«Стоит только внимательнее приглядеться к языковому развитию детей,
чтобы стало ясно, что подражание у них сочетается с самым пытливым
исследованием того материала, который предлагают им взрослые»
Из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»
Одним из основных инструментов для развития речи являются игрушки, бытовые предметы, позднее в ход идут книги с чудесными картинками. И, конечно, важен подход взрослых, их интерес, которым они щедро заражают ребёнка. Взрослый как бы презентует новинку, помогая увидеть и узнать возможности новой игрушки, познакомиться с захватывающим сюжетом, если это книга, прочувствовать новые эмоции, если это игра.
Мы продолжаем говорить о том, что ребёнок - это зеркало родителей. Формирование внимания малыша начинается с поведения, логики поступков в его окружении, привычек при общении. Дети вырастают, но в ответной реакции при взаимодействии с окружающими неизменно проявляются родительские установки. Как это можно наблюдать?
Предлагаю вашему вниманию несколько ситуационных зарисовок, в которых имена героев и обстоятельства изменены.
А.А. громко говорит по телефону в общественном транспорте. На просьбу говорить тише, молча смотрит с непониманием. Вместо исправления призывает окружающих к вмешательству и стыдит человека, который сделал замечание. Позднее ребёнок А.А. громко спрашивает, слушает без наушников мультфильм на высокой громкости. А.А. непоследовательно аргументирует, что «ребёнок маленький…вам что жалко».
Б.Б. приводя ребёнка в сад, никогда не здоровается с сотрудниками, однако от ребёнка каждый раз это требует. Ребёнок не здоровается по собственной инициативе, только по алгоритмы - после требования взрослого.
В.В. просит ребёнка не наступать на свежепокрашенный бордюр, отмечая труд людей и красоту выполнения.
Подводя промежуточный итог нашего наблюдения, мы говорим о том, что внимание к речи, целесообразности реакций в заданных обстоятельствах, отталкивается в первую очередь от семейного уклада и сознательности взрослых и ближайшего окружения детей.
Отличной мерой для поддержания внимания, развития речи, пропаганды чтения, создания семейных традиций и формирования нового объекта для подражания являются литературные чтения. Они могут варьироваться от чтения по ролям, до иллюстрирования понравившегося рассказа, создания домашней театральной постановки.
В качестве «хорошо забытого» может подойти старый добрый диафильм.
Просмотр диафильмов - это целый ритуал, это особая форма общения с детьми. Когда ребенок смотрит мультфильм, то обычно родители его сажают перед экраном и уходят по своим делам. А ребёнок «общается» с телевизором. Когда же родители включены в просмотр сказочной истории вместе с детьми, создаётся волшебная театрализованная атмосфера в уютной и тёплой компании, где темп смены картинок можно регулировать в зависимости от восприятия ребёнком новой информации и дети будто перелистывают большую разноцветную книгу…Как же можно использовать диапроектор для решения многих задач, связанных с речью детей, развитием познавательной деятельности, тренировки навыка чтения и воспитания интереса к освоению читательских умений?
Удобно, что помимо сказочных сюжетов, есть целые серии, знакомящие детей с определёнными понятиями в рамках одной лексической группы. Например, цель диасерии «Домашние животные» - воспитывать у детей интерес и любовь к животным, желание ухаживать за ними; расширять и систематизировать представления о домашних животных: живут рядом с человеком, он заботится о них, кормит, создает необходимые условия для жизни; животные очень доверчиво относятся к людям и привыкают к ним; общение с животными дарит людям радость, делает добрее, лучше.
Многие диафильмы и диасерии раскрывают такие нравственные понятия, как честность, справедливость, героизм, дружба и др.
Ежегодно большими тиражами выходят диафильмы-экранизации по произведениям С.Маршака, К.Чуковского, С.Михалкова и других детских писателей, по мотивам русских народных сказок и сказок других народов.
Выпускаются диафильмы и диапозитивы в цветном и черно-белом исполнении. Они помогают педагогам решать самые различные задачи: сообщение новых знаний и закрепление имеющихся, активизация словаря детей, формирование познавательных процессов, развитие воображения, умения творчески перерабатывать информацию и др.
Одним из наиболее ярких и интересных приёмов работы является составление детьми рассказов по отдельным кадрам, знакомым литературным произведениям. После появления фрагмента истории дети могут вспомнить дальнейший сюжет или пофантазировать о дальнейшем ходе событий, если происходит первое знакомство.
Диафильмы для детей стимулируют:
- речь, потому что диафильм можно обсудить в процессе просмотра,
- воображение ребенка, потому что крупные красочные картинки (крупнее, чем в книгах) не меняются с бешеной скоростью.
- память и внимательность ребенка, потому что нужно отследить развивающийся сюжет.
- стремление к чтению, потому что текста там немного, но он есть и написан крупно и комментирует изображение.
- доверительные взаимоотношения с родителями, потому что нет ничего безмятежней, чем сидеть с мамой и папой в темноте, слушая историю, рассказываемую их голосами.