Игровое взаимодействие детей и родителей

Разделы: Работа с родителями


Современная динамичная жизнь, уровень развития общества предъявляют все новые требования, знания к каждому человеку - ребенку, родителю, ко всем взрослым. Чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего времени мы должны научиться учиться, переучиваться и саморазвиваться. Современные информационные технологии так же изменили жизнь семьи, нередко стали заменять родителей. Конечно, в этом есть свои «плюсы» и «минусы».

В настоящее время в дошкольное учреждение приходят совсем молодые родители со своими малышами. Как практика показала, что большинство из них не имеют достаточного представления о закономерностях психического развития ребенка, не владеют самыми элементарными знаниями о развитии и воспитании своих малышей. Также с каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Чтобы узнать какие проблемы есть у родителей, провела анкету «Какие трудности возникают у родителей в воспитании своего ребенка?». Получили такие результаты:

  • трудности с поведением ребенка - 32%;
  • трудности с организацией свободного времени ребенка - 21%;
  • отсутствие друзей у ребенка - 11%;
  • отсутствие взаимопонимания с ребенком - 10%;
  • затрудняюсь ответить - 26%.

На вопрос «Каково взаимоотношение детей во время игры?» родители ответили:

  • 32% детей будут драться, требовать вернуть игрушку, забрать силой;
  • 18% - обижаться;
  • 9 % - плакать.
  • 41% - спокойно играть.

Опросы самих детей показывают, что 55% играют дома один, 26% с родителями, а 19% опрошенных играют с братьями и сестрами. Отсюда видно, что родители все реже играют, гуляют с детьми, не читают им книги. Получается дети предоставлены самому себе.

Поэтому в детском саду приходится не только восполнять несостоявшееся общение, но и учить взрослых эффективно общаться с ребенком, уделять гораздо больше внимания воспитанию ребенка. Детский сад оказывает родителям огромную поддержку, сегодня - это место психологической и педагогической помощи каждой семье. Именно поэтому в нашем детском саду разработали проект «Родительская школа - пространство развития», чтобы обучать родителей педагогическим технологиям сотрудничества, игровому взаимодействию со своим ребенком.

Почему именно игровое взаимодействие? Исходя из того, что изменение способов организации совместной деятельности и применение социоигровых приемов изменяют позиции родителей по отношению к детям, так и позиции педагогов к родителям. Найти доступный подход с детьми - это не каждый молодой родитель умеет, но всему можно научиться.

Цель проекта: создание условий по реализации активной деятельности, общения и совместного творчества родителей, детей и педагогов, привлечение внимания родителей к детской игре. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению с детьми.

В основу совместной деятельности родителей и детей заложены следующие принципы:

  • единое понимание родителями целей и задач воспитания и развития детей;
  • помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;
  • знание родителями воспитательных возможностей семьи и максимальное использование воспитательного потенциала в совместной игре с детьми.

Функции игры

  1. Социокультурная функция. В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка и способствует его самореализации.
  2. Коммуникативная функция. Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Следовательно, способствует объединению больших и маленьких, помогает найти общий язык, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать друга, подчинять свои желания определенным правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз не возьмут в игру.
  3. Диагностическая функция. В игре ребенок может сам диагностировать свои возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?
  4. Игротерапевтическая и коррекционная функция. Дети интуитивно прибегают к игре как средству для снятия страхов, эмоциональных и интеллектуальных напряжений.
  5. Развлекательная функция. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.

Обучающие практикумы помогают самим родителям освоить простейшие навыки игры в обучении детей, понять и принять своего ребенка как «личность», признать его индивидуальное своеобразие. Сами могут поучиться видеть обыденные вещи с разной точки зрения. Это умение помогает решать не только познавательные задачи, но и психологические проблемы. Иногда родители ожидают быстрого результата, поэтому нужно им объяснить, что занятия с ребенком необходимо продолжать для обеспечения устойчивости достигнутого результата. Объясняю родителям ряд важных моментов, которые следует учитывать при организации игровых занятий с ребенком. Обычно у родителей отрицательные поступки сразу бросаются в глаза, поэтому акцентирую обратить внимание на положительные качества ребенка, учу родителей, как помочь ребенку. Объясняю родителям смысл заданий и упражнений, выполняемых ребенком. При этом не забываем об эмоциональном контакте с ребенком. Эмоциональное подкрепление в работе обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга. Важный принцип - активное участие ребенка, создание мотивации для того, чтобы он начал осваивать новые виды деятельности. Занимаясь с ребенком вместе, родители начинают искать пути положительного воздействия на ребенка.

Очень интересно прошли психологические игры «Мы - родители»; «Великолепная мама и папа»; «Думай-Играй-Знай», «Перемена»; практикумы «Развиваемся, играя», «Познаем, играем вместе», «Развивающие игры»; «Воспитание здорового ребенка», «Ребенок с речевым нарушением» и т.д.

Опыт работы показал, что метод включения родителей в игровое взаимодействие и отслеживание динамики развития своих детей усиливает родительскую позицию, заинтересованность самих родителей в воспитании детей. В результате такого развивающего взаимодействия у родителей отмечается повышение уровня родительской компетентности: родители приобретают навыки общения с ребенком, решения своих проблем, а также позволяют им понять свои воспитательные успехи и неудачи и возможно, пересмотреть свой стиль воспитания.

Мы - педагоги стремимся к тому, чтобы родители стали любимыми воспитателями своих детей, чтобы родители строго придерживались в игре с ребенком роли партнера. Инициатива должна принадлежать ребенку, родитель может тактично и незаметно направлять ее в нужном направлении. Как говорил В.А.Сухомлинский, «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».