Конспект урока по математике «Измерение времени»

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: УМК «Начальная школа XXI века»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


УМК: «Начальная школа XXI века».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для развития умений измерения времени.

Задачи:

  • Способствовать формированию умений определять время на часах.
  • Совершенствовать умение работать с единицами измерения времени.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать познавательную активность, интерес к математике.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные;
  • наглядные;
  • практические;
  • словесный;
  • самостоятельная работа;
  • творческий.

Личностные УУД:

  • воспитывать бережное отношение ко времени, прививать навыки по воспитанию взаимопомощи.

Метапредметные УУД:

  • развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь;
  • развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).

Предметные УУД:

  • систематизировать знания учащихся о времени как величине, о единицах времени;
  • закреплять умения выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия;
  • решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.

Планируемые результаты:

  • повышение активности учащихся на уроке;
  • улучшение результатов обучения;
  • использование учащихся приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Оборудование: учебник математика Рудницкая В.Н. 3 класс, мультимедийная презентация, карточки для групповой и парной работы, интерактивная панель.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

- Садитесь.
- Проверьте все ли у вас готово у уроку?

- Приветствуют учителя.
- Проверяют готовность к уроку.

Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место.

II. Устный счет

Математический диктант
Чему равно произведение чисел 7 и 4?
Число 6 увеличьте в 4 раза.
Делимое 28, делитель 4. Чему равно частное?
Первый множитель 8, второй 5. Чему равно произведение?
Число 24 уменьшите в 3 раза.
Неизвестное число увеличили на 5 и получилось 15. Чему равно неизвестное число?
- Сумму чисел 6 и 6 разделили на 3.
15 роз надо поставить в 3 вазочки поровну. Сколько роз будет в каждой вазочке?
- У Оли 16 марок, это на 8 меньше, чем у Миши. Сколько марок у Миши?

Записывают в тетрадь полученные результаты.
28
24
7
40
8
10
4
5
24

Проявлять положительное отношение к урокам математики.

Выполнять устные действия над числами.
Принимать активное участие в работе.

III. Актуализация знаний

Работа по прошлой теме: «Умножение на однозначное число». Стр. 72 № 21 (1,2 столбик)

Работают два ученика у доски, остальные в тетради.

Ориентироваться в системе знаний.
Применить полученные знания на практике.

IV. Постановка учебной задачи

Загадка (Часы) Для чего нужны час? (Определять время)
- Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно.
- Ребята, скажите, что такое время? Как вы понимаете это слово?
ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
ВРЕМЯ - понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.
ВИДЕОПРОБЛЕМА (РЭШ)
- В чем измеряется время?
Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока? - Какие задачи на урок вы перед собой поставите?

Отвечают на поставленные вопросы.
Тема: "Измерение времени".
Задачи:
1) узнать что такое время;
2) вспомнить единицы измерения времени; Научиться определять время по часам.

Постановка ученой задачи на основе соотнесение того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V. Открытие новых знаний

Из данных единиц выберите и назовите единицы времени:
метр, час, килограмм, минута, сутки, сантиметр, литр, секунда, год, дециметр, квадратный метр, век, грамм, месяц

Назовите самую крупную единицу измерения времени. (Век)
А следующую…(Год) Сколько месяцев в году?

№3 (стр. 69) Назовите их по порядку и число дней в каждом месяце
Какие единицы измерения времени меньше, чем сутки? (Час, минута, секунда)
Как обозначаются единицы измерения времени? (ч, мин, с)
- Посмотрите сейчас на свои столы, у вас у каждого есть карточка «Единицы измерения времени».
- Прочтите внимательно задание. Что вам нужно сделать?
Карточки «Единицы измерения времени» (парная работа).
Задание: Соедините стрелочками и восстановите последовательность в порядке возрастания.

1 год
1 сутки
1 час
1 минута
1 неделя
1 месяц

60 минут
24 часа
30, 31, 28, 29 суток
7 суток
12 месяцев
60 секунд

Отвечают на поставленные вопросы.

Работа в парах по раздаточному материалу.

Применять полученные знания на практике.

Ориентироваться в учебнике.

Воспроизводить по память информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Высказывать свое мнение при обсуждении задания

VI. Физминутка

А часы идут, идут: Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так? Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)

Выполняют соответствующие движения.

VII. Первичное закрепление изученного

№4 (стр. 69)
- В каком веке мы живем?
- Каким по счету будет следующий век?
- С какой даты он начинается?
- В каком веке жил поэт А.С.Пушкин?
- В каком веке жил космонавт Ю.А.Гагарин?
№ 5 (стр. 69) Может ли человек жить больше века? А больше двух веков?
№6, Правило + № 7
Работа в группах. Соедини разные варианты обозначения времени.

Отвечают на поставленные вопросы.

Работа в группах по раздаточному материалу.

Высказывать свое мнение при обсуждении задания

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного знания.

Применять полученные знания на практике.

Применяют умение работать в группах и в парах.

Интерактивное задание. Сопоставь электронные часы и написанное словами время.
https://wordwall.net/ru/resource/38603127/время

Работа на интерактивной панели.

Самостоятельная работа тест: «Единицы измерения времени».

1. С какой величиной работали?
А) масса
Б) время
В) длина
2. Что не является единицей измерения времени?
А) метр
Б) секунда
В) год
3. Самая крупная единица времени?
А) час
Б) минута
В) год
4. Какое из утверждений верное?
А) час - это 60 минут
Б) в году 12 месяцев
В) сутки - это 12 часов
5. В каких утверждениях есть ошибки?
А) летние месяцы: август, сентябрь, октябрь
Б) зимние месяцы: декабрь, январь, февраль
В) времена года: зима, весна, лето, осень

Критерии отметки:
- без ошибок - отлично
- 1 ошибка - хорошо
- 2 ошибки - удовлетворительно
Взаимопроверка по эталону. Самооценивание.
Резерв: с.т.34 № 109, 110, 111.

Выполняют самостоятельную работу - пятиминутку.

VIII. Итог урока

- Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами.
- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги.
- Над какой темой сегодня работали на уроке?
- Вспомните задачи, которые вы ставили перед собой в начале урока.
- Смогли ли вы достичь той задачи, которую перед собой ставили на урок?
- Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
- При выполнении какого задания у вас возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы.

Ориентироваться в системе знаний.
Умение соотносить цель и результаты своей деятельности

IX. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.
- Ребята, у вас у каждого есть «Карточка настроения».
- Раскрасьте циферблат цветным карандашом:
Зелёный - было очень интересно и познавательно на уроке;
Красный - не понравился урок, было скучно;

Выставление отметок учителем.

Раскрашивают карточку.

Умение оценивать собственную деятельность на уроке.

X. Домашнее
задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Открывают дневники записывают домашнее задание.