Штурмуйте каждую проблему
с энтузиазмом как если бы
от этого зависела ваша жизнь.
Л.Кьюби
Современное общество выдвигает большие требования к образованию. Достижение нового качества предоставляемых услуг, соответствующего развитому информационно-цифровому обществу, обществу инновационно-просветительскому. Альтернативная форма классно-урочной системы школы является, индивидуальное развитие личности обучающегося. Личность обладает огромным потенциалом возможностей, умеющая ориентироваться в информационном пространстве. Какая роль отводится ученику в школе? Он должен быть активным участником образовательного процесса.
Федеральные государственные стандарты ставят задачу «создать условия для формирования информационной культуры участников образовательной среды».
Успешность применения метода проектов зависит от системы планирования учебного процесса по предмету. Для меня очень важно создать интерес к изучаемому предмету, а самое главное создать условия для мотивации к самообразованию.
В процессе обучения предмета географии, метод проектов прочно вошел в учебную деятельность нашего образовательного учреждения. Что позволило выйти за рамки урока, осуществить связь между учебной и внеучебной деятельностью. Вот уже на протяжении последних лет работы в лицее, на уроках географии использую проектный метод обучения. За это время сложилась система работы в проекте. Накоплен материал мультимедийных презентаций, видеороликов, интерактивных карт, кроссвордов.
Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в начальной школе 2,3 классы, и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Работа изготовленная учеником младших классов, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в 5 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом, и в старших классах учащимся не сложно сделать проект.
Содержание и формы деятельности обучающихся включает:
- практические работы на уроке, экскурсии на предприятия, музеи (музей минералогии НИИрГТУ им. А.В.Сидорова);
- встречи с интересными людьми (интервьюирование человека); изготовление макетов (вулканов, гейзеров, глобусов), рисунков, буклетов туристических поездок по России, Иркутской области, странам мира.
Типология проектов используемых мною на уроках географии
По уровню интеграции:
- Монопредметные проекты (выполняются на материале урока географии);
- «Почва-зеркало ландшафта», «Мой камень-талисман», «Путешествие в страну кедра»;
- Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) «Геоботанические знания лицеистов», «Народные промыслы Центральной России»;
- Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) «Литосферные плиты одинаковы-ли?».
Алгоритм проекта
I этап. Индивидуальные задания
Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения.
II этап. Самостоятельная работа
а) постановкой цели (для чего я это делаю? какого результата хочу достичь?)
б) литературой, интервьюирование поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям учителя, рабочие записи. Если это исследование, то формулируется предположение - гипотезу, например в теме «Рельеф Земли» - Формирование гор (Сделай свое предположение о том, какой будет результат почему). Оформи.
III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.
IV этап. Составление презентаций, фрагментов учебного фильма, буклетов, изготовление макетов.
V этап. Игра-«путешествие», игра-«телепередача», викторина, защита презентаций, мини-сочинение, юмористический рассказ, детектив.
Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения). Собираем данные (эксперимент, обработка информации, сверяем свои действия по времени выполнения. Оформляем. Получаем результат, анализируем, сравниваем с гипотезой, делаем вывод. Даем оценку группы. Защищаем результат работы коллектива группы.
Проектная технология дает возможность реализовать деятельностный подход в обучении географии. Решить проблему сокращения часов на изучение отдельных тем. Формировать у обучающегося информационную компетентность. Овладеть методами географического прогнозирования. Участвовать в общественных экспертизах.
Есть такое понятие в науке как «Смысло-образование», или можно использовать термин «апперцепция», т.е. «постигающее схватывание и понятийное определение чего-то данного как такового». Конституирование, сотворение в основе «Я могу делать это». Это мое некое практическое сознание». Поэтому проектная деятельность это практическое осознанное восприятие образовательной среды через урок, через субъективное смысло-образование, понимающее событие сегодняшнего дня .Проявить ученику самостоятельность и личное творческое обучение, в последствии получить положительный результат
«Так, мир, который я переживаю как единственный в своем роде, коррелятивен миру, который все другие переживают как собственный, и который есть единый общий мир» немецкий философ Э.Гуссерля.
Определение проекта в рабочей программе, раздел-тема-урок. Срок реализации от замысла до завершения.
Урок географии в 5 классе «Занимательная минералогия».
Урок географии в 9 классе «Что в имени твоем Байкал? Краеведческий музей.
Урок в 10 классе «Металлургия - основа промышленности» НИИрГТУ им. А.В.Сидорова.