Психолого-педагогический семинар: «Формирование детского коллектива как профилактика школьной травли»

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Организация работы в школе по профилактике конфликтов в классе (в том числе травли) через обучение методам и приёмам организации коллектива педагогов, классных руководителей.

1. Травля как одно из проявлений конфликтов в классе

1.1. Понятие травли. Механизм травли.

Травля - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы.

Различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную - распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой. Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу

Роли участников ситуации травля (жертва, преследователь, свидетель) не жестко закреплены и способны меняться от ситуации к ситуации и от сообщества к сообществу. Однако исследователи часто говорят о том, что существуют внутренние предпосылки, которые способствуют тому, что ребенок наиболее активно осваивает определенную из этих ролей.

Жертвы травли, как правило, чувствительны, тревожны, склонны к слезам, слабы физически, у них низкая самооценка, мало друзей, и они предпочитают проводить время со взрослыми. Типичная жертва травли - замкнутый ребенок с поведенческими нарушениями, негативными убеждениями о самом себе и социальными сложностями. В группу риска оказаться в ситуации жертвы попадают дети с трудностями в обучении, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, расстройствами аутистического спектра, диабетом, эпилепсией, дети с нарушением веса и другими нарушениями и хроническими заболеваниями, особенно влияющими на внешность.

У преследователей отмечается готовность применять насилие для самоутверждения и импульсивность; они легко испытывают фрустрацию, с трудом соблюдают правила, демонстрируют грубость и отсутствие сострадания к жертвам, агрессивны со взрослыми. Хотя эти дети могут казаться одиночками с дефицитом социальных навыков, это не так: они менее депрессивны, одиноки и тревожны, чем их сверстники, и часто имеют среди них высокий социальный статус и хотя бы маленькую группу сообщников. Они хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют детьми. Основными мотивами травли служат потребность во власти, удовлетворение от причинения вреда другим и вознаграждение

Позицию свидетелей занимают большинство участников ситуаций травли. По канадским данным, 68% учеников средней школы бывали свидетелями травли в школе. Практически все дети (но чем старше - тем реже) сообщают о чувстве жалости к жертве, но меньше половины пытаются ей помочь, хотя реакция свидетелей чрезвычайно важна для происходящего: присоединение к травле и даже малейшее ее одобрение (улыбка и т.п.) свидетелей служит вознаграждением для преследователей, а сопротивление или принятие стороны жертвы удерживают от дальнейшего насилия. Социальная дилемма свидетелей: следует попытаться прекратить травлю и одновременно страшно лишиться собственной безопасности и статуса в детском коллективе, которым могут повредить защита жертвы или сообщение об инциденте взрослым. Свидетели травли ощущают небезопасность среды, переживают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие и в то же время - желание присоединиться к агрессору. Если травля не прекращается, у свидетелей слабеет способность к эмпатии. Травля ухудшает социальный климат в любом сообществе, способствуя росту «молчаливого большинства»

Поведение учителя обусловливает субъективное ощущение безопасности ребенка в классе; учитель - это фигура, способная остановить или поддержать насилие.

В целом вырисовываются три основных подхода к работе с травлей.

  • Первый: внимание сосредоточено на индивидуальных особенностях участников ситуаций травли, внутриличностных предпосылках, которые способствуют тому, что ребенок оказывается в них жертвой или агрессором.
  • Второй: рассматриваются риски на протяжении жизненного пути и подчеркивается существование периодов эмоционального развития в связи с жизненными событиями, при переживании которых повышается уязвимость ребенка и возрастает риск освоения им роли агрессора или жертвы в ситуациях травли.
  • Третий: рассматривает роль среды, микроклимата группы и системных процессов в сообществе.

Мы остановимся на последнем, предположив, что хорошо сформированный коллектив не поддержит травлю. [1]

1.2. Метафорическая игра - Гадкий утенок.

Для работы на этом этапе необходимо вспомнить фрагмент сказки. Может быть использован мультфильм текст, пересказ.

На другой день погода стояла чудесная, зеленый лопух весь был залит солнцем. Утка со всею своею семьей отправилась к канаве. Бултых! - и утка очутилась в воде.

- За мной! Живо! - позвала она утят, и те один за другим тоже бултыхнулись в воду.

Скоро добрались и до птичьего двора. Батюшки! Что тут был за шум и гам!

… Другие утки оглядывали их и громко говорили:

- Ну, вот еще целая орава! Точно нас мало было! А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!

И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

- Оставьте его! - сказала утка-мать. - Он вам ведь ничего не сделал!

- Положим, но он такой большой и странный! - отвечала забияка. - Ему и надо задать хорошенько!

- Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. - Все очень милы, кроме одного... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

- Никак нельзя, ваша милость! - ответила утка-мать. - Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать, лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. - И она провела носиком по перышкам большого утенка. - Кроме того, он селезень, а ему красота не так нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьет себе дорогу!

- Остальные утята очень-очень милы! - сказала старая утка. Вот они и стали вести себя, как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все - и утки, и куры.

- Он больно велик! - говорили все, а индюк, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродиться таким безобразным посмешищем для всего птичьего двора!

Так прошел первый день, затем пошло еще хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!» - а мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видали!» Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Не выдержал утенок, перебежал двор и - через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.

«Они испугались меня - такой я безобразный!» - подумал утенок и пустился с закрытыми глазами дальше, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный он просидел тут всю ночь.

Группы: мама-утка, Гадкий утенок, птичий двор, Испанская утка.

Вопросы:

  • Группа «Гадкий утенок»: Что нужно сделать, чтобы не чувствовать себя отвергнутым?
  • Группа Мама: Чем помочь Гадкому утенку?
  • Группа Птичий двор: При каких условиях мы не будем отвергать Гадкого утенка?
  • Группа Испанская Утка: Что должен сделать Гадкий Утенок, чтобы мне понравится?

Обмен мнениями, обсуждение. [4]

2. Коллектив. Этапы формирования

2.1. Что такое коллектив? Ассоциации. Фронтальная работа.

Определение коллектива.

Коллектив - это такая группа, создание которой возможно только при обозначении общих целей и потребностей. То есть тех интересов, которые будут постоянно крепнуть и усиливаться по мере ее становления и развития. Без этого вести речь о коллективе неуместно. Тогда можно говорить лишь об определенном количестве отдельных личностей.

Коллектив - это социальная среда, в которую входят абсолютно разные, непохожие друг на друга люди. У каждого из членов такой группы имеется свой характер и воспитание, способности, мировоззрение и т.д. Все это - составные части коллектива.

Особенности коллектива заключаются в том, что все эти люди связаны друг с другом. Причем они находятся в данном окружении только благодаря тому, что имеют общую цель. Для осуществления тех или иных действий, призванных запустить рабочий процесс, им приходится общаться друг с другом. [3]

2.2. Стадии формирования коллектива. Практическая работа.

Анатолий Николаевич Лутошкин - известен как ученый, теория коллектива которого связана с практикой. Он -педагог- историк. Его этапы развития детского коллектива, названные со свойственной Анатолию Николаевичу романтичностью, понятны взрослым и детям и безоговорочно приняты ими. Его знают, как создателя теория развития коллектива. Человек эмоциональный, Анатолий Николаевич темой своей научной деятельности выбрал проблему коллективных эмоций.

А.Н.Лутошкин экспериментально доказал наличие цикличности в эмоциональных состояниях коллектива. Это явление было названо маятниковым эффектом. Сущность его - в попеременном чередовании в коллективе настроений различной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых и неприятных, тревожных. Такая периодичность смены коллективных состояний (подъем - спад - подъем) на протяжении длительного времени создает определенный эмоциональный ритм жизнедеятельности коллектива, причем в каждом коллективе наблюдается свой индивидуальный цикл эмоциональной жизни.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)[2]:

1. Песчаная россыпь - это люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Они мало знают друг друга и боятся пойти навстречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.

Часто 5 класс, 10 класс. Всегда 1 класс.

На этом этапе уместны: игры на вторичное знакомство. Суть этих игр: узнать чуть больше друг о друге. Когда это стоит проводить: в новь сформированном коллективе. Когда дети знают друг друга поверхностно.

Задание для работы в группах (парах):

1) Перед вами лист (Приложение 1), в котором игры на знакомство с описанием. Познакомитесь с ними. Выберите несколько игр, которыми вы бы воспользовались для работы в классе. Запишите в рабочий лист. [6]

Время выполнения - 2-3 минуты. По окончании можно обменяться впечатлениями. 3-4 выступления.

2) Предлагаем провести игру на вторичное знакомство «Интервью». С этой целью приглашаем одного желающего для проведения интервью.

2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет педагог, наставник, поэтому важна организация. Скрепляющее звено - формальная дисциплина и общие требования. Педагог играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования - группы.

На этом этапе проводится большое общее дело или большая игра. Проводится большая игра, большое общее дело под руководством классного руководителя.

Задание:

1. Можно познакомится с большими психологическими играми в Приложение 2. Оцените возможность их использования.

2-3 минуты на обсуждение. Обмен мнениями 3-4 человека. [6]

2. Предлагаю вам всем поиграть в большую и популярную игру для всех возрастов «Следопыт». Вопросы для педагогов: сколько в зале столов? Сколько женщин в брюках? Сколько людей в черном? Сколько занавесок?

Оценивается верность и скорость выполнения.

3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Педагог сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело.

Основные проблемы: выделение лидеров, возможные конфликты внутри группы.

Задание:

1) Преадаптация - это обучение поведению в стрессовой (конфликтной) ситуации. Конфликт - это реакция на стресс, это форма поведения в стрессовой ситуации. Поэтому рекомендую всем - метафорическая игра «Царевна-Лягушка»

Сказка «Царевна Лягушка». Обсудить поведение в стрессовой ситуации.

Выявить наиболее продуктивное.

А. Иван-Царевич. Узнает, что Царевна-Лягушка может скидывать кожу и превращаться в прекрасную девушку. Решает сжечь. Почему?

Перечислите сопутствующие эмоции.

Б. Лягушка-Царевна. Иван-Царевич сжег кожу и она попадает к Кощею Бессмертному. Какие эмоции испытывает? Как себя ведет?

В. Царь. Узнает, что избранница сына - лягушка. Какие эмоции испытывает? Как реагирует?[4]

2) Познакомьтесь с играми на выявление лидера Приложение 3. Оцените по 5-балльной системе возможность использования игр. Баллы занесите в рабочий лист. 2-3 минуты на обсуждение. Обмен мнениями 3-4 человека. [5]

3) Игры: «Шаг вперед», «Скульптура». Для игр приглашаются желающие, не менее 10 человек.

4) Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение коллектива. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

На этом этапе работы с коллективом важно отследить взаимодействие в группе. Выявить лидеров. Особенно скрытых. Потому что для достижения своих целей (объединения под своим началом) может провоцировать конфликты с другой группой. Должно показать выявить лидеров и отверженных. Или показать единство группы.

Основные проблемы: враждебность по отношению к другим.

Нужно научиться правильно оценивать себя, возможности своей группы в сравнении с другими.

Нет соперничеству - взаимодействие с другими группами

Задания:

1. Социометрия коллектива. Подпишите свои листочки. Ответьте на предложенные вопросы.

2. Драматерапия. Продолжением работы по результатам социометрии будет драматерапия. Она поможет проработать роли лидеров и отверженных. Задача педагога, организатора дать роли так, чтобы лидер выполнял роль отверженного, отверженный - роль лидера.

  • Задача 1: читка текста. Все стоят или сидят в виде полукруга. Важны зрители.
  • Задача 2: разыграть.

Автор. Отец девочки познакомился с одной вдовой, у которой были две дочки, и вскоре женился на ней. С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя. То и дело слышалось:

Мачеха - А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!

Сестра 1 - Давай, бездельница, подмети пол!

Сестра 2 - Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!

Автор - От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли. Вскоре все, даже отец, стали называть ее Золушкой, да и она сама позабыла свое имя. Однажды по округе разнесся слух, что молодой принц, скучая в одиночестве в своем большом дворце, собирается устроить бал, да не один, а несколько дней подряд.

Мачеха - Ну, мои дорогие, наконец-то судьба вам улыбнулась. Мы едем на бал. Я уверена, что одна из вас обязательно понравится принцу и он захочет жениться на ней.

Сестра 1и 2 (хором) - А как же другая?

Мачеха - Не волнуйтесь, для другой мы найдем какого-нибудь министра.

Автор - Сестры не могли нарадоваться. В день бала они ни на шаг не отходили от зеркала, примеряя наряды. Наконец вечером, разряженные и расфуфыренные, они уселись в карету и поехали во дворец. Но перед отъездом мачеха строго сказала Золушке:

Мачеха - И не думай, что ты будешь бездельничать, пока нас не будет дома. Я найду для тебя работу.

Автор - Она огляделась по сторонам. На столе, около большой тыквы, стояли две тарелки: одна с просом, другая с маком. Мачеха высыпала просо в тарелку с маком и перемешала.

Мачеха - А вот тебе и занятие на всю ночь: отдели просо от мака.

Автор - Золушка осталась одна. Впервые за все время она заплакала от обиды и отчаяния. Как же перебрать все это и отделить просо от мака? И как не плакать, когда все девушки развлекаются сегодня на балу во дворце, а она сидит здесь, в лохмотьях, одна-одинешенька?[7]

5. Горящий факел. На этом этапе взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты педагогу. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничеству. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Закрепление успеха через творческие задания, работа над общими проектами, определение самостоятельно гипотез, целей и задач.

Задание:

1. Предложите не менее 5 дел на этом этапе. 2-3 минуты на обсуждение. Обмен мнениями 3-4 человека.

2. Выберите одно из предложенных вами дел (КТД) и заполните предложенную технологическую карту. Время выполнения 5 минут.

Завершающий этап: самоанализ группы своего класса как коллектива. Теперь, когда все этапы восстановлены в памяти, воспользуйтесь правой колонкой и проанализируйте, какие этапы развития коллектива ваш класс прошел. Отметьте, что было интересного за это время. Обмен мнениями.

Подведение итога: обратная связь. Принятие решения.

Рабочий лист. Этапы формирования коллектива

1. Песчаная россыпь

Мой класс

Игры на вторичное знакомство.

Игра «Интервью»

2. Мягкая глина.

Большая игра.

Игра «Следопыт».
Сколько в зале столов?
Сколько женщин в брюках?
Сколько людей в черном?
Сколько занавесок?
Оценивается верность и скорость выполнения.

3. Мерцающий маяк.

Преадаптация. «Царевна Лягушка»

Игры на выявление лидера.

Игра «Шаг вперед», «Скульптура».

4. Алый парус.

Социометрия.

Драматерапия. «Золушка»

5. Горящий факел.

Предложить 5 мероприятий, дел класса.
1
2
3
4
5

Выбрать одно из предложенных и составить (заполнить) технологическую карту.