, неудовлетворенные желания.
Воображение понимают так же специфично: между воображаемым и реальным миром нет связи, между ними непреодолимый барьер; ребенок строит свой фантастический мир изолировано от реальной жизни.
Исследование психологов показало, что в играх и в изобразительном искусстве, а также при восприятии сказок ярко проявляется реализм детского воображения. Возможность создать что-то новое, необычное закладывается еще в раннем детстве, когда развиваются высшие психические функции, такие как воображение и мышление. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание ребенка в возрасте от 4 до 12 лет. Этот период является сензитивным.
Воображение 6-летнего ребенка позволяет ему воспринять как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Без развития воображения не может творить ни художник, ни ученый. Необходимо воображение и детям, готовящимся идти в школу. Ведь обучение было бы невозможно, если бы дети по рассказам и объяснению учителя не смогли себе представить себе ни героев, ни событий, которых они никогда в жизни не наблюдали. Воображение не только помогает ребенку в обучении, но и делает его мир более ярким и интересным.
В своей работе, для формирования творческого воображения у детей, основываюсь на системе поэтапного обучения по методике Е.Е.Сапоговой «Азбука воображения» В процессе наших игр, активизируется мыслительная деятельность и стимулируется речь, что так же важно для детей с ОНР.
Упражнения с воображением необходимы для развития творческих способностей ребенка. Именно в дошкольном возрасте воображение является одним из важнейших этапов в усвоении общественного опыта, а не только знания о нем. Воображение дает ребенку возможность осваивать окружающий мир в игре.
Воспитание воображения - это одновременно и воспитание мышления.