МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ И РУКОВОДИТЕЛЯ
I. ПРОЕКТ ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ?
Слово «проект» с латинского языка переводится как «брошенный вперед».
Проектирование - это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проект всегда ориентирован на практику.
Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность учащихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально- значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта.
Проектирование |
Исследование |
Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния |
Это процесс выработки новых знаний.
|
Решение практической проблемы |
Создание нового интеллектуального продукта |
Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды |
Процесс поиска неизвестного, получение нового знания |
Подведем итог: _______________________________
Общая схема научного исследования такова:
- Обоснование актуальности выбранной темы.
- Выдвижение гипотезы.
- Постановка цели и задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор методов (методик) проведения исследования.
- Описание процесса исследования.
- Обобщение результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
II. ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТА
Цель исследования - это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого вы хотели бы достичь Цели нужно ставить таким образом, чтобы их можно было измерить и отследить до успешного завершения.
Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Цель должна охватить своим объемом все задачи.
Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т.п. Например, если тема исследования - «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения», то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».
Объект исследования - это, то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Примеры объекта и предмета исследования
объект исследования |
предмет исследования |
магнит |
свойства магнитов |
тригонометрические уравнения и их системы |
способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах |
учащиеся и преподаватели школы |
зависимость от СМС |
глаз |
свойства и структура глаза как оптического инструмента |
микроклимат учебных помещений |
условия микроклимата в учебных помещениях магнитное поле |
После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза.
Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.
Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы.
Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:
- выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;
- обоснованием способов решения проблемы;
- формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.
Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие - модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.
Задачи исследования - измеряемые возможные изменения ситуации. Задачи - это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.
- избегайте несовершенных форм глаголов, которые показывают процесс (например, улучшать, усиливать, содействовать);
- используйте слова, которые означают завершенность (например, увеличить, укрепить, подготовить).
Чем цели отличаются от задач?
Цель - это во имя чего предпринимается проект.
Задачи - конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта.
Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Задача - это всего лишь один из шагов на пути достижения цели.
В исследовании следует различать цель и результат.
Как отмечалось, цель - это то, что предполагают получить при проведении исследования. А результат - это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.
Методы исследования и проекта:
- указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач;
- приводится схема организации исследовательской (проектной) работы и календарный план;
- должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
III. МЕТОД ПРОЕКТА
Некоторые ученые говорят, что проект - это пять «П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт (создание проектного продукта)
- Презентация проектного продукта
Основные требования к проекту
1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. В роли заказчика может выступать и сам учитель (например, проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Важной частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Некоторые проекты (творческие, ролевые, социальные) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена автором проекта.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, итогом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработал автор проекта для разрешения поставленной проблемы.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и продемонстрирован достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Этапы работы над проектом/исследованием
Этап |
Содержание работы |
1 |
Поиск темы, определение типологии проекта/исследования, согласование с руководителем календарного плана работы над проектом |
2 |
Заявление темы, определение участников проекта. Экспертиза заявленной темы Методическим советом гимназии. Утверждение темы |
3 |
Работа над проектом. Оформление паспорта проекта. Оформление отчета в виде презентации, стенда, модели, мероприятия |
4 |
Подача заявки на защиту проекта/ исследования |
5 |
Публичная защита проекта/ исследования |
6 |
Представление работы на научно-практической конференции, на различных конкурсах |
Подведем итог: _______________________
ПРОЕКТ /ИССЛЕДОВАНИЕ - это: ПРОБЛЕМА - ПРОЕКТИРОВАНИЕ /ИССЛЕДОВАНИЕ - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - ПРОДУКТ /НОВОЕ ЗНАНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
IV. ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта.
Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики. Но, чаще всего, выбор продукта - непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.
Приведем перечень (далеко не полный) возможных результатов проектной деятельности:
1.
|
атлас; |
модель; |
2. |
бизнес-план; |
музыкальное произведение; |
з |
web-сайт; |
мультимедийный продукт; |
4. |
видеоклип; |
оформление кабинета; |
5. |
видеофильм; |
пакет рекомендаций; |
6. |
выставка; |
публикация; |
7. |
газета; |
путеводитель; |
8 |
журнал; |
справочник; |
9. |
законопроект; |
статья; |
10. |
карта, |
сценарий; |
11 |
коллекция; |
учебное пособие; |
12. |
костюм; |
чертеж; |
13. |
макет; |
экскурсия. |
V. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ/ ПРОЕКТА
Типовая структура исследовательской работы (проекта)
- Титульный лист
- План (развернутый с указанием страниц работы)
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список литературы
- Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
- Рецензия на исследовательскую работу (проект)
Требования к оформлению разделов работы
1. Титульный лист (Приложение 3) оформляется по единым требованиям. Он содержит:
- название образовательного учреждения;
- тему работы;
- сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, класс);
- сведения о научном руководителе (фамилия, имя, отчество, специализация, место работы);
- год выполнения работы.
2. Введение имеет цель ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Здесь должны быть четко сформулированы цель и задачи работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь. Объем введения - не более 1 -2 страниц. Умение кратко и по существу излагать свои мысли - это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.
3. Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы, его суть. Главы основной части работы должны соответствовать указанным в Содержании страницам работы. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
4. Заключение. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.
5. Список литературы. Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть сноски. Оформляется список литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту авторов и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.
- для книг - фамилия и инициалы авторов, название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц: (Пример: Турсунов А. Основания космологии: Критич. очерки. - М.: Мысль, 1979. - 237 с.)
- Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами "Цит. по кн."; "Цит. по ст.".
- для статей - фамилия и инициалы авторов, название статьи, название журнала, год и номер выпуска, страницы: (пример: Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000 - №3. - с. 3-9 )
- для электронных ресурсов - Интернет-источник в списке литературы оформляется следующим образом: обязательное указание данных о режиме доступа на интернет-ресурс (URL); обязательное указание на историю интернет-ресурса (актуальность информации на дату посещения), (пример: Научная электронная библиотека РусАрх [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusarch.ru/, свободный - (03.02.2015))
6. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.). Для Приложений могут быть отведены отдельные страницы. Нумерация Приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№».
7. Рецензия руководителя на исследовательскую работу/проект. Рецензия может содержать информацию руководителя об актуальности данной работы, изученной литературе, проведенной работе учащегося при подготовке работы, периоде работы, результате работы и его значимости, качествах, проявленных автором исследования. В конце рецензии руководитель указывает, какую отметку он выставляет (рекомендует выставить) за работу.
Требования к оформлению текста
- Объем работы - 25-50 страниц печатного текста (без Приложений)
- Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля - 1,5 см; левое - 2,5 см).
- Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта - 14 кегель) Заголовки полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта - 14 кегель).
- Интервал между строками - полуторный.
- Текст оформляется на одной стороне листа.
- Страницы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц работы и приложений производится в правом нижнем углу арабскими цифрами. Титульный лист считается первым, но не нумеруется Страница с Содержанием работы, таким образом, имеет номер «2».
- Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо выполняются на компьютере
- Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы (или внизу каждой страницы, где используется цитирование).
VI. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ /ПРОЕКТА
Требования к защите работы на конференции
1. Зачитывается рецензия научного руководителя проекта/исследования.
2. Выступает автор проекта/исследования. Защита продолжается в течение 5-7 минут по плану:
а) актуальность темы, обоснование выбора темы;
б) краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание работы;
в) выводы (результаты) по теме исследования или проекта с изложением своей точки зрения.
г) демонстрация продукта проекта.
3. Автору работы по окончании выступления комиссией могут быть заданы вопросы по теме и содержанию работы.
Требования к оформлению презентации
Обращаем ваше внимание на то, что правильно подготовленная презентация значительно улучшит впечатление от вашего выступления (защиты).
Несколько простых советов:
- Порядок выставления слайдов должен соответствовать плану выступления (защиты) исследовательской работы (проекта).
- Первый слайд (титульный): название работы, ФИО автора, класс, школа, ФИО и специализация, должность научного руководителя).
- Каждый слайд должен иметь заголовок.
- Таблицы, графики, рисунки, диаграммы должны иметь подписи
- Все слайды должны быть сделаны в одном стиле (это касается и фона, и шрифта, и типов диаграмм и таблиц). Размеры шрифта должны быть такими, чтобы текст могли прочитать все сидящие в аудитории.
- Не рекомендуем выбирать яркий фон для слайдов (лучше всего светлый фон и черный шрифт), загромождать презентацию большим числом картинок, сплошным текстом или анимацией, а вот фотографии, графики, таблицы результатов исследования (проекта) представить необходимо.
Выступление
- Регламент выступления 5-7 минут
- Титульный слайд. Представьтесь.
- Несколько вводных фраз об актуальности и значимости исследуемой вами проблемы.
- Цель, задачи, гипотеза работы.
- Характеристика объекта и предмета исследования. Описание методов работы.
- Основное время и внимание уделите результатам работы. Их надо представить так, чтобы за пару минут было понятно, о чем идет речь.
- Выводы
- Не забудьте упомянуть всех, кто принимал участие в вашей работе, помогал вам.
Подведем итог: _____________________________
- До защиты посмотрите свою презентацию через проектор (иногда издалека видны недочеты работы - вы сможете их увидеть до выступления и исправить)
- Представьте себя слушателем, который находится в аудитории во время вашего выступления, и ответьте честно себе на вопросы: «Слышно? Видно? Понятно? Интересно?»
- Не забывайте, что автор тает свою работу, но остальные видят и слышат ее впервый раз.
- Помните, что свободная манера изложения намного лучше, чем чтение с листа или слайда.