Рабочая программа по внеурочной деятельности Логика и комбинаторика

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Направление: общеинтеллектуальное.

Срок реализации: 4 года.

Структура программы

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм, организации и видов деятельности.
  3. Тематическое планирование.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логика и комбинаторика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.), авторской модульной программы «СТЕМ - образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» модуль «Логика и комбинаторика» доктора психологических наук, кандидата педагогических наук, профессора М.А.Романовой.

Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические и комбинаторные задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

  • Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного, классификация и др.
  • Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.
  • Высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Организационно-педагогические условия: Рабочая программа рассчитана на 4 года обучения. 1академический час в неделю в 1,2,3, 4 классах. В 1 классе 33 учебные недели, во 2,3, 4 классах - 34 учебные недели. Всего за 4 года 135 час.

Цель: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  • Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  • Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  • Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  • Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  • Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
  • начальные представления о математических способах познания мира;
  • начальные представления о целостности окружающего мира;
  • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
  • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
  • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
  • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
  • способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
  • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
  • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
  • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
  • выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
  • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
  • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
  • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
  • применять полученные знания в измененных условиях;
  • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
  • систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
  • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
  • уважительно вести диалог с товарищами;
  • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
  • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • аргументировано выражать свое мнение;
  • совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

1-2 год обучения

Обучающиеся должны знать:

  • знать и различать понятия - «единица измерения величины», «измерение величины», «числовое значение величины»;
  • знать объекты обладающие свойством «иметь длину»;
  • знать величины -масса, время, длина, ширина, высота, объем, время, скорость и др.
  • знать нестандартные методы решения различных математических задач;
  • знать основные свойства геометрических фигур разных типов;
  • знать логические приемы, применяемые при решении задач;
  • знать алгоритм быстрого устного счета в пределах 20, 100.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знакомые геометрические фигуры для конструирования различных моделей и аппликаций, научиться работать с геометрической мозаикой,
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять прямое измерение без инструментов и приборов с помощью отвлеченной мерки;
  • решать задачи на поиск недостающих предметов путём применения зрительного и мыслительного анализа;
  • анализировать, проверять правильность вывода;
  • сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.

3-4 год обучения

Обучающиеся должны знать:

  • Обширный материал, который был пройден в прошлые годы.
  • Знать основные понятия - «классы и разряды», «дроби», «доли», «Таблица Пифагора».
  • Знать и различать объемные геометрические тела и геометрические тела на плоскости.
  • Знать свойства чисел, множество натуральных чисел.

Обучающиеся должны уметь:

  • Проводить исследование, сравнивать и доказывать правильность выполнения задания;
  • Читать, записывать, сравнивать дроби;
  • Находить долю числа и число по его доли;
  • Определять дробь от числа и число по его дроби;
  • Выполнять внетабличное сложение и вычитание в пределах 1000;
  • Находить информацию по заданному основанию;
  • Понимать информацию, представленную в разных видах - словесную, в виде таблицы, диаграммы.

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание учебных занятий

1-2 год обучения

Название раздела

Кол-во часов

Характеристика основных содержательных линий

1

Введение. Общее понятие о логике и комбинаторике.

1 ч

Знакомство с основными понятиями курса внеурочной деятельности.

2

Геометрическое этюды

8 ч

Геометрическое исследование, конструирование, преобразование и комбинирование фигур, изображение фигур на чертеже, умение выполнять в необходимых случаях измерения.
Графические диктанты. Выявление закономерности расположения предметов и фигур.

4

Волшебная величина

10 ч

Наложение, одновременное помещение предметов в каждую руку или чаши весов, помещение объемного тела внутрь полого для сравнения объемов.
Измерение без инструментов и приборов с помощью отвлеченной мерки.
Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания.

5

Мир чисел
Живой счет

7 ч

Формирование сознательного счета и прочных вычислительных навыков. Развитие комбинаторного мышления. Упрощение числовых выражений.
Задачи-шутки, решение задач на материале сказок.
Выбор рациональных способов сложения и вычитания в пределах 20. Комбинаторные задания, связанные с вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20. Состав чисел в пределах 20.
Быстрый счет в пределах 20.
Искусство счета в пределах 20.

6

Калейдоскоп информации

7 ч +/- 1 ч

Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания.

Итого

33-34 ч

Содержание учебных занятий

3-4 год обучения

Название раздела

Кол-во часов

Характеристика основных содержательных линий

1

Введение. Общее понятие о логике и комбинаторике.

1 ч

Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Повторение изученного материала, пройденного в прошлые годы. Знакомство с основными видами математических задач.

Геометрические этюды

10 ч

Геометрическое исследование, конструирование, преобразование и комбинирование фигур, изображение фигур на чертеже, умение выполнять в необходимых случаях измерения.
Объёмные фигуры, фигуры на плоскости. Построение фигур. Пересечение фигур. Чтение графической информации.

2

Волшебная величина

Прямое измерение без инструментов и приборов с помощью отвлеченной мерки. Прямое измерение с помощью инструментов.
Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания.

3

Мир чисел
Живой счет

10 ч

Числа, свойства чисел, множество натуральных чисел, натуральный ряд чисел, система счета. Галерея числовых диковинок. Как вели миллион. Сравнение чисел. Доли и дроби.
Формирование сознательного счета и прочных вычислительных навыков. Развитие комбинаторного мышления. Упрощение числовых выражений. Таблица Пифагора и арифметические курьезы.
Решение логических задач.
Быстрый счет в пределах 100, 1000.
Искусство счета в пределах 100, 1000.

4

Калейдоскоп информации

7 ч

Таблицы, диаграммы (столбчатые, круговые, фигурные), графические изображения, линейные графики. Графики, числовые и координаторные лучи, закономерности и вероятность событий.

Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания.

Итого

34 ч

Формы организации и виды деятельности

Формы организации занятий

  • Занятие
  • Игра
  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа
  • Беседа

Нестандартные:

Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия, - так и практические занятия: рисование, создание аппликаций из геометрических фигур, конкурсов, диагностических заданий.

Механизм отслеживания результатов представлен:

  • Контрольными уроками;
  • Индивидуальными и групповыми просмотрами снятых работ;
  • Анализом эскизов, рисунков, творческих работ.

Формой подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности является участие в фестивалях, смотрах, конкурсах.

III. Тематическое планирование