Реализация воспитательного компонента на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4


Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Воспитывающим потенциалом должен обладать каждый предмет, в связи с чем любой урок должен стать не просто формой организации учебного процесса, но и обладать определённым воспитательным компонентом. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся и оказывается главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке - это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Воспитывающий компонент любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям:

  • стиля образовательного общения,
  • дидактической структуры урока,
  • методических приемов.

Оптимальный выбор всех этих средств - и есть педагогическое мастерство.

Нравственное воспитание, этическое развитие учащихся, прежде всего, на мой взгляд, происходит на уроках литературного чтения.

Умение слушать художественное произведение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства.

Фольклор - это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственных, религиозно - мифических основах. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи - своем будущем. Стремлюсь приобщить детей к устному народному творчеству на таких уроках как русский язык, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство и, конечно же, на уроках чтения.

При анализе текста былин воспитывается у учащихся любовь к русскому народу, желание отстаивать границы своей страны.
Воспитательная функция устного народного творчества заключается в том, что оно, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

При работе над произведением я включаю такие вопросы:

1. Простые вопросы: отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспоминать, воспроизвести некую информацию. (Какая надпись была высечена на придорожном камне? Найдите и прочитайте строки.)

2.Объясняющие вопросы: обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. (Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?)

3. Творческие вопросы. Как правило, в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось…, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».

4. Оценочные вопросы направлены на выяснение критерий оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого по-твоему мнению?»

5. Вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «А как бы ты поступил на месте данного литературного персонажа, если бы ты жил в то время, когда происходило действие, и в наше время».

Такая классификация вопросов учит школьников ставить себя на место героя рассказа, воспитывать понимание эмоционального смысла рассказа в целом.

Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

С целью реализации воспитательного потенциала современного урока важно использование и новых технологий.

Наиболее эффективно, на мой взгляд, применение на уроках литературного чтения следующих технологий: технологии критического мышления, информационно-коммуникационных технологий, технологии продуктивного чтения.

Таким образом, литературное чтение играет огромную роль в нравственном воспитании учащихся, помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, помогает найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения и для себя, и на благо Родины.

Велики возможности урока математики в решении воспитательных задач. Текстовые задачи на уроках математики выполняют важную роль - являются средством реализации образовательных, развивающих и воспитательных функций. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

Например это Задачи о труде людей, решая которые содаётся основа для психологической подготовки к труду, также учащиеся знакомятся со многими профессиями: маляр, продавец, портниха, столяр, повар, рыбак, доярка, комбайнёр.

Каждого человека волнует состояние окружающей среды, поскольку от неё зависят судьбы человечества. Поэтому в уроки необходимо включать задачи экологического содержания, которые позволяют воспитывать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

Также использовать задачи экологического характера можно при изучении нумерации многозначных чисел.

Решение подобных задач развивает у детей интерес к природе, воспитывает любознательных людей, понимающих, что человек - это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека.

Уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность.

Одной из важнейших задач уроков русского языка является воспитание любви к родному языку, к природе, к Родине.

Учебные тексты позволяют учителю развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа - русскому языку, уважение культурного наследия России, любовь к родной природе. Отрывки поэтических произведений позволяют насладиться красотой, богатством слов русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими и живущими на Русской земле, в России. Есть достаточное количество заданий, которые воспитывают у учащихся чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной ответственности за свои поступки.

Готовясь к урокам русского языка, я продумываю пути наилучшего раскрытия темы, нахожу формы максимального использования воспитательных возможностей. Часто применяю пословицы, поговорки, высказывания известных писателей, отрывки из стихотворений, предложения, слова, связанные общей темой, иллюстрации.

Большими воспитательными возможностями обладают уроки развития речи на которых мы пишем обучающие сочинения, изложения. В учебнике представлена «картинная галерея» - репродукции картин, которые вызывают эстетическое наслаждение и способствуют развитию прекрасного в душе ребенка.

На уроках ИЗО и технологии также происходит воспитание в области сохранения и укрепления здоровья, воспитание трудолюбия, добросовестности, аккуратности и т.д.

Через уроки рисования природы воспитываю любовь к родному краю, к природе и тому, что окружает нас. Это особенно ярко проявляется на примере изучения следующих тем: «Изображения всюду вокруг нас», «мастер Изображения учит видеть», «Красоту надо уметь замечать», «Уроки любования», «Пейзаж в русской живописи», «Пейзаж настроения», «Пейзаж - большой мир». На этих уроках мы часто ходим на природу, также рисуем пейзажи на стихи известных поэтов.

Большим воспитательным потенциалом обладают темы, воспевающие материнство и мудрую старость. Дети с удовольствием рисуют и рассказывают о своих мамах, бабушках и дедушках, раскрывая красоту внешнюю и внутреннюю, красоту душевной жизни, красоту, в которой выражен жизненный опыт.

В конце урока я стараюсь подготовить выставку работ учащихся класса, тем самым воспитывая чувство гордости и уважения за свою работу.

Большим воспитательным потенциалом на уроках окружающего мира обладает творческая работа учащихся. Тема для творческой работы должна отвечать интересам ученика, быть ему понятной и близкой. Они могут включать актуальные сюжеты с точки зрения формирования гражданских и нравственных качеств личности; развития эстетических потребностей, экологической культуры; формирования представления о ценности семьи и семейной жизни; воспитания уважения к старшему поколению своей семьи, родителям, бабушкам и дедушкам, своим землякам - героям труда, защитникам России и др.

Просматривая на уроках фрагменты мультфильмов, социальных роликов у ребят формируется правильное поведение, отношение к жизни.

Таким образом содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Поэтому реализация потенциала урока, направленного на воспитание и социализацию учащихся, развитие личности и умений учиться сделает урок результативным и современным.