Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

Развитие ребенка дошкольного возраста значительно отличается от развития воображения взрослого человека. Изначально может показаться, что воображение детей дошкольного возраста ярче и живее, чем у школьников и взрослых. Однако мы можем указать на ошибочность этого утверждения, поскольку живость и яркость образов не равносильно богатству развития воображения, поскольку, как подчеркивалось ранее, воображение базируется на основе имеющегося опыта, который у детей дошкольного возраста еще весьма небогат, и ребенок нечасто может отличить реальное от нереального в силу неразвитости критичности мышления.

В работах большинства отечественных авторов подчеркивается роль образов в функционировании воображения. Так, Л.С.Выготский писал: «…привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, ранее не существующий образ, составляет, как известно, саму основу той деятельности, которую мы называем воображением». Ученый также отмечает, что деятельность воображения зависит от опыта, который в детском возрасте складывается и растет постепенно, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Также оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности.

Любой период развития ребенка характеризуется тем или иным ведущим видом деятельности. Как свидетельствуют данные возрастной психологии, для детей дошкольного возраста ведущим является игровая деятельность, в которой ребенок развивается как эмоционально, так и физически, духовно и нравственно. Изучая развитие воображения, О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкая отмечают, что, на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований: «Это, прежде всего, воображение и символическая функция, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим».

Игра не является единственным видом деятельности, которая влияет на формирование воображения дошкольника. Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является направленность на создание того или иного продукта - рисунка, конструкции, аппликации. Но каждый из этих видов деятельности требует владения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие ребенка и его воображение в частности. В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие функции воображения переходит от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

«Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального социального пространства в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты».

Овладевая действиями игры и изобразительной деятельности, ребенок одновременно осваивает произвольную сторону воображения, а также действия замещения. Также постепенно ребенок осваивает собственно человеческий знаково-символический мир - прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково-символическое пространство, где доминируют образы воображения. В.С.Клименко пишет, что «современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка», развитию его лучших качеств, в том числе формирование самостоятельности и воображения.

На первых годах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших - выполнение взятой на себя роли. В процессе развития воображения у дошкольников дети начинают опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ними в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

В четыре-пять лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Л.С.Выготский пишет, что «каждому периоду детства свойственна своя форма творчества».

В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Еще один вид продуктивной деятельности дошкольника, который играет огромную роль в формировании воображения, - это конструирование. В раннем детстве уже проявляются попытки конструирования, но оно еще не выделяется в самостоятельную деятельность. «Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря наличию в детской жизни разнообразных дидактических пособий и игрушек. Современные дети создают различные модели и конструкции из строительного материала, деталей конструктора, изготавливают поделки из бумаги, различного природного материала (ветки, шишки, желуди, солома, катушки, коробки и т.п.); в последнее время появилось компьютерное конструирование».

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его жизни ранее. Получение чего-то нового в результате деятельности своего воображения позволяет открыть ребенку мир с другой стороны. Воображение дошкольника имеет некоторые особенности выраженности в зависимости от возраста ребенка. Л.С. Выготский писал, что «каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок».

Дошкольники 3-5 лет создают образы на основе некоторых элементов реальности, которые становятся центральной частью нового образа. В дошкольном возрасте заметно снижается продуктивное воображение, поскольку дети активно усваивают нормы и правила социума. В 6-7 лет дошкольник по-новому строит воображаемые образы. Здесь реальные элементы занимают лишь второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам. В формировании воображения дошкольников пяти-шести лет присутствует особенная черта. У них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Воображение дошкольника работает непроизвольно. Ребенок может начать фантазировать в любую минуту и в процессе не отделять реального от воображаемого. Чаще замысел в процессе воображения возникает лишь после действия. Ребенок в отличие от взрослого не стремится реализовать свои мечты в реальности. Еще Л.С.Выготский писал о том, что «интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого». Процесс воображения у дошкольника существует лишь ради самого процесса воображения. Дошкольника привлекает процесс воображения как создание новых ситуаций, персонажей, событий, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Теперь ребенок-дошкольник фантазирует не только опираясь на реальные предметы, но и на слово, словесные выражения. Возрастает словесное выражение своих фантазий, тесно связанных с развитием речи в данном возрасте. Воображение дает ребенку свободу от реальности. Дошкольники при помощи воображения видят ситуацию с разных сторон. В своих работах Л.С.Выготский пишет, что «ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует». Лишь постепенно ближе к шести годам проявляется произвольность, которая связана с развитием умения создавать замысел и планировать его достижение.