Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе. Тема: «Лес и человек»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, лес


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
    • познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;
  • Развивающие:
    • развивать монологическую речь учащихся;
    • развивать познавательный интерес к предмету;
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважение и любовь к природе;
    • воспитывать культуру поведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование знаний о роли леса в природе и жизни людей;
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уметь определять свое отношение к миру;
  • находить противоречия между природой и деятельностью человека, предлагать способы их устранения;

Метапредметные:

  • Регулятивные:
    • самостоятельно формулировать учебные задачи, цели урока;
    • совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему, оценивать и определять степень успешности выполнения своей работы и других учащихся;
  • Познавательные:
    • осуществляют смысловое чтение, используют знаково-символические средства для решения учебных задач;
  • Коммуникативные:
    • проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Личностные: сознают ответственность человека за общее благополучие.

Образовательные технологии: технологии образовательного обучения, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку «Лес и человек», презентация для физкультминутки, учебник для 4 класса Ч. 1. Плешаков А.А. «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику, раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Психологический настрой на урок
  3. Актуализация знаний
  4. Динамическая пауза
  5. Сообщение темы и целей урока
  6. Работа по теме урока
  7. Включение нового знания в систему знаний.
  8. Физкультминутка
  9. Включение нового знания в систему знаний
  10. Подведение итогов урока
  11. Рефлексия
  12. Домашнее задание

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК

Слайд 1 (фото Леса)

Прозвенел звонок для нас все зашли спокойно в класс.
Стали все у парт красиво поздоровались учтиво.
Тихо сели спинки прямо. Вижу класс наш - хоть куда.
Мы начнем урок друзья. Будем отвечать активно
Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

Учитель: Дорогие ребята! На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Кто мне напомнит, с какой темой мы познакомились на предыдущем уроке?

Дети: мы познакомились с темой «Леса России».

И сейчас в ходе блиц-опроса мы вспомним пройденный материал.

Будьте внимательны.

Слайд 2 на фото

  • Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)
  • Назовите дерево. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые (Сосна)
  • Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
  • Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
  • Какое дерево является символом России? (Береза)

Ребята, мы с вами вспомнили материал, который проходили.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

(Звучит аудиозапись звуков леса.)

- Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?

Дети: Наша тема будет связана с лесом.

Послушайте отрывок стихотворения.

Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладеть тоской
Побудь в лесу на солнечной поляне
Он все печали снимет, как рукой.
Я славлю чудо из чудес -
Красу земли - зелёный лес!

О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

Слайд 3. Фото темы, распечатать

Учитель: Правильно, и какая же у нас тема сегодняшнего урока?

«Лес и Человек».

Сегодня на уроке мы побываем в роли исследователей.

Для этого мы должны поставить цели, и сейчас мы их постараемся определить:

Слайд 4 (фото) распечатать

Цели:

  • роль леса в природе и жизни людей,
  • обратить внимание на экологическую проблему - уничтожение лесов,
  • будем учиться любить и беречь природу родного края.

Что мы будем делать для достижения этих целей?

Слайд 5

Учитель: А девизом нашего урока будут слова Н.И.Сладкова «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить - ее надо знать».

Слайд 6

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Давайте с вами определим роли леса в жизни человека:

  • Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха»).
  • А почему лес - аптека? (открывается вторая карточка - «аптека»).
  • В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).
  • А как лес может обогреть человека?
  • Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).
  • Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
  • А что у вас на столах изготовлено из дерева?
  • Для кого еще лес является домом?
  • Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).
  • Чем является лес для воздуха?
  • Чему еще лес является защитником? Открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв».
  • Как лес защищает водоемы?

Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Парная Работа (карточки)

Давайте для закрепления данной информации, поработаем на карточках. Перед вами лежат карточки с вопросами, ответьте пожалуйста на данные вопросы, при завершении работы, обменяйтесь пожалуйста работами, и при неправильном ответе ставьте вопросительный знак, положительный ответ знак плюс.

Слайд

Значение леса

1. Дом для растений, грибов, животных

2. Защитник водоемов, воздуха, почв

3. Место отдыха

4. Источник воды и пищи

5. Аптека

6. Источник топлива (обогреет)

7. Источник древесины

IV. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОХРАНА ПРИРОДЫ В ЗОНЕ ЛЕСОВ

Слайд 7

- Ребята, как вы думаете, существуют ли проблемы в зоне лесов?

- Одна из проблем - это вырубка лесов.

Если раньше лес вырубали по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются страшные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!

- Как вы думаете, какие еще проблемы связаны с лесом? (лесные пожары, свалка мусора, незаконная охота и др.)

- Верно, это незаконная охота, браконьерство.

Человек издавна охотился на животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но уничтожалось не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные занесены в Красную книгу, находятся под особой охраной. Хотелось вам показать этих животных и растения.

Слайд 8

В Красную книгу занесены:

  • жуки - жук - коростель, дровосек реликтовый, жук - олень;
  • растения - женьшень, венерин башмачок;
  • птицы - филин, утка - мандаринка;
  • звери - зубр, амурский тигр.

В лесной зоне созданы заповедники для сохранения редких животных.

Слайд 9

Сегодня мне бы хотелось вам рассказать о ситуации нашего региона, наш регион не исключение. (рассказ по презентации)

Согласно осетинскому толкованию, снежный барс на фоне гор - историческая эмблема Осетии, которая в средние века являлась гербом осетинского государства. Щит красного цвета - круглой («восточной») формы, традиционный для Осетии.

V. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

Так что вы можете сделать для сохранения лесов?

Групповая работа

Раздаются памятки, дети делятся на группы, в этих памятках нужно дописать правила, что нельзя делать в лесу.

Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?

Слайд 10

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети
А потом все дружно встали
Великанами мы стали
Дружно хлопаем, ногами топаем,
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали

Слайд 11

Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.

Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения. А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.

Познакомимся с памяткой «Как разводить костер» стр 107.

Слайд 12

  1. Дети не должны разводить костёр одни, без старших.
  2. Нельзя разводить его без надобности.
  3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.
  4. Лучше разводить костёр на старом кострище.
  5. Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Слайд 13

  1. Перечислите экологические проблемы лесов?
  2. От кого в первую очередь страдает лес?
  3. Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?
  4. На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (которые записаны на экране)

Рефлексия

Слайд 14

- Какие знания вы для себя открыли?

«Дерево успеха»

Каждый листочек имеет свой определенный цвет:

  • зеленый - все сделал правильно,
  • желтый - встретились трудности,
  • красный - много ошибок.

Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Слайд 15

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр.75-79 ответить на вопросы «Проверь себя».